Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:31, реферат
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая в процессе обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена использовались цены, как товарные пропорции. С появлением товарных, а затем металлических и бумажных денег стало возможным выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………….3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН ……………………………………………………………..4
2 ЦЕНЫ НА РАЗНЫХ ТИПАХ РЫН-КОВ………………………………………………8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………17
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ
ВПО Дальневосточный
РЕФЕРАТ
Дисциплина:
«Ценообразование»
Тема:
«Система цен и их виды:
классификация цен,
цены на разных типах
рынков»
Выполнила: Проверил: |
Благовещенск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН ……………………………………………………………..4
2 ЦЕНЫ НА РАЗНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ………………………………………………8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
………………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Определить
однозначным образом, что такое
цена столь же сложно, как и сформулировать
общее определение понятия «
Цена,
как и деньги, есть историческая
категория, возникшая в процессе
обмена. Уже в ходе простейшего натурального
обмена использовались цены, как товарные
пропорции. С появлением товарных, а затем
металлических и бумажных денег стало
возможным выражать цену в одних и тех
же единицах товарного эквивалента, используемого
в качестве средства платежа.
1
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН
Существует значительное разнообразие видов цен, различающихся по целому ряду признаков.
1. В
зависимости от масштабов
2. По
признаку степени
3. На
рынке спроса и предложения
взаимодействуют следующие
Наряду с охарактеризованными выше основными видами цен в экономической практике применяется ряд других цен, выделяемых по самым разнообразным признакам. В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях наряду с текущими, действующими, фактическими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен необходимо в связи с естественным изменением цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание десять тысяч рублей, а затем стала тратить двадцать тысяч, то это вовсе не свидетельствует, что члены семьи стали есть вдвое больше, возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, нужно установить, сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными. В связи с подобными обстоятельствами определяют сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, т.е. коэффициент перерасчета, отражающий их изменение. По мере перехода в зону скачкообразного подъема цен взамен индекса цен и сопоставимых цен стал чаще использоваться показатель уровня инфляции.
В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов используются проектные цены. В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными.
Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателя цен. Такие цены называются прейскурантными.
В
ходе осуществления планово-
Договорные цены – цены, величина которых определена предваряющим акт купли – продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, где оговаривается уровень (диапазон) цен.
Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Установление мировой цены производится путем ознакомления с предложениями зарубежных конкурентов, на основе анализа рыночной конъюнктуры, путем сопоставления экспортных цен различных стран на один и тот же товар или через международные финансовые биржи. Мировые цены исчисляются обычно в СКВ. В России по мере становления рыночных отношений цены на рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым [7].
Особую категорию цен представляют цены неофициального, так называемого «черного, теневого» рынка. Чаще всего это цены на запрещенные в открытой продаже товары.
Ожидаемые в будущем цены. Объем спроса на товар в пределах какого-либо данного периода зависит не только от цен, складывающихся в этом периоде, но также от цен, которые ожидаются в будущем. Например, объем спроса на автомобили в данном месяце может быть выше при любой данной цене, если ожидается рост цен на автомобили в следующем месяце. Ожидаемые в будущем доходы также окажут влияние на объемы спроса в текущем периоде.
Цена безубыточности – равна минимальному уровню средних совокупных издержек. Если рыночная цена равняется цене безубыточности, то цена равна средним совокупным издержкам и , следовательно, предприятие как раз и является безубыточным, не имеющим ни прибыли, ни убытков в экономическом смысле.
Цена труда – сумма выплат, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Основная составляющая – заработная плата, получаемая за выполненные работы. В соответствии с законодательством может включать различные выплаты и льготы.
Цена минимальная – установленный законодательно или в административном порядке предел цены, который не может быть занижен. Положение о минимальной цене продукции или товара является средством государственной политики в области цен, которое должно воспрепятствовать возникновению разрушительной конкурентной борьбы. Например: минимальные цены на определенную сельскохозяйственную продукцию в ЕС.
Цена максимальная – установленный законодательно или в административном порядке предел цены, который не может быть завышен. Как средство государственной экономической политики максимальные цены служат целям нивелирования прибылей для предотвращения нежелательных социально-экономических последствий. Характерны для экономики военного времени или периодов инфляции.
Цена льготная – временная цена на продукцию, устанавливаемая на пониженном уровне в целях оживления торговли, стимуляции потребления отдельных видов продукции. Может применяться для отдельных групп потребителей (например, пенсионеров) [5].
Таким
образом, мы видим, что в современной
рыночной экономике существует множество
видов цен, отличающихся друг от друга
по функциям.
2 ЦЕНЫ НА РАЗНЫХ ТИПАХ РЫНКОВ
Рынок – это экономическая система, в которой движущей силой является конкуренция. Однако в реальной действительности конкуренция существует в различных степенях в диапазоне от идеальной (совершенной) конкуренции до полного ее отсутствия. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Цена является «параметром» для конкурирующих продавцов – она определяется рыночными силами и не может сознательно контролироваться фирмой [7, C. 147].
В зависимости от объектов купли – продажи рынки выделяются:
С позиции ценообразования и характера конкуренции различают модели рынков:
А) рынок совершенной конкуренции
Б) рынок несовершенной конкуренции, который делится на:
Рассмотрим
эти типы рыночных структур и их краткие
характеристики (см.рис 1)
Формы рыночных структур | |||
Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Большое число покупателей и продавцов | Конкуренция между многими продавцами | Конкуренция между несколькими продавцами | Один продавец |
Свободный вход и выход из отрасли | Нет серьезных барьеров для вступление в отрасль | Ограниченное вхождение в отрасль | Вход в отрасль и выход из нее невозможны |
Однородный продукт, не нуждающийся в рекламе | Дифференцированный продукт + реклама | Однородный продукт | Необходимость дифференциации продукта и рекламы зависит не от действительной конкуренции, а от угрозы конкуренции. |
Информация о работе Система цен и их виды: классификация цен, цены на разных типах рынков