Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:11, контрольная работа
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать.
Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.
1. Параметры и функции цены
1.1. Понятие цены
1.2. Функции цены
1.3. Параметры цены
2. Задача
Литература
Содержание
1. Параметры и функции цены
1.1. Понятие цены
1.2. Функции цены
1.3. Параметры цены
2. Задача
Литература
1. Параметры и функции цены
1.1. Понятие цены
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать.
Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своём единстве ценовой механизм.
Под общим широко распространённым названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию.
Дать общее определение понятие «цена» довольно сложно. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца цена – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь.
Согласно учебного экономического словаря под редакцией Б. Райзберга, Л. Лозовского «цена – важнейшее экономическое понятие, которое означает количество денег, за которое покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу товара. Цена – это стоимость единицы товара, выраженная количеством денег, которое приходится платить при покупке товара».
1.2. Функции цены
Первичная функция цены – измерительная. Благодаря цене удаётся измерить, определить стоимость товара, точнее, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цену весовой, объёмной, штучной единицы товара и умножая её на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги.
Соизмерительная функция заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, т.е. дорогие и дешёвые.
Благодаря измерительной функции цена обретает учётную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учёта.
Наряду с учётом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя.
Цена может выполнять распределительную функцию, которая заключается в возможности за счёт перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счёт оттока средств из устаревших отраслей.
Социальная функция выражается в социальной реакции людей на уровень цен и его изменение. С ценами и их изменением связаны структура и объёмы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
Цены выступают в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчётов между странами, в чём проявляются их внешнеэкономические функции.
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объёмов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары, услуги.
Огромное разнообразие функций цены, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.
1.3. Параметры цены
Параметр (от греч. parametron – отмеривающий) – то же, что показатель; величина, значение которой является постоянным в пределах рассматриваемой задачи (учеб. эконом. словарь под ред. Б. Райзберга).
Различают затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования — на учете технико-экономических параметров товаров. Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К параметрическим методам ценообразования относятся:
1. Метод удельной цены используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок. Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
2. Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.). Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).
3. Метод регрессии позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнения регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. Ценовой метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.
Таблица 1 . Параметрические методы ценообразования
Метод | Содержание | Методика расчета |
1. Метод удельной цены | Основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара | Удельная цена рассчитывается как частное от деления цены на основной параметр качества товара |
2. Ценовой метод баллов | Основан на использовании экспертных оценок значимости параметров товаров по следующему алгоритму: отбор основных параметров начисление баллов по каждому параметру суммирование баллов по базовому и исходному товару расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов | Цена на новый товар (Цн) определяется: Цн =Цб (Бнi /Ббi), где Цб — цена базисного товара; Бнi — балльная оценка i-го параметра нового товара; Ббi — балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона) |
3. Ценовой метод регрессии | Состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров | Цена выступает как функция от параметров: Ц = f(X1, Х2, Х3, …, Хn), где X1, Х2, Х3, …, Хn — основные параметры качества товара |
2. Задача
Фирма производит 10 тыс. ед. продукции в год. Переменные затраты на весь объём производства составляют 300 млн. руб.; постоянные – 450 млн. руб. Рентабельность – 25 %. ЦСФ – 3 %; НДС – 18 %. В будущем году ожидается рост переменных затрат в связи с инфляцией на 10 000 руб. в расчёте на единицу продукции. Рассчитать:
а) цену в текущем году (1);
б) цену, которая полностью возмещала бы затраты фирмы и обеспечила бы в условиях инфляции прибыль предприятия на уровне текущего года (2);
в) цену, которая в условиях инфляции обеспечит рентабельность на прежнем уровне (3).
Решение.
1. а) (300 000 000 + 450 000 000) / 10 000 = 75 000 руб. – себестоимость единицы продукции;
б) 75 000 х 25 % = 18 750 руб. – прибыль на единицу продукции;
в) (75 000 + 18 750) х 3 / (100 – 3) = 2 899 руб. – целевой сбор (ЦСФ);
г) (75 000 + 18 750 + 2 899) х 18 % = 17 397 руб. – НДС;
д) 75 000 + 18 750 + 2 899 + 17 397 = 114 046 руб.
2. а) 75 000 + 10 000 = 85 000 руб. – новая себестоимость;
б) (85 000 + 18 750) х 3 / 97 = 3 209 руб. – ЦСФ;
в) (85 000 + 18 780 + 3 209) х 18 % = 19 253 руб. – нДС;
г) 85 000 + 18 750 + 3 209 + 19 253 = 126 212 руб.
3. а) 85 000 х 25 % = 21 250 руб. – новая прибыль;
б) (85 000 + 21 250) х 3 / 97 = 3 286 руб. – ЦСФ;
в) (85 000 + 21 250 + 3 286) х 18 % = 19 716 руб. – НДС;
г) 85 000 + 21 250 + 3 286 + 19 716 = 129 252 руб.
Литература
1. Курс экономики, Б.А Райзберг, Москва, ИНФРА-М, 1997.
2. Курс экономической теории: учебник, Интерпрессервис, ООО «Мисанта», 2003.