Сущность цены и ее роль в рыночной экономике. Функции цен.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:54, реферат

Описание работы

Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.

Содержание

1.Сущность цены и ее роль в рыночной экономике. Функции цен.
2. Виды цен и их регулирование
3. Задача
4. Список литература

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 78.50 Кб (Скачать)
stify">6.Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать все более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен».

Однако  в условиях российской экономики, при  значительном монополизме производителей и весьма слабо развитой конкуренции  переток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще крайне ограничен.

Все названные  функции цены взаимосвязаны и  взаимодействуют друг с другом, а  в ряде случаев и вступают в  противоречие. Так, стимулирующая функция  цены усиливает функцию сбалансирования  спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует  с функцией цены как критерия рационального  размещения производства, способствуя  переливу капиталов в те отрасли  и секторы экономики, где предъявляется  повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в  противоречие практически со всеми  остальными функциями, особенно со стимулирующей  и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

В хозяйственной  жизни взаимосвязи и взаимозависимости  между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).

 

 

    2. Виды цен и их регулирование

По характеру  обслуживаемого оборота различают  цены:

      - оптовые;

      - закупочные;

      - биржевые;

      - розничные.

     Оптовая цена предприятия ~ цена, по которой  предприятия реализуют произведенную  продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).

     В состав оптовой цены предприятия  включаются:

           - издержки производства продукции;

            - прибыль;

             - надбавки или скидки к цене;

               - НДС.

     Разновидностью  оптовой цены предприятия является трансфертная цена, по которой реализуется  продукция при ее передаче от одного подразделения другому в рамках одного предприятия. Трансфертные цены обычно бывают заниженными, что дает предприятию, закупающему по ним продукцию, определенные дополнительные конкурентные преимущества, позволяя уменьшать издержки собственного производства.

     Оптовые цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию сбытовым организациям, реализующим продукцию оптом. К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки.В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются по оптовым ценам.

     Биржевая  цена также считается оптовой. Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Биржа играет роль посредника в процессе продвижения товаров и способствует формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. НА биржах заключаются сделки купли-продажи крупных партий товаров, которые соответствуют установленным образцам и стандартам, цены на них устанавливаются в зависимости от реального спроса и предложения.

     Розничные цены — это цены, по которым товар  реализуется в сети розничной  торговли (как правило, товары продаются  поштучно или небольшими партиями).

     В розничной цене (по сравнению с  оптовой) добавляется еще один элемент  — торговая наценка (прибыль розничного продавца). Также в розничную цену может включаться стоимость транспортировки товара к месту продажи.

     Разновидностями розничной считаются цены:

    - аукционная  — цена товара, проданного на  аукционе. Отличительная особенность  аукционной цены заключается  в том, что она может быть в несколько раз выше рыночной цены данного товара. Обычно аукционная цена отражает определенные уникальные свойства товара, что в значительной степени сказывается на размере его цены;

    - коммерческая  — цена, установленная на товар  при его продаже на свободном рынке. Коммерческая цена может существенно отличаться от цен, устанавливаемых на этот товар государством.

     В сфере обращения действуют накидки:

    - оптово-сбытовая;

    - розничная  и др.

     Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (накидку).

     В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции  на рынке различают следующие  виды цен:

    - свободные  (рыночные);

    - регулируемые;

    - фиксируемые.

     Свободные (рыночные) цены — это цены, устанавливаемые  производителями продукции и  услуг на основе спроса и предложения  на данном рынке.

     К свободным относятся цены:

    - спроса - складываются на рынке покупателя;

    - предложения - указываются в оферте (официальном предложении продавца) без скидок;

    - производства  — определяются на основе издержек  производства с добавлением средней  прибыли на весь авансированный  капитал.

     К регулируемым относятся цены:

    - устанавливаемые  соответствующими органами управления;

    - в  отношении которых органы власти  и управления устанавливают какие-либо  ограничения.

     Регулируемые  цены могут быть:

    - лимитными  (пороговыми, защитными), залоговыми;

    - гарантированными;

    - рекомендуемыми;

    - фиксированными.

     Предельные (пороговые, лимитные) цены — самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию. Выше предельных цен предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

     Гарантированные цены — единые для всех производителей, по которым закупается продукция, устанавливаемые в целях создания оптимальных экономических условий производства продукции. Условием эффективного применения гарантированных цен являются их обеспеченность своевременным и достаточным бюджетным финансированием.

     Рекомендуемые цены — цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не носит директивного, обязательного характера.

     Фиксируемые цены — цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксированные цены, ограничен. Обычно фиксация цен осуществляется как временная мера, целями применения которой являются:

    - поддержка социально незащищенных слоев населения;

    - выход из кризисной ситуации, связанной с ростом инфляции.

 

Задача

 

Определить: оптовую  и розничную цену предприятия, структуру  розничной цены. Исходные данные: себестоимость  изделия - 40 руб., уровень рентабельности затрат - 20%, НДС - 6 руб., наценка посреднических организаций - 5 руб., торговая надбавка - 15% к отпускной цене посредников.

Решение

  1. Прибыль

    40*0,2=8 руб.

  1. Оптовая цена предприятия

    40+8=48 руб.

  1. Свободная отпускная цена

    48* (48+6)=102 руб.

  1. Оптовая цена закупки

    102+ (102+5)=209 руб.

  1. Розничная цена

    209+ (209*0,15)=240,35 руб.

    Ответ: Оптовая  цена-209 руб. ,розничная цена-240,35 руб. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Баздникин  А.С. Цены и ценообразование:  Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

2. Беляева  И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В.  Цены и ценообразование. Управленческий  аспект: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2004.

3. Житов  Р.Е. Ценообразование: Учебное  пособие. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005.

4. Ценообразование:  Учебное пособие / Под ред. Г.А.Тактарова.  – М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Цены  и ценообразование: Учебник / Под  ред. И.К.Салимжанова. – М.: ЗАО  «Финстатинформ», 2001.

6. Чибинев  В.М., Очередько В.П., Чибинев А.М. Ценообразование: Учебное пособие. – СПб.: ООО «Лексикон», 2000.

Информация о работе Сущность цены и ее роль в рыночной экономике. Функции цен.