p>
единство и взаимодействие
рынка и государства, при котором
"невидимая рука" рынка сочетается
с "видимой рукой" государства
и государственное регулирование
экономики создает условия для реализации
всех достоинств рыночного механизма;
широкое участие
государства в социальном регулировании;
наличие развитых
рыночных институтов, позволяющих
наиболее эффективно удовлетворять
потребности людей;
социальная ориентированность
экономики, обеспечивающая баланс между
рыночной эффективностью и социальной
справедливостью;
социальное партнерство.
Текущие вопросы найма и оплаты
труда решаются в двухстороннем
порядке между работодателями
и работниками при посредничестве,
в случае необходимости, государства.
Роль
и функции государства
в переходной экономике
В плановой экономике
государство играло решающую роль во
всех сферах экономической жизни
страны. Через систему директивных
адресных заданий государство определяло
основные хозяйственные связи и параметры
деятельности каждого предприятия. За
предприятием сохранялась самостоятельность
в решении очень небольшого круга хозяйственных
вопросов.
В рыночной
экономике основным регулятором
хозяйственной жизни, как известно,
является рынок. Государственное регулирование
призвано помочь рынку, устранить возможные
негативные последствия действия рыночных
сил. И хотя степень государственного
вмешательства в экономику в разных странах
различна, в любом случае в рыночной экономике
государство сосуществует, взаимодействует
с рынком.
Изменение
роли и места государства в
экономике - одна из важнейших
задач, которая должна быть
решена в переходной экономике.
При этом должна не просто
уменьшиться степень воздействия
государства на экономику, должны
измениться формы и методы этого воздействия.
Роль
государства в переходной экономике
не совпадает с его ролью
ни в плановой, ни в рыночной
экономике.
С одной
стороны, в переходной экономике
государство в значительной степени
утрачивает свои функции собственника,
теряет монопольную власть над ресурсами
общества. Экономическая деятельность
теперь осуществляется и другими собственниками,
функционирующими на основании законов
рынка. Государство, превращаясь в одного
из экономических агентов, занимает новое
для него место в хозяйственной системе.
С другой
стороны, государство, сохраняя
свои властные полномочия, интенсивно
вмешивается в хозяйственное
развитие. На переходном этапе
рынок находится в стадии становления.
Его регулирующие механизмы не действуют
в полной мере, что и обусловливает необходимость
более активного участия государства
в регулировании экономического развития
по сравнению с его деятельностью в сложившихся
рыночных экономиках. Сам процесс перехода
направляется государством, именно государство
создает соответствующую нормативно-законодательную
базу для развития рыночных отношений,
стимулирует создание инфраструктуры
рынка.
Таким
образом, в переходной экономике
роль государства выше, чем в
условиях рынка. В период трансформации
всей экономической системы государство
выполняет две основные функции:
- создание условий
эффективной работы рынка - обеспечение
правовой базы рыночного хозяйства, изменение
системы управления экономикой, создание
системы стимулирования и защиты конкуренции
как важнейшего атрибута рынка, формирование
необходимой рыночной инфраструктуры
и т.п.;
- дополнение и корректировка
действий собственно рыночных механизмов
- перераспределение доходов, борьба с
монополизмом, производство общественных
товаров, борьба с макроэкономической
нестабильностью, стимулирование экономического
роста и т. д. Конкретные
задачи, которые должно решать государство
в переходный период, определяются основными
направлениями перехода от плановой экономики
к рыночной и тем, что в переходной экономике
государству приходится брать на себе
некоторые функции, которые в условиях
развитых рыночных экономик выполняют
другие экономические агенты. Остановимся
на задачах, которые должно решать государство
в переходной экономике, подробнее.
Создание
нормативно-законодательной базы
рыночной экономики, правовое
обеспечение проводимых реформ.
Если в сложившейся рыночной
экономике уже существует правовая
база функционирования рынка
и роль государства сводится
к контролю за соблюдением
законодательства и внесению в него в
случае надобности частичных изменений,
то в переходной экономике задача государства
- заново создать правовую базу рынка.
Необходимы
разработка и принятие новых
государственных законов, которые
четко определяли бы права собственности,
правила функционирования хозяйственных
единиц, основы налогообложения и антимонопольного
регулирования, права потребителей и гарантии
социальной защиты и т.п. При этом возникает
дилемма: с одной стороны, законодательство
должно быть стабильным, с другой стороны,
не апробированное практикой, оно объективно
не может быть совершенным и требует постоянной
доработки. Это противоречие между требованием
стабильности и необходимостью изменений
законодательства в переходной экономике
чрезвычайно остро и весьма осложняет
реализацию государством функции правового
обеспечения экономики.
Рыночное
хозяйственное право должно регулировать
четыре основные сферы экономических
отношений:
- права собственности;
- контрактные отношения;
- порядок начала
и окончания хозяйственной деятельности;
- поддержание конкурентной
среды.
За прошедшие
годы в России практически
заново была создана вся нормативная
база, регулирующая деятельность
экономических агентов. Были приняты
Гражданский, Налоговый