Регулирование цен в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Государство в условиях рыночной экономики может оказывать прямое или косвенное воздействие на национальное хозяйство, например, через государственную собственность или налоговую систему, процентную ставку или тарифы.
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики.

Содержание

Регулирование цен в Российской Федерации-стр.2-9;
Задача-стр.9-10;
Тестовые задания-стр.10;
Список литературы-стр.11.

Работа содержит 1 файл

Ценообраз.Настя.docx

— 34.08 Кб (Скачать)

Применение  административного регулирования  цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.

В странах  с развитой рыночной экономикой конкурентная среда, основанная на устойчивом товарном предложении, поддерживает относительную  стабильность цен, делает невозможным  для отдельного производителя или  посредника произвольное резкое повышение  цен. Строго говоря, в этих странах  практически нет свободного ценообразования, а есть конкурентное ценообразование, дополненное государственным регулированием цен на монопольную продукцию и отдельные социально значимые товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.

В странах  с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей  степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и  происходит постепенный переход  к свободному ценообразованию. Как  только на рынке создаются условия  для конкуренции, государственное  регулирование цен зачастую отменяется. Значительное влияние на уровень  и динамику цен оказывает налоговая  система. От размера налогов прямо  зависит динамика цен и темпы  инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее  растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель, когда  его облагают налогом, старается  перенести его через цену на потребителя. С другой стороны, государство, получая  большие доходы, увеличивает и  свои расходы. Отсюда, для того чтобы  снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать  налоговые ставки.

Прямые  методы контроля за ценами не должны противопоставляться  косвенным, а должны сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи "замораживания" или "блокирования" их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.

Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий для  их применения. Получивший распространение  в нашей экономике метод регулирования  цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически  не используется в мировой практике, так как он не заинтересовывает предприятия  в снижении издержек производства. В то же время уровень цен за рубежом регулируется через ограничения  получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен  во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия  на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых  ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.

При нарушении  антимонопольного законодательства, выражающимся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, по этой продукции применяется государственное регулирование цен.

В тех  случаях, когда предприятия-монополисты  допускают нарушение государственной  дисциплины цен, к ним применяются  меры экономического и административного  воздействия, предусмотренные Законом  РФ "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках". К таким мерам  относится перечисление в доход  бюджета излишне полученной прибыли  от завышения цен и тарифов, а  также штрафы в тех же размерах.

В России за последние годы регулирование  цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.

В Российской Федерации разработан и действует  определенный порядок применения экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен, направленный на строгое  соблюдение всеми предприятиями  России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения  государственной дисциплины цен  и получившим в результате этого  излишние суммы, применяются экономические  санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий  в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно  взыскивается штраф.

К нарушениям государственной дисциплины цен, в  частности, относятся:

  • завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
  • завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
  • применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.

Контроль  за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Федеральной службой по тарифам РФ и правительством республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Региональными энергетическими комиссиями, Росалкогольрегулированием. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.

Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение  государственной дисциплины цен  и получившее в результате этого  излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей без  уплаты штрафа независимо от финансового  состояния предприятия. При этом обязательным является одновременное  снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.

Суммы, полученные в результате нарушения  государственной дисциплины цен  и подлежащие изъятию в доход  бюджета, определяются как разница  между фактической выручкой от реализации продукции, работ и услуг по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам  и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством. Для предприятий-монополистов, а  также для других предприятий, на продукцию которых установлены  предельные уровни рентабельности, изъятию  подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам  продукции, товаров и услуг. Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.

Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения  и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.

Взаимодействие  между частномонополистическим  и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление  структурных сдвигов, необходимых  для дальнейшего экономического развития. 

2) Задача. Определите свободную отпускную цену на изделие легкой промышленности, предоставленную для согласования с организацией розничной торговли.

  1. Стоимость сырья и материалов, исчисленная в свободных отпускных ценах (с НДС) – 236 руб.
  2. Основная заработная плата производственных рабочих – 80 руб.
  3. Дополнительная заработная плата производственных рабочих – 10% к основной зарплате производственных рабочих.
  4. Единый социальный налог – 26% к общей сумме заработной платы производственных рабочих.
  5. Накладные расходы (кроме коммерческих) – 180% к основной зарплате производственных рабочих.
  6. Коммерческие расходы 1,5% к производственной себестоимости.
  7. Рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости, – 25%.
  8. НДС – 18%.
  9. Изделие облагается НДС.

Решение:

Производственная  себестоимость=236+80+8+23+144=491

Коммерческие  расходы=7,37

Полная  себестоимость=491+7,37=498,37

Прибыль=124,59

НДС=95,02

Свободная отпускная цена=498,37+124,59+95,02=717,99 

3)Тестовые  задания: 

Структурные элементы торговой надбавки по подакцизному товару:

      а) прибыль

      б) НДС

      в) издержки обращения

      г) акциз

      д) транспортный налог

      е) расходы на рекламу

    • Стратегия низких цен успешна:

      а) жизненный цикл товара значителен

      б) емкость рынка товара большая

      в) финансовое положение фирмы неустойчивое

      г) жизненный цикл товара незначителен

      д) спрос на товар эластичен 

Список  использованной литературы: 

Горина  Г.А. Ценообразование. Учебное пособие. I часть. М.: РГТЭУ, 2002.

Горина  Г.А. Ценообразование. Учебное пособие. II часть. М.: РГТЭУ, 2004.

Цены  и ценообразование. Учебник/ Под.ред. Слепова В.А., М:Экономистъ, 2007.

«О мерах  по упорядочению государственного регулирования  цен (тарифов)». Постановление Правительства  РФ от 07.03.95 № 239 (с изменениями и  дополнениями).

Информация о работе Регулирование цен в Российской Федерации