Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:07, курсовая работа
Цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.
Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров.
Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.
Балансирующая
функция цены выступает основным фактором
регулирования предложения товаров. По
каждому товару цена свидетельствует
о необходимости либо сокращения его выпуска
(если спрос снизился), либо увеличения
производства (если спрос имеется). Уровень
цен предлагаемых товаров предопределяет
уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее
растет на рынке предложение товаров.
При неудовлетворительных ценах или тенденции
к их снижению приходится переориентировать
ресурсы, изменять технологии, менять
объемы выпуска и продаж товаров. Естественное
взаимодействие спроса и предложения,
обеспечение их равновесия на основе цен
реально лишь на свободном рынке.
Стимулирующая функция цены характеризуется ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.
Посредством
цен можно реально стимулировать научно-технический
прогресс, обеспечивать экономию затрат,
улучшать качество продукции, изменять
структуру производства и потребления.
Стимулирование обеспечивается путем
варьирования уровнем прибыли в цене,
надбавками, скидками с цены.
Функция распределения
и перераспределения. Эта функция цены
связана с отклонением ее от стоимости
в рамках действия рыночных факторов.
Цены выступают инструментом распределения
и перераспределения национального дохода
между регионами, отраслями экономики,
ее секторами, различными формами собственности,
фондами накопления и потребления, различными
социальными группами населения. Данная
функция цены отражается через акцизы
на конкретные группы товаров, налог на
добавленную стоимость и другие формы
изъятия налогового характера, поступающие
в бюджет.
С помощью цены
перераспределяется создаваемая стоимость
между производителем и потребителем,
между отдельными слоями общества. Особенно
рельефно эта функция проявляется в ценах,
регулируемых государством. Применение
цен в качестве средства перераспределения
национального дохода предпочтительно
тогда, когда надо резко изменить пропорции
в народном хозяйстве.
Функция
цены как средство более
рационального размещения
производства. С помощью механизма цен
происходит перелив капиталов в те секторы
экономики, в развитие тех производств,
где имеется высокая норма прибыли, что
осуществляется под воздействием конкуренции
и движения спроса. Законодательно предприятию
предоставлено право самостоятельно определять,
в какую сферу деятельности, в какую отрасль
или область экономики инвестировать
капитал.
Цена выполняет
очень важную социальную
функцию. С ценами и их изменением
связаны структура и объемы потребления
благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный
минимум, потребительский бюджет семьи.
Социальная реакция людей на уровень цен
и его изменение чувствительна и высока.
В бытовом восприятии розничных цен на
потребительские товары и услуги люди
считают, что рост цен снижает уровень
жизни, тогда как снижение цен заведомо
улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются
во внимание другие, неценовые факторы,
такие, как доходы, наличие товаров на
рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
- розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
-
цены и тарифы на услуги. Тарифы могут
относиться к сфере оптовой торговли (например,
грузовые транспортные тарифы, фрахт)
и розничной (пассажирские тарифы).
По способу отражения транспортных расходов:
- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены
франко-назначения, включающие транспортные
расходы до пункта назначения.
По формам продаж:
- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:
1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);
2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);
3. С подачей заявок в запечатанных
конвертах, при этом отсутствует возможность
сравнения с запросами других покупателей.
По стадиям продажи:
- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
-
цены реализации (сделки, продажи, покупки)
- фактические, или номинальные, цены. Их
следует отличать от реальных, соотнесенных
с уровнем дохода общества или общим уровнем
цен.
По степени регулирования:
- жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);
- регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);
-
свободные (не подвержены прямому вмешательству,
формируются в соответствии с конъюнктурой
рынка).
По степени устойчивости во времени:
- твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
-
с последующей фиксацией: в договоре
определяются условия фиксации и принцип
определения уровня цены: периодичность
фиксации, база фиксации, сроки согласования
и осуществления фиксации.
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1. Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;
2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;
3.
Цены прейскурантов
и ценников. Прейскуранты выпускаются,
как правило, производителем для готовых
изделий, рассылаются клиентам, включают
цены для конечных пользователей, стабильные
скидки в разрезе всей или части товарной
номенклатуры фирмы. При необходимости
частого изменения цен прейскуранты дополняются
вкладышами с коэффициентами изменений.
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);
- мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).
Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:
- скидки за оплату наличными;
- сезонные скидки за покупку вне сезона;
- скидка за количество или серийность при покупке количества товара, увеличивающегося по сравнению с заранее определенным;
- скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;
- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;
- постоянным клиентам за «верность»;
- сконто - за предварительную оплату;
- специальные скидки на пробные партии и заказы;
- скидки за возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);
- скидки
при продаже подержанных
- экспортные скидки иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;
- скидки за
потери при усушке, утруске, сортировке,
за повышенное количество
- надбавка за индивидуальность заказа;
- надбавка за повышенное качество;
- надбавка за рассрочку платежа;
- надбавка за дополнительные услуги;
- наценки за упаковку, тару.
В условиях
развитого рынка основным видом цен являются
свободные от жесткого регулирования
цены, а ценообразование становится инструментом
маркетинга. Выработка ценовой стратегии
в первую очередь зависит от целей, преследуемых
фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация
прибыли или доли на рынке, достижение
стабильного положения. В процессе ценообразования
учитываются такие факторы, как спрос
(закон спроса, ценовая эластичность спроса,
психологическое восприятие цены),
полные и предельные издержки, цены и возможности
конкурентов, влияние других участников
канала товародвижения, законодательные
ограничения цен, различные характеристики
товара.
Кроме экономического регулирования цен широко применяется система административных (законодательных) мер. Нарушители подвергаются судебному наказанию в виде штрафа или тюремного заключения. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контролирование производителями и оптовиками розничных цен на свои товары. Во Франции широко применяются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен на некоторые товары, улучшение качества как условие роста цен на новую продукцию и т. д. Для усиления контроля государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала 10 %). Инфляция - повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.