Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:40, курсовая работа
Целью работы является исследование методики формирования ценовой стратегии предприятия и оценка ее эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- исследовать факторы, подходы и особенности стратегии на стадии роста предприятия,
- обосновать необходимость разработки ценовой стратегии предприятия,
- выявить специфические для формирования ценовой стратегии предприятия черты,
- разработать методику формирования ценовой стратегии предприятия,
- апробировать методику разработки ценовой стратегии предприятия.
Введение.................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты ценовой стратегии фирмы.............................................6
1.1 Сущность ценовой политики. Цели и виды ценовой политики организации...........6
1.2 Подходы к проблеме ценообразования.........................................................................13
Глава 2. Аналитические аспекты ценовой стратегии фирмы...........................................19
2.1 Основные этапы разработки ценовых стратегий........................................................19
2.2 Методика установления цен..........................................................................................20
Заключение...........................................................................................................................24
Список литературы..............................................................................................................
Задача.......................................
Преимущество использования базисного пункта вне района расположения фирмы состоит в том, что одновременно с повышением размеров суммарной цены для заказчиков, находящихся неподалеку от фирмы, для отдаленных заказчиков эта цена снижается.
Установление цен с принятием на себя расходов по доставке. В этом случае, чтобы обеспечить поступление заказов, фирма частично или полностью принимает на себя фактические расходы по доставке товара, в надежде расширить объемы продаж и снизить издержки, что с лихвой покроет дополнительные транспортные расходы.
Этим методом пользуются для проникновения на новые рынки, а также для удержания своего положения на рынках с обостряющейся конкуренцией.
Установление цен со скидками и зачетами. В качестве вознаграждения потребителей за такие действия, как ранняя оплата счетов, закупка большого объема или внесезонные закупки, многие фирмы готовы изменять свои исходные цены.
Скидки за платеж наличными — это уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета. Типичным примером является условие "2/10, нетто 30". Это означает, что платеж должен быть произведен в течение 30 дней, но покупатель может вычесть из суммы платежа 2 %, если расплатится в течение 10 дней.
Скидки за количество закупаемого товара — уменьшение цены для покупателей, приобретающих большие количества товара. Скидки за количество не должны превышать суммы экономии издержек продавца. Экономия складывается за счет сокращения издержек по продаже, поддержанию запасов и транспортировке товара.
Функциональные скидки (скидки в сфере торговли). Производители предлагают службам товародвижения, выполняющим определенные функции по продаже товара, его хранению, ведению учета и т.д.
Сезонные
скидки — уменьшение цены для потребителей,
совершающих внесезонные
Зачеты — это другие виды скидок с прейскурантной цены.
Товарообменный зачет — это уменьшение цены нового товара при условии сдачи старого (например, автомобили).
Зачеты на стимулирование сбыта — выплаты или скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта.
Установление цен для стимулирования сбыта:
а) установление цен как на "убыточных лидеров" ради привлечения покупателей в надежде, что они заодно приобретут и другие товары с обычными наценками;
б) установление цен для особых случаев (зимние, весенние, предпраздничные распродажи);
в) другие виды скидок.
Установление дискриминационных цен. С учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т.п., фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных цен фирма продает товар или услугу по двум и более разным ценам без учета различий в издержках.
Установление
дискриминационных цен
а) с учетом разновидностей покупателей.
Разные покупатели платят за один и тот же товар или услугу разные цены. Музеи меньше берут за вход со студентов и престарелых.
б) с учетом местонахождения.
Товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки его в этих местах одинаковы (напитки в центре города дороже, чем на окраинах).
в) с учетом времени.
Цены
меняются в зависимости от сезона
(дома отдыха, сезонные товары, фрукты
и т.д.), дня недели (в воскресные
дни билеты в музеи в 2 раза дешевле)
и даже часа суток (тарифы на городской
транспорт и такси, телефон, стоимость
эл. энергии и т.д.)
Глава
2. Аналитические
аспекты ценовой
стратегии фирмы
2.1
Основные этапы
разработки ценовых
стратегий
Разработка
ценовых стратегий
На
первом этапе формируется и
1) оценка затрат на производство и реализацию продукции;
2) выбор приоритетной цели компании;
3) выявление потенциальных покупателей и прогнозирование их платежеспособного спроса;
4) определение потенциальных конкурентов и их возможностей в изменении цен;
5) уточнение маркетинговой стратегии организации в части прибыли, затрат и цен.
