Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.
Цель исследования - изучить сущность и виды цен.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и экономическую роль цены.
2. Проанализировать функции цены.
3. Рассмотреть виды цен и методы их расчета.
Объектом исследования являются основополагающие характеристики цены как экономической категории.
Предметом исследования являются виды цен.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И СРЕДНИЕ ЦЕНЫ……………………………………………...4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ИХ КЛАССИКАЦИЯ……………………………..4
СРЕДНИЕ ЦЕНЫ И ОБОБЩАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН …………………………..10
ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ДОХОДА НАСЕЛЕНИЯ……18
ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ РУБЛЯ………………………………………………………………………………….18
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН……………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………..31
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Цены
и ценообразование являются одним
из ключевых элементов рыночной экономики.
Важная роль цен в экономической
жизни определяется тем, что они
являются основой всех экономических
измерений, оказывают значительное
влияние на затраты и результаты
деятельности всех хозяйствующих субъектов:
и предпринимательских
Особенно велика их роль в рыночной экономике,
где свободные цены выступают основным
регулятором пропорций общественного
воспроизводства, хозяйственных отношений.
Цены являются также важным объектом государственного
регулирования, благодаря которому государство
осуществляет свою политику и в условиях
рынка.
В связи с переходом к рыночной экономике
с ее более жесткими условиями в конкурентной
среде - ценовая политика предприятия
является ключевым фактором в области
продвижения товара на рынок. Правильное
установление цены на товар способствует
развитию предприятия, формированию его
имиджа, появлению новых контактов с потребителями
продукции.
Определение цены является одной из труднейших
задач, стоящих перед любым предприятием.
И именно цена предопределяет успехи предприятия
- объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
Очень важно назначить цену таким образом,
чтобы она не оказалась слишком высокой
или слишком низкой.
Цена - один из критериев, определяющих
покупательские восприятия. Она влияет
на решение о покупке товаров, оказывает
влияние на прибыль торгового предприятия
и находится в тесном взаимодействии с
факторами рынка. Цена в условиях рынка
выступает как действительное средство
в конкурентной борьбе за покупателей,
предопределяет объемы производства и
продажи товаров, влияет на поведение
покупателей и их платежеспособности.
В ценовом механизме следует различать
и выделять две взаимодействующие составляющие.
С одной стороны это сами цены, их структура,
величина, динамика изменения, а с другой
- ценообразование как способ, правила
установления, формирования новых цен
и изменения действующих. Ценообразование
выступает активной, задающей частью ценового
механизма. Оно, собственно, и предопределяет
величину цены.
Цель исследования - изучить сущность
и виды цен.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и экономическую
роль цены.
2. Проанализировать функции цены.
3. Рассмотреть виды цен и методы их расчета.
Объектом исследования являются основополагающие
характеристики цены как экономической
категории.
Предметом исследования являются виды
цен.
1.1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЦЕНЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
В условиях рыночных отношений одним
из важных классификационных признаков
цен является степень их свободы
от регулирующего воздействия
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
Наиболее соответствующими природе
рыночных отношений являются свободные
цены, однако, полностью перейти
только к ним невозможно. Государство
в случае необходимости может
вмешиваться в процессы ценообразования
и в зависимости от изменяющихся
экономических условий
Решениями Правительства РФ, например, предусмотрено, что круг товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться и по отдельным видам товаров и услуг могут вводиться регулируемые цены. В отдельных регионах регулирование цен может зависеть от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей. Кроме того, политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, растительное масло и т.п.).
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия - цены изготовителей
продукции, по которым они продают
произведенную продукцию
Оптовые (отпускные) цены промышленности
- цены, по которым предприятия и
организации-потребители
Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия более тяготеют к производству.
В хозяйственной практике применяются три вида цен на строительную продукцию:
Закупочные цены - это цены (оптовые),
по которым реализуется
Тарифы грузового и
Розничные цены - цены, по которым товары
реализуются в розничной
Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.
Другие классификации цен
Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.
Аукционная цена - цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевая цена - цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.
Договорная (контрактная) цена - это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
При осуществлении
Цены классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают;
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные (местные) цены могут
быть оптовыми, закупочными, розничными.
Они устанавливаются
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен.
Классификация по времени действия
- твердые {постоянные)
цены, которые не меняются в течение всего
срока поставки продукции по данному соглашению
или контракту, обычно в договоре делается
оговорка: «цена твердая, изменению не
подлежит»;
- текущие цены,
по которым осуществляется поставка продукции
в данный период времени. Они могут меняться
в рамках одного контракта и отражают
состояние рынка;
- скользящие цены
устанавливаются на изделия, требующие
длительного срока изготовления. В договоре
устанавливаются исходная цена И порядок
внесения поправок в случае изменения
ценообразующнх факторов (издержек производства)
за период, необходимый для их изготовления.
Эти виды цен широко используются в международной
торговле. Возможен вариант, когда установлен
предел в процентах к договорной цене,
в рамках которого пересмотр цены не производится;
этот предел называется лимитом скольжения.
Например, цена может быть пересмотрена
не более чем на 20% от общей суммы затрат.
Скольжение также может распространяться
не на всю сумму затрат, а на определенные
виды затрат, указанные в договоре;
- сезонные цены
действуют в течение определен ного периода
времени;
- ступенчатые цены
представляют собой ряд последовательно
снижающихся (повышающихся) цен на продукцию
в заранее обусловленные моменты времени
по предварительно определенной.
1.2. СРЕДНИЕ ЦЕНЫ И ОБОБЩАЮЩИЙ УРОВЕНЬ ЦЕН.
Существуют две основные концепции регистрации цен. В условиях политики стабильных цен применялся сплошной учет, с переходом к рынку в нашей стране в основном стал использоваться выборочный метод регистрации цен, как и в международной практике. Основные принципы выборочной системы регистрации цен:
Информация о работе Средняя цена и индекс потребительских цен