Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, доклад
Литва, Латвия и Эстония вышли из состава СССР в 1991 г. раньше всех бывших союзных республик и провозгласили государственную независимость. Для этих стран был характерен более высокий уровень экономического развития по сравнению с другими союзными республиками.
Литва, Латвия и Эстония вышли из состава СССР в 1991 г. раньше всех бывших союзных республик и провозгласили государственную независимость. Для этих стран был характерен более высокий уровень экономического развития по сравнению с другими союзными республиками. Произведенный национальный доход на душу населения на 10 – 19% превышал среднесоюзный уровень. Характерно, что, когда в СССР в целом в 1986—1989 гг. темпы развития народного хозяйства снижались, в Прибалтийских республиках они по сравнению с предшествующим пятилетием выросли: в Литве – 1,3 раза, в Эстонии – в – 1,4, в Латвии – 1,5 раза.
Прибалтийские государства
были меньше интегрированы в общесоюзную
экономику, созданные здесь отрасли
не были ориентированы на удовлетворение
общесоюзных потребностей в отличие
от Украины и Беларуси. Значительная
часть производственного
Начавшиеся реформы в Литве, Латвии и Эстонии проводились в соответствии с традициями монетаризма:
отказ от прямого государственного регулирования деятельности предприятий;
последовательная либерализация цен;
поддержка частного предпринимательства;
приватизация и акционирование государственной собственности;
переориентация на европейский и мировой рынки;
привлечение иностранного капитала;
жесткая финансово-кредитная политика.
Глубокий экономический кризис, приведший к распаду СССР, наложил существенный отпечаток на экономическую жизнь государств Балтии, которые не предполагали вступления в СНГ и сразу поставили задачу преодоления экономической зависимости от России посредством расширения торговли с Западной Европой.
Однако в первые месяцы самостоятельного развития Балтийские страны, как и большинство советских республик, оказались в полосе постоянно растущей инфляции, разрушающейся финансово-кредитной сферы.
В первой половине 1992 г. в бывшем Советском Союзе в пределах одного денежного пространства действовали 15 независимых центральных банков бывших союзных республик, которые выдавали кредиты. Сложилась своеобразная конкуренция за выпуск максимального количества денег, причем не только наличных, но и кредитных, что вело к неизбежной дестабилизации рубля. И если республиканский банк отказывался от подобных мер, то его республика получала меньшую долю общего объема национального продукта, так как другие заплатили бы ей кредитами, а не товарами и услугами.
В этой ситуации утверждение
экономического суверенитета Прибалтийские
страны начали с выхода из рублевой
зоны, перехода к конвертируемой и
устойчивой национальной валюте.
В мае 1992 г. начала восстанавливать свою довоенную валюту Латвия. Первоначально был налажен выпуск латвийских рублей в качестве временной валюты, используемой наряду с российским рублем по курсу 1:1. В июле того же года латвийский рубль – рублис стал единственным законным платежным средством во внутреннем обращении. Менее чем через год – к июню 1993 г. – в стране вводится лат, который становится единственным платежным средством.
В октябре 1992 г. в качестве единственной национальной валюты другое Прибалтийское государство – Литва начала использовать талон (купон), до этого обращавшийся параллельно с российским рублем. В июне 1993 г. талоны как временная валюта были заменены литовским литом в соотношении 100 : 1. С августа 1993 г. хождение иностранной валюты на территории было республики запрещено.
В июне 1992 г. национальную валюту – крону вводит Эстония. Устанавливается фиксированный курс кроны по отношению к немецкой марке – 8:1. Центральный банк страны с самого начала гарантировал конвертируемость кроны. Эстонская валюта до настоящего времени остается наиболее стабильной, ее девальвация запрещена законом.
Введение собственных
национальных валют сопровождалось
жесткой денежно-кредитной
сокращением расходов бюджета;
отказом от финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии;
ограничением выдаваемых банками кредитов;
переводом кредитования на коммерческую основу и др.
В итоге высокие темпы инфляции, составившие в 1992 г. в Литве – 1162,5%, в Латвии – 958, в Эстонии – 1042,4%, в 1993 г. составили соответственно 188,3; 35 и 35,7%. Вместе с тем, несмотря на столь значительные успехи в смягчении инфляции, ситуация в этой области еще далека от желаемой. В 1994 г. уровень инфляции в Латвии составлял около 46%, в Эстонии – 47, в Литве – 45%.
Имевшиеся у Прибалтийских республик в первые месяцы независимости достижения в антиинфляционной политике не были дополнены успехами в сфере производства. Свертывание экономических связей с Россией и другими бывшими советскими республиками и резкое удорожание традиционного импорта привели к обвальному спаду производства.
В Литве объем промышленного производства в 1992 г. сократился в 2 раза, продукции сельского хозяйства – на 30%. В 1993 г. объемы производства снизились на 46% по сравнению с 1992 г. В Латвии в 1992 г. производство промышленной продукции сократилось на 35%, в 1993 г. – еще на 38%. В Эстонии в 1992 г. продукция промышленности упала на 39%, сельского хозяйства – на 21%. В результате такого сокращения производства происходил фактический развал государственного сектора экономики, который ранее работал на союзный комплекс. При этом падение затронуло и отрасли легкой, пищевой промышленности, чья продукция адресовалась внутреннему потребителю.
Цены и инфляция в Эстонии
Хотя средний уровень
цен в Эстонии значительно
ниже, чем в развитых странах, в
настоящее время он все же является
одними из самых высоких в Центральной
и Восточной Европе. На формирование довольно
высоких цен оказало влияние как раннее
устранение государственного регулирования
цен, так и соседство с Финляндией – высокий
уровень цен неизбежно передается оттуда
и в Эстонию, прежде всего, через приезжающих
в Таллинн за покупками финских туристов.
Услуги в Эстонии довольно дешевы, но цены
в большинстве магазинов вполне сравнимы
со средними по Европейском Союзу. Особенно
это касается импортируемых промышленных
и хозяйственных товаров, однако есть
целый ряд товаров и услуг, цены на которые
в Эстонии ниже, чем даже в Латвии и Литве,
где в целом уровень цен ниже.
Наиболее быстрый
рост цен в Эстонии наблюдался
в самом начале реформ – в конце
80-х и начале 90-х годов, когда
в торговле отказались от назначаемых
Москвой цен. Инфляции также способствовал
дефицит товаров, который был
обусловлен разрывом прежних производственных
связей, а также из-за начавшихся
поставок западных товаров, цены которых
не субсидировались. В начале ХХI столетия
рост цен значительно замедлился
– в 2003 г. инфляция в Эстонии составляла
1,3%, – но после вступления в Европейский
Cоюз рост цен снова ускорился. Первопричиной
было поднятие некоторых налогов и акцизов,
внедрение новых налогов и таможенных
сборов, затем последовало подорожание
нефтяных, металлических, продуктовых
и прочих товаров во всем мире, а также
рост цен, обусловленный быстрым ростом
экономики и сферы кредитования. В 2008 г.
потребительские цены в Эстонии выросли
на 10,4%. Экономический кризис, однако, вскоре
привел к снижению цен, несмотря на тот
факт, что правительство повысило налоги,
чтобы сбалансировать бюджет: в 2009 г. цены
оставались на прошлогоднем уровне, а
начиная с мая 2009 г. по февраль 2010 г. цены
в годовом сравнении снижались.
На сегодняшний день в Эстонии регулируется лишь малая доля цен. На государственном уровне контролируются цены на продаваемые жителям электричество, природный газ и теплофикацию, на местном уровне – тарифы на местный общественный транспорт, водоснабжение и канализацию.
Перспективы развития рынка электроэнергии в Прибалтийском регионе
В ближайшие 10 лет структура рынка Прибалтики принципиально изменится в связи с открытием и интеграцией рынков. Вступление в ЕС требует снятия оставшихся барьеров для трансграничной торговли, что вкупе с расширением конкурентных национальных рынков будет стимулировать развитие общего рынка Прибалтики и торговлю электроэнергией с контрагентами из соседних стран ЕС. Пока энергосистемы прибалтийских государств технически интегрированы только друг с другом и странами СНГ. Чтобы реально стать частью рынка ЕС, необходимы прямые выходы на сети других европейских стран. Этого же требует и общая для трех стран цель - снижение зависимости региональной энергосистемы от российской.
В соответствии
с резолюцией совета министров
стран Балтии от 18 февраля 2000 г.
в настоящее время
Наряду
с технической и
Интеграция
с другими европейскими
Таким
образом, ко второму
В Латвии, как и
в России, либерализация системы
тарифного и нетарифного (административного)
регулирования внешней торговли
проходила поэтапно. Закон о таможенных
тарифах (пошлинах) Латвийской Республики,
принятый Сеймом 29 сент. 1994г., неоднократно
корректировался в части как
уровня тарифов, так и унификации
товарных групп. Таможенный тариф распространяется
на товары, соответствующие
Базовый импортный
тариф на ввоз в Латвию тканей, трикотажа,
одежды и обуви, керамики и стекла,
проката и других изделий из черных
металлов, некоторых видов
Вступление Латвии
в Евросоюз повлечет за собой переход
от национального к единому
После вступления Латвии
в ВТО базовые ставки тарифов
ввозной таможенной пошлины на с/х
товары поделены на три группы: 0-1% (РНБ
– режим наиболее благоприятствуемой
нации в торговле – 0,5%) на товары, которые
Латвия не производит или использует только
в качестве сырья (фрукты, кофе, чай); 20%
(РНБ 15%) на товары, которые в Латвии производятся
частично (грибы, красный перец, консервы,
соки), и свыше 30% на остальные товары, внутренний
рынок которых надо особо защищать (животные,
мясо и мясные продукты, молоко и молочные
продукты, зерно, сахар, некоторые овощи,
кондитерские изделия, алкоголь).
По данным Департамента
внешнеэкономической политики МИД
Латвии, простой средний таможенный
импортный тариф Латвии по базовой
ставке составляет 7,48% от таможенной стоимости.
С учетом товарной номенклатуры внешнеэкономической
деятельности по группам ТН ВЭД от 01 до
24 средний импортный тариф составляет
по базовой ставке 18,13%, ставка РНБ – 12,61%;
по товарным группам 25-97 базовый тариф
составляет 3,92%, тариф РНБ – 2,47%. По группе
16 (изделия из мяса) базовый тариф – 11,8%,
тариф РНБ – 8,04%. Простой средний тариф
РНБ по всем товарным группам (01-97) составляет
5,01%.
Средневзвешенный
базовый импортный тариф Латвии
по товарным группам, участвующим во
внешней торговле страны, составляет
3,63%. По группам 01-24 этот тариф составляет
13,85%, а группам 25-97 – 2,12%. Средневзвешенный
импортный тариф по ставкам РНБ
по всем товарным группам (01-97) составляет
2,39%.
Конкретизируя влияние
действующих тарифов на российско-латвийские
торговые отношения, следует отметить,
что сырьевые товары (топливо и
другие минеральные продукты, металлы,
пластмассы и другие изделия из них,
химпродукты) ввозятся в Латвию без уплаты
таможенной пошлины. Сырьевые товары формируют
основную структуру росэкспорта в Латвию.