На втором этапе проводится масштабный стратегический анализ, который предполагает разработку аналитических ситуаций по следующим направлениям:
1) анализ финансовых результатов по альтернативным сочетаниям цены продукта, объема продаж, доли условно-постоянных и условно-переменных затрат, массы прибыли на единицу продукции и в целом по организации, рентабельности продукции и производства;
2) анализ состава покупателей в отдельных сегментах рынка;
3) анализ конкурентной ситуации, которая может возникнуть в перспективе. Особое внимание при этом уделяется возможности конкурентов внедрять инновационные технологии, существенно влияющие на структуру рынка;
4) прогнозирование инфляции, анализ и учет ее влияния на стоимостные показатели организации;
5) прогнозирование изменения государственного регулирования в области доходов и цен.
На этапе стратегического анализа представляется возможность оценить общую направленность ценовых стратегий. В результате чего становится возможным подготовка выработки конкретной ценовой стратегии для определенных групп и видов товаров.
На третьем этапе подготавливается проект ценовой стратегии организации. Каждая конкретная организация выбирает те или иные ценовые стратегии, исходя из собственных интересов. На основе выбранных стратегий организация формирует цены по видам, группам продукции, а также на конкретные товары и услуги.
Эффективность
выбранных ценовых стратегий
выявляется только в результате применения
цен, сформированных на их основе, на практике.
2.2
Методика установления
цен
Методика установления цен состоит из следующих элементов. Обеспечение выживаемости. Чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы прибегают к ценовым уступкам, до тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки.
Максимизация текущей прибыли. В случаях, когда текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных, она назначает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.
Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Компания, которой принадлежит большая доля рынка, будет иметь низкие издержки и высокие долговременные прибыли.
Поэтому компания, преследующая такие цели, идет на максимально возможное снижение цен.
Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
Влияние цен на уровень спроса. Чем выше цена, тем ниже спрос.
Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар.
Минимальная цена определяется издержками фирмы. Цена на товар должна полностью покрыть все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.
Анализ цен и товаров конкурентов. Хотя максимальная цена может определяться спросом, а минимальная — издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Знаниями о ценах и товарах конкурентов фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. По существу фирма пользуется ценой для позиционирования своего предложения относительно предложений конкурентов.
Выбор метода ценообразования. Зная зависимость спроса от цены, издержки и цены конкурентов, фирма готова к установлению цен на собственный товар. Фирмы решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчета цен, в которой устанавливается как минимум одно из трех соображений.
Расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль".Этот метод заключается в начислении определенной наценки на полную себестоимость товара. Этот метод остается популярным и в настоящее время.
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Метод ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности.
Независимо от объема продаж условно-постоянные издержки составляют 6 млн. руб. Валовые издержки (полная себестоимость) растут одновременно с ростом продаж. Линия выручки начинается с нижней точки. Крутизна ее наклона зависит от цены товара (Ц). В нашем примере цена товарной единицы равна 15 тыс. руб. (из расчета получения 12 млн. руб. за 800 шт. товара). При такой цене для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия полной себестоимости выручкой, фирма должна продать 600 товарных единиц. Если она стремится к получению валовой прибыли в размере 2 млн. руб., ей нужно продать 800 ед. товара по цене 15 тыс. руб. за штуку. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияние на объем сбыта, необходимый для преодоления точки безубыточности и получения целевой прибыли.
Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. В этом случае основным фактором ценообразования считается не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара используются в комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара.
Установление цены на основе уровня текущих цен. При установлении цен с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек и спроса. Цена может быть назначена на уровне выше или ниже уровня цен основных конкурентов. Метод ценообразования на основе уровня текущих цен довольно популярен в случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру.
Установление окончательной цены. Перед назначением окончательной цены фирма должна рассмотреть ряд дополнительных соображений:
- психологию ценовосприятия (престижность товара, выражение цен нечетным числом и др.);
- политику цен фирмы (ценовой образ фирмы, предоставление скидок с цены, реакция на ценовую политику конкурентов);
- влияние цены
на других участников рыночной
деятельности (оптовиков, розничных
торговцев, торгового
ценообразование
ценовая стратегия
Список
литературы
1. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента: Учеб.-практ. пособие. – М.: Инфра-М, 2007.
2. Андрушкив Б.М., Кузьмин О.Е. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ, 2006.
3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Триада.Лтд, 2006.
4. Дукер П.Ф. Практика менеджмента: Учебное пособие: пер. с анг./ Под ред. Я.К. Мриновича. – М.: Вильямс, 2008.
5. Забелин П.,Нестеров П.,Федцов В. Предпринимательский менеджмент.- М., 2007.
6. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг. Менеджмент. Эспресс-курс. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2008.
7. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Учебное пособие для вузов. М.: Инфра-М, 2007.
8. Мескон М.,Альберт М.,Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Юнити Дана, 2005.