Рынок ценных бумаг

Автор: Екатерина Котанова, 25 Августа 2010 в 01:23, контрольная работа

Описание работы

Появление и распространение производных ценных бумаг связано с поиском таких инвестиционных стратегий, которые обеспечивали бы не только получение дохода, но и страхование от рисков при неблагоприятном изменении цен, т.е. с решением проблемы оптимального размещения свободных денежных средств.

Работа содержит 1 файл

ПЦБ.docx

— 37.30 Кб (Скачать)

         Форвард специфицирован. Любой форвард  составляется в соответствии  со специфическими потребностями  конкретных клиентов - является объектом  внебиржевой торговли.

         Твердых гарантий обязательного  исполнения форварда не существует. Если изменение цен будет существенным, поставщик может отказаться от  поставки даже под угрозой  выплаты штрафных санкций. Таким  образом, базируется на доверительных  отношениях контрагентов друг  к другу, их профессиональной  честности и платежеспособности.

         Форвард «привязан» к точной  дате. Поставка товара или финансового  инструмента может быть сделана  поставщиком по его усмотрению  в любой день месяца, указанного  в контракте7.

   2. Принципы регулирования рынка  производных ценных бумаг

   2.1 Виды регулирования рынка ценных  бумаг

   Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

   • государственное регулирование  рынка, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых  входит выполнение тех или иных функций  регулирования;

   • регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или  саморегулирование рынка. Этот процесс  может развиваться двояко: с одной  стороны, государство передает часть  своих функций по регулированию  рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой — эти последние сами договариваются о том, что созданная организация  получает от них некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной организации;

   • общественное регулирование, или регулирование  через общественное мнение. В конечном счете, именно реакция широких слоев  общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, о которой начинаются те или иные регулятивные действия государства  или профессионалов рынка. Регулирование  рынка ценных бумаг обычно имеет  следующие цели:

   • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

   • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц  или организаций, от преступных организаций  и преступников вообще;

   • обеспечение свободного и открытого  процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

   • создание эффективного рынка, на котором  всегда имеются стимулы для предпринимательской  деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

   • в определенных случаях — создание новых рынков, поддержка необходимых  обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

   • воздействие на рынок с целью  достижения каких-либо общественных целей 

   • защита общественных интересов на рынке. 

   2.2 Процесс регулирования на рынке  ценных бумаг

   Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает:

   • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений  и других нормативных актов, которые  ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

   • отбор профессиональных участников рынка. Современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или  организация может занять место  такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и  капиталу, которые устанавливаются  уполномоченными на это регулирующими  организациями или органами;

   • контроль за соблюдением всеми участниками  рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

   • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

   2.3 Принципы регулирования рынка производных ценных бумаг

   Принципы  регулирования российского рынка  ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную  временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.  

   Основными принципами являются:

   1. Разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и  отношений с участием профессиональных  участников рынка — с другой. В первом случае регулируются  отношения между владельцем прав  по ценной бумаге и лицом,  по ней обязанным. Во втором  — отношения, связанные с заключением  и исполнением сделки, между эмитентом  и профессиональным участником, инвестором и профессиональным  участником или между профессиональными  участниками. 

   2. Выделение из всех видов ценных  бумаг так называемых эмиссионных,  т.е. тех, которые выпускаются  в массовом порядке, сериями  и могут быстро распространяться  и рынок которых может быть  быстро организован. Операции  именно с такими бумагами нуждаются  в тщательном регулировании, поскольку  именно этими инструментами злоумышленники  могут нанести большой ущерб  участникам рынка. 

   3. Максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  — эмитентах, крупных инвесторах  и профессиональных участниках. Этим достигается возможность  получения участниками рынка  информации друг о друге для  принятия деловых решений при  операциях на рынке. 

   4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через непринятие  регулятивных документов, делающих  преференции отдельным участникам  рынка. Все субъекты регулирования  имеют равные права перед регулирующими  органами: в нормах не упоминаются  конкретные имена или фирменные  названия.

   5. При разделении полномочий между  регулирующими органами следует  исходить из того, что нормотворчеством  и нормоприменением не должно  заниматься одно и то же  лицо.

   6. Обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка.  Такой принцип повышает качество  нормотворчества и его объективность. 

   7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования  рынка ценных бумаг, имеющей  определенную историю и традиции. Вместе с тем нельзя не учитывать  и все возрастающую интеграцию  национального фондового рынка  с международным. Неэффективно  начинать строить новую систему  регулирования рынка «с центра  поля» — необходимо практически  учитывать опыт мирового рынка,  качественно перерабатывать его  и использовать удачные регуляционные  решения. Вместе с тем не  следует делать из этого опыта  догмы — повторение чужих ошибок  может замедлить прогресс в  регулировании рынка. 

   8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями)8.  
 
 
 
 

   Заключение

        Последнее десятилетие характеризуется стремительным ростом объемов национальных и международных рынков производных финансовых инструментов. По мнению экспертов, возникновение и развитие рынка производственных финансовых инструментов является важнейшим событием экономической жизни последних 20 лет.

   В самом названии этих инструментов – «производные" - проявляется тот факт, что они возникли и получили развитие на основе ценных бумаг и срочных контрактов (фьючерсов) практически на все типы биржевых товаров (начиная с нефти и газа и кончая соей и апельсиновым соком), а также на биржевые индексы, процентные ставки, валютные курсы и т.д.

   Развитию рынка производных финансовых инструментов в России, прежде всего, мешает отсутствие экономической основы, т.е. отсутствие объективного экономического интереса у субъектов российской экономики.

   Первичный рынок является наиболее интересным, слабо регулируемым (ввиду своей  динамичности) и быстроразвивающимся  сектором финансового рынка. Инструменты, используемые на первичном рынке, кроме  участия в операциях, преумножающих  капитал, призваны увеличивать скорость оборота финансовых вложений, страховать ответственность и риски участников. Таких целей очень трудно достичь при больших сроках банковских расчетов, жестком контроле со стороны государства над операциями участников, высоком налоговом бремени (когда налогом облагается каждая сделка), значительных трудностях (из-за длительности сроков) привлечения к ответственности участников рынка. 

Список  использованных источников

  1. Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг: Учебник / В. А. Галанова, А. И. Басова - М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 c.
  2. Золотарева, В.С. Рынок ценных бумаг: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 352 c.
  3. Иванова, Е.В. Расчетный форвардный контракт как срочная сделка. - М.: Волтерс Клувер, 2005 . – 160 с.
  4. Колесников, В. И. Ценные бумаги: Учебник / В.И.Колесникова, В.С. Торкановского.- М.: Финансы и статистика, 2007. – 304 с.
  5. Миркин, Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. Профессиональный курс в Финансовой Академии при Правительстве РФ. – М.: «Перспектива», 2005. – 488 с.
  6. Фельдман, А.Б. Основы рынка производных ценных бумаг. – M.: Инфра-М, 2005. – 96 с.
  7. Чепурин, М. Н. Курс экономической теории: учебник / Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2007. – 832 с.

Информация о работе Рынок ценных бумаг