Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 02:11, реферат
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.[1]
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КИЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Реферат
по дисциплине: «Ценообразование в туризме»
на тему: «Сущность и социально-экономическое значение цены»
Выполнила: студентка группы ТР-09 К.Г. Бабенко
Проверила: И.Н.Климович
ХАРЬКОВ – 2013
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.[1]
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.[2]
В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.
Процесс формирования цен
в условиях рыночного ценообразования
происходит в сфере реализации продукции.
Именно здесь сталкиваются спрос
на продукцию или услугу, предложение,
полезность предлагаемого товара, целесообразность
его приобретения, качество и конкурентоспособность.
Произведенный в сфере
Принципиальное отличие
рыночного ценообразования
Цены играют важную роль
не только в экономике в целом,
но и в предпринимательской
Цена является одним из
ключевых элементов рыночной экономики.
Это сложная экономическая
Другое определение цены имеет более широкое рыночное толкование. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.
Цены применяются в
любой экономической системе, но
формируются и действуют по-
Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
По классической схеме возможны следующие варианты:
1) если спрос превышает
предложение (рынок
2) конкуренция между продавцами
(рынок потребителя) ведет к
снижению цены и ее
3) монополизация оборачивается
установлением завышенных цен
на продаваемые монополиями
Совокупность цен с
учетом их формирования и изменения
действует как ценовой
· цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
· ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих.
Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует:
· нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
· верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.[4]
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
· цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);
· цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.[5]
В экономике действует
множество различных видов цен,
образующих систему, которая находится
в постоянном развитии, гибка и
динамична, что обусловлено постоянно
изменяющимися условиями
Во-первых, они образуются
на единой методологической основе. Под
методологией понимается совокупность
общих принципов, правил и методов
ценообразования. Методология формирования
цен является единой для всех уровней
управления (предприятие, отрасль, сфера
товарного обращения), поэтому она
не зависит от того, кто и на какой
период устанавливает цены. Наличие
методологической основы – необходимое
условие создания системы цен, это
стратегия ценообразования
Одним из важных методологических элементов являются принципы ценообразования, представляющие собой постоянно действующие основные положения, определяющие характер формирования системы цен. В экономической литературе выделяют следующие основные принципы: научность, целевая направленность, непрерывность, единство ценообразования и контроля.
Научность обоснования цен
заключается в познании и учете
действия объективных экономических
законов рыночной экономики, под
влиянием которых складываются цены:
закона стоимости, закона спроса и предложения.
Кроме того, реализация этого принципа
предполагает глубокий анализ конъюнктуры
рынка, изучение действующей системы
цен и их динамики, исследование
спроса, издержек, качества товаров
и продукции, выявление основных
рыночных факторов, определяющих характер
изменения цен и тенденций
развития производства, прогнозирование
уровня спроса, издержек, цен, то есть предполагает
получение и использование
Целевая направленность предполагает
определение приоритетных экономических
или социальных целей развития хозяйственного
комплекса страны и построение такой
системы цен, которая способствовала
бы их решению. Например, в современных
условиях главной задачей является
обеспечение роста
Непрерывность ценообразования обусловлена динамичным движением товаров – из сырья и материалов изготавливается продукция, проходя этапы товародвижения (изготовитель, оптовая, розничная торговля), она превращается в товар и доходит до конечного потребителя. По мере продвижения продукции или товара на рынок в каждом звене устанавливается своя цена, связанная с предыдущей, и этот процесс носит постоянный и непрерывный характер.
Важным принципом
Во-вторых, между предприятиями,
отраслями, сферами товарного обращения
экономики существует тесная технологическая,
экономическая, производственная зависимость,
в совокупности они образуют единый
хозяйственный комплекс, поэтому
любые изменения цен даже на одном
предприятии, не говоря об отрасли, автоматически
приводят к подвижке цен во всех
взаимосвязанных с ним
Система цен характеризуется такими показателями, как уровень, структура, динамика.. – с. 356.
Уровень цен – абсолютное количественное выражение цены в деньгах.
Структура цен – это
соотношение отдельных
Динамика цен представляет собой направления изменения уровней цен (повышение, понижение, темпы изменения).
Цены классифицируются по
различным признакам и в
Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Просветов Г.И. Цены и ценообразование. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – с. 26.
2. Мурахтанова Н.М., Еремина Е.И. Маркетинг: Учебник. – М.: Академия, 2008. – с. 116.
3. Барышев А.Ф. Маркетинг. – М.: Академия, 2009. – с. 147.
4. Просветов Г.И. Цены и ценообразование. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – с. 32.
5. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2009. – с. 248.
6. Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебник. – М. Дело: 2008. – с. 147.
7. Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. – М.: Омега-Л, 2009
Информация о работе Сущность и социально-экономическое значение цены