Регулирование цен в странах Прибалтики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, доклад

Описание работы

Литва, Латвия и Эстония вышли из состава СССР в 1991 г. раньше всех бывших союзных республик и провозгласили государственную независимость. Для этих стран был характерен более высокий уровень экономического развития по сравнению с другими союзными республиками.

Работа содержит 1 файл

регулирование цен в странах прибалтики.docx

— 21.28 Кб (Скачать)

Литва, Латвия и Эстония  вышли из состава СССР в 1991 г. раньше всех бывших союзных республик и  провозгласили государственную  независимость. Для этих стран был  характерен более высокий уровень  экономического развития по сравнению  с другими союзными республиками. Произведенный национальный доход  на душу населения на 10 – 19% превышал среднесоюзный уровень. Характерно, что, когда в СССР в целом в 1986—1989 гг. темпы развития народного хозяйства снижались, в Прибалтийских республиках они по сравнению с предшествующим пятилетием выросли: в Литве – 1,3 раза, в Эстонии – в – 1,4, в Латвии – 1,5 раза.

Прибалтийские государства  были меньше интегрированы в общесоюзную  экономику, созданные здесь отрасли  не были ориентированы на удовлетворение общесоюзных потребностей в отличие  от Украины и Беларуси. Значительная часть производственного потенциала была направлена на удовлетворение собственных  потребностей, что впоследствии облегчило  структурные рыночные преобразования.

Начавшиеся реформы  в Литве, Латвии и Эстонии проводились  в соответствии с традициями монетаризма:

отказ от прямого  государственного регулирования деятельности предприятий;

последовательная  либерализация цен;

поддержка частного предпринимательства;

приватизация и  акционирование государственной собственности;

переориентация на европейский и мировой рынки;

привлечение иностранного капитала;

жесткая финансово-кредитная  политика.

Глубокий экономический  кризис, приведший к распаду СССР, наложил существенный отпечаток  на экономическую жизнь государств Балтии, которые не предполагали вступления в СНГ и сразу поставили  задачу преодоления экономической  зависимости от России посредством  расширения торговли с Западной Европой.

Однако в первые месяцы самостоятельного развития Балтийские страны, как и большинство советских республик, оказались в полосе постоянно растущей инфляции, разрушающейся финансово-кредитной сферы.

В первой половине 1992 г. в бывшем Советском Союзе в  пределах одного денежного пространства действовали 15 независимых центральных  банков бывших союзных республик, которые  выдавали кредиты. Сложилась своеобразная конкуренция за выпуск максимального  количества денег, причем не только наличных, но и кредитных, что вело к неизбежной дестабилизации рубля. И если республиканский  банк отказывался от подобных мер, то его республика получала меньшую  долю общего объема национального продукта, так как другие заплатили бы ей кредитами, а не товарами и услугами.

В этой ситуации утверждение  экономического суверенитета Прибалтийские  страны начали с выхода из рублевой зоны, перехода к конвертируемой и  устойчивой национальной валюте. 

В мае 1992 г. начала восстанавливать  свою довоенную валюту Латвия. Первоначально  был налажен выпуск латвийских рублей в качестве временной валюты, используемой наряду с российским рублем по курсу 1:1. В июле того же года латвийский рубль  – рублис стал единственным законным платежным средством во внутреннем обращении. Менее чем через год – к июню 1993 г. – в стране вводится лат, который становится единственным платежным средством.

В октябре 1992 г. в  качестве единственной национальной валюты другое Прибалтийское государство  – Литва начала использовать талон (купон), до этого обращавшийся параллельно  с российским рублем. В июне 1993 г. талоны как временная валюта были заменены литовским литом в соотношении 100 : 1. С августа 1993 г. хождение иностранной валюты на территории было республики запрещено.

В июне 1992 г. национальную валюту – крону вводит Эстония. Устанавливается  фиксированный курс кроны по отношению  к немецкой марке – 8:1. Центральный  банк страны с самого начала гарантировал конвертируемость кроны. Эстонская  валюта до настоящего времени остается наиболее стабильной, ее девальвация  запрещена законом.

Введение собственных  национальных валют сопровождалось жесткой денежно-кредитной политикой:

сокращением расходов бюджета;

отказом от финансирования бюджетных расходов за счет эмиссии;

ограничением выдаваемых банками кредитов;

переводом кредитования на коммерческую основу и др.

В итоге высокие  темпы инфляции, составившие в 1992 г. в Литве – 1162,5%, в Латвии – 958, в Эстонии – 1042,4%, в 1993 г. составили  соответственно 188,3; 35 и 35,7%. Вместе с  тем, несмотря на столь значительные успехи в смягчении инфляции, ситуация в этой области еще далека от желаемой. В 1994 г. уровень инфляции в Латвии составлял около 46%, в Эстонии – 47, в Литве – 45%.

Имевшиеся у Прибалтийских  республик в первые месяцы независимости достижения в антиинфляционной политике не были дополнены успехами в сфере производства. Свертывание экономических связей с Россией и другими бывшими советскими республиками и резкое удорожание традиционного импорта привели к обвальному спаду производства.

В Литве объем  промышленного производства в 1992 г. сократился в 2 раза, продукции сельского  хозяйства – на 30%. В 1993 г. объемы производства снизились на 46% по сравнению  с 1992 г. В Латвии в 1992 г. производство промышленной продукции сократилось  на 35%, в 1993 г. – еще на 38%. В Эстонии  в 1992 г. продукция промышленности упала  на 39%, сельского хозяйства – на 21%. В результате такого сокращения производства происходил фактический развал государственного сектора экономики, который ранее работал на союзный комплекс. При этом падение затронуло и отрасли легкой, пищевой промышленности, чья продукция адресовалась внутреннему потребителю.

 

Цены и инфляция в Эстонии

Хотя средний уровень  цен в Эстонии значительно  ниже, чем в развитых странах, в  настоящее время он все же является одними из самых высоких в Центральной и Восточной Европе. На формирование довольно высоких цен оказало влияние как раннее устранение государственного регулирования цен, так и соседство с Финляндией – высокий уровень цен неизбежно передается оттуда и в Эстонию, прежде всего, через приезжающих в Таллинн за покупками финских туристов. Услуги в Эстонии довольно дешевы, но цены в большинстве магазинов вполне сравнимы со средними по Европейском Союзу. Особенно это касается импортируемых промышленных и хозяйственных товаров, однако есть целый ряд товаров и услуг, цены на которые в Эстонии ниже, чем даже в Латвии и Литве, где в целом уровень цен ниже. 

​Наиболее быстрый  рост цен в Эстонии наблюдался в самом начале реформ – в конце 80-х и начале 90-х годов, когда  в торговле отказались от назначаемых  Москвой цен. Инфляции также способствовал  дефицит товаров, который был  обусловлен разрывом прежних производственных связей, а также из-за начавшихся поставок западных товаров, цены которых  не субсидировались. В начале ХХI столетия рост цен значительно замедлился – в 2003 г. инфляция в Эстонии составляла 1,3%, – но после вступления в Европейский  Cоюз рост цен снова ускорился. Первопричиной было поднятие некоторых налогов и акцизов, внедрение новых налогов и таможенных сборов, затем последовало подорожание нефтяных, металлических, продуктовых и прочих товаров во всем мире, а также рост цен, обусловленный быстрым ростом экономики и сферы кредитования. В 2008 г. потребительские цены в Эстонии выросли на 10,4%. Экономический кризис, однако, вскоре привел к снижению цен, несмотря на тот факт, что правительство повысило налоги, чтобы сбалансировать бюджет: в 2009 г. цены оставались на прошлогоднем уровне, а начиная с мая 2009 г. по февраль 2010 г. цены в годовом сравнении снижались. 

​На сегодняшний  день в Эстонии регулируется лишь малая доля цен. На государственном  уровне контролируются цены на продаваемые  жителям электричество, природный  газ и теплофикацию, на местном  уровне – тарифы на местный общественный транспорт, водоснабжение и канализацию.

  Перспективы  развития рынка электроэнергии  в Прибалтийском регионе

    В ближайшие 10 лет структура рынка Прибалтики принципиально изменится в связи с открытием и интеграцией рынков. Вступление в ЕС требует снятия оставшихся барьеров для трансграничной торговли, что вкупе с расширением конкурентных национальных рынков будет стимулировать развитие общего рынка Прибалтики и торговлю электроэнергией с контрагентами из соседних стран ЕС. Пока энергосистемы прибалтийских государств технически интегрированы только друг с другом и странами СНГ. Чтобы реально стать частью рынка ЕС, необходимы прямые выходы на сети других европейских стран. Этого же требует и общая для трех стран цель - снижение зависимости региональной энергосистемы от российской.

    В соответствии  с резолюцией совета министров  стран Балтии от 18 февраля 2000 г.  в настоящее время осуществляются  два проекта интеграции с европейскими  энергосистемами: первый предполагает  соединение энергосистем Литвы  и Польши линией 400 кВ; второй - соединение  энергосистем Эстонии и Финляндии  подводным кабелем 315 кВ.

    Наряду  с технической и институциональной  интеграцией с рынками ЕС появятся  и другие факторы, способствующие  открытию рынка Прибалтики. К  концу десятилетия регион перестанет  быть энергоизбыточным и даже, по некоторым прогнозам, превратится в энергодефицитный. Основной причиной этого будет закрытие Игналинской АЭС и предполагаемый рост спроса на энергию в регионе ежегодными темпами 1-2%. Нулевой или дефицитный энергобаланс сложится на фоне возможного роста производства электроэнергии в Латвии и Эстонии.

    Интеграция  с другими европейскими рынками  приведет к тому, что общий  рынок стран Балтии станет  частью энергетического рынка  государств бассейна Балтийского  моря: Скандинавских стран, Финляндии,  Польши и Прибалтики (этот проект  рассматривается в рамках BALTREL). Пока  возникновению такого рынка мешает, в частности, отсутствие прямой  связи между энергосистемами  региона. Через несколько лет,  после объединения энергосистем, создание панбалтийского рынка станет вполне реальным. При этом исчезнут внешнеторговые и большинство протекционистских барьеров, которые сегодня препятствуют образованию локального рынка трех стран Балтии.

    Таким  образом, ко второму десятилетию  нынешнего века даже при сохранении  государственных монополий в  энергетике на рынках прибалтийских  стран усилится как внутренняя, так и внешняя конкуренция.  При любых структурных изменениях, очевидно, сохранится высокая концентрация  производства и активов в национальных  отраслях прибалтийских стран.  Вытеснение регулируемого рынка  конкурентным произойдет не столько  путем дробления и приватизации  государственных монополий, сколько  за счет включения национальных  рынков Прибалтики в международный  рынок. 

В Латвии, как и  в России, либерализация системы  тарифного и нетарифного (административного) регулирования внешней торговли проходила поэтапно. Закон о таможенных тарифах (пошлинах) Латвийской Республики, принятый Сеймом 29 сент. 1994г., неоднократно корректировался в части как  уровня тарифов, так и унификации товарных групп. Таможенный тариф распространяется на товары, соответствующие Гармонизированной  системе описания и кодирования  товаров и Комбинированной номенклатуре Евросоюза.К 2003г. практически все ввозные пошлины пересчитаны по международной системе – в процентах от стоимости товара (ставки ad valoren). В Латвии экономическое регулирование цен превалирует над административными методами. Вместе с тем, вступившие в силу правила Кабинета министров ЛР о проведении мероприятий по защите внутреннего рынка предусматривают возможность введения минимальных таможенных цен и импортных квот на временной основе. 

Базовый импортный  тариф на ввоз в Латвию тканей, трикотажа, одежды и обуви, керамики и стекла, проката и других изделий из черных металлов, некоторых видов электротехнической продукции и транспортных средств  составляет 6-20% от таможенной стоимости  товаров. Импортные пошлины по основной номенклатуре промышленных изделий  отменены. Сырьевые товары (топливо  и другие минеральные продукты, металлы, пластмассы и другие изделия из них, химические продукты) также ввозятся в Латвию без уплаты таможенной пошлины. 

Вступление Латвии в Евросоюз повлечет за собой переход  от национального к единому таможенному  тарифу ЕС. В результате может произойти  заметное повышение уровня таможенной защиты в отношении промышленных, а также ряда сырьевых товаров. Например, средневзвешенный уровень таможенного  обложения машинно-технической продукции  в ЕС составляет 3,6%, а в Латвии он практически равен нулю. 

После вступления Латвии в ВТО базовые ставки тарифов  ввозной таможенной пошлины на с/х товары поделены на три группы: 0-1% (РНБ – режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле – 0,5%) на товары, которые Латвия не производит или использует только в качестве сырья (фрукты, кофе, чай); 20% (РНБ 15%) на товары, которые в Латвии производятся частично (грибы, красный перец, консервы, соки), и свыше 30% на остальные товары, внутренний рынок которых надо особо защищать (животные, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, зерно, сахар, некоторые овощи, кондитерские изделия, алкоголь). 

По данным Департамента внешнеэкономической политики МИД  Латвии, простой средний таможенный импортный тариф Латвии по базовой  ставке составляет 7,48% от таможенной стоимости. С учетом товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности по группам ТН ВЭД от 01 до 24 средний импортный тариф составляет по базовой ставке 18,13%, ставка РНБ – 12,61%; по товарным группам 25-97 базовый тариф составляет 3,92%, тариф РНБ – 2,47%. По группе 16 (изделия из мяса) базовый тариф – 11,8%, тариф РНБ – 8,04%. Простой средний тариф РНБ по всем товарным группам (01-97) составляет 5,01%. 

Средневзвешенный  базовый импортный тариф Латвии по товарным группам, участвующим во внешней торговле страны, составляет 3,63%. По группам 01-24 этот тариф составляет 13,85%, а группам 25-97 – 2,12%. Средневзвешенный импортный тариф по ставкам РНБ  по всем товарным группам (01-97) составляет 2,39%. 

Конкретизируя влияние  действующих тарифов на российско-латвийские торговые отношения, следует отметить, что сырьевые товары (топливо и  другие минеральные продукты, металлы, пластмассы и другие изделия из них, химпродукты) ввозятся в Латвию без уплаты таможенной пошлины. Сырьевые товары формируют основную структуру росэкспорта в Латвию. 

Информация о работе Регулирование цен в странах Прибалтики