Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 20:09, контрольная работа
Цель работы рассмотреть систему цен, её структуру.
Рассмотрена система цен как единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, а также рассмотрены виды цен и факторы влияния на цены.
Введение 3
1 Понятие система цен и ее структура 4
2 Факторы влияния на цены 8
3 Участники рынка в системе цен 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Понятие система цен и ее структура 4
2 Факторы влияния на цены 8
3 Участники рынка в системе цен 9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
ВВЕДЕНИЕ
В период финансового кризиса нарушаются экономические взаимоотношения на внутреннем и мировом рынках, движение товарооборота, следовательно, производственный процесс во всех отраслях экономики. На систему цен происходит влияние внутренних и внешних факторов ценообразования.
Зависимость российской экономики от экспорта сырья, в частности нефти, влечёт серьёзные трудности в работе различных отраслевых сферах. Отмечаются снижение спроса на товары как внутреннего, так и внешнего рынков, девальвация рубля, а в некоторых случаях затоваривания рынка по причине отсутствия спроса на определённый вид товара. В сложившихся условиях участники экономических отношений вынуждены искать новый подход, как в процессе производства, так и в системе цен.
В связи с неплатёжеспособностью населения и развитием государственной программы строительства жилья приведёт к поддержке одних строительных компаний и связанных с ними промышленного сектора, и остановке или банкротства других строительных компаний.
Импортируемые товары также входят в систему цен государства.
Цель работы рассмотреть систему цен, её структуру.
Рассмотрена система цен как единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, а также рассмотрены виды цен и факторы влияния на цены.
Система цен - это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.
Система цен состоит из множества отдельных блоков (оптовые цены, закупочные цены, розничные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном блоке, ведет к изменению в других. Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии под влиянием множества факторов.
Рассмотрим составляющую системы цен - виды цен.
Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
Оптовые цены делятся на два подвида:
- оптовая ценна предприятия
(отпускная цена) - цена изготовителя
продукции оптово-сбытовым
- оптовые цены промышленности
- цены, по которым предприятия
и организации - потребители оплачивают
продукцию снабженческо-
Разновидность оптовой цены предприятия изготовителя является трансферная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Трансферная цена может влиять на конкурентоспособность фирмы на рынке. Например, путём занижения цены на сырьё и материалы, поставляемые дочерними предприятиями.
Разновидность оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с неё в зависимости от качества товара, от места поставки, биржевого контракта.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.
Розничная цена образуется
из следующих экономических
Торговая надбавка состоит
из издержек торговых организаций и
их прибыли для продолжения их
деятельности. Торговая надбавка устанавливается
предприятиями розничной
Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.
Закупочные цены - это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения.
По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства. В закупочные цены не входят НДС и акцизы.
В российской экономической
практике были и в определенной степени
продолжают быть распространенными
государственные закупки
Ценовой паритет должен
обеспечить через цены взаимовыгодный
обмен продукции между
В принципе термин "закупочные цены" можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта - это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Составные элементы тарифа - издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за перевозочную операцию (транспортировка грузов).
Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками).
При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот - экспортные и импортные цены. Эти цены обладают специфическими чертами - они отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируемых на условиях производства и реализации мирового хозяйства.
Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. Мировая цена формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и так далее.
Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта.
На экспортируемые товары в мировой системе действуют два вида цен: цена франко - станция отправления и цена франко - станция назначения. Они различаются методами возмещения транспортных расходов и имеют много разновидностей.
На экспортируемые товары внутри страны
устанавливаются специальные
Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя их соотношения спроса и предложения.
2 ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ЦЕНЫ
Выделяется пять основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс ценообразования:
а) потребители,
б) правительство,
в) участники каналов сбыта,
г) конкуренты,
д) издержки производства.
Все эти факторы можно условно разделить на две основные категории - внутренние и внешние.
К основным внутренним факторам,
определяющим уровень цен
Основные внешние факторы,
влияющие на процесс ценообразования
на товар конкретного
3 УЧАСТНИКИ РЫНКА В СИСТЕМЕ ЦЕН
К участникам рынка в системе цен относятся:
Потребители - психологические аспекты поведения покупателей (потребности, нужды, запросы, мотивация при выборе товара или услуги, способы приобретения, отношение к продукции, чувствительность к ценам и качеству товаров и услуг) и экономические аспекты поведения покупателей (покупательная способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями).
Рыночная среда. Это понятие является очень сложным и многогранным, так как рыночная среда формируется под влиянием большого количества экономических, политических и культурных факторов. Обычно выделяют четыре основные модели рынка: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.
С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих типов рынка является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимально оно сказывается в условиях монополии, а минимально - при совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и самим рынком.
Участники каналов товародвижения. Товародвижение - это процесс, обеспечивающий доставку товаров конечному потребителю. Известно, что существуют три основных вида его каналов:
- прямые (товары и услуги
доставляются конечному
- косвенные (товары
и услуги доставляются
- смешанные (когда
объединяются особенности
С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем значительнее розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовителя данной продукции. В итоге это ограничит спрос на товары или услуги, что в свою очередь приведет к снижению цен и тем самым, будет способствовать оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в результате мультипликационного эффекта может сложиться прямо противоположная ситуация: при росте цен будет наблюдаться неограниченный спрос, так как в движение придет инфляционная спираль "цены - заработная плата".
Государство. Можно выделить три формы влияния государства на ценообразование: фиксирование цен, регулирования цен и регулирование системы свободного ценообразования.
Фиксирование цен:
- использование прейскурантных цен. Прейскуранты цен товаров и услуг - это официальные сборники цен и тарифов, утверждаемые и издаваемые министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Обычно с помощью прейскурантов регулируются цены продукции предприятий-монополистов: электроэнергии, газа, нефти, коммунальных услуг, транспорта. Цены данной продукции вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации цен во всех других сферах и, соответственно, экономической ситуации в целом. Самым трудным моментом является установление уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной приводит к состоянию избытка предложения на рынке, а ниже - к дефициту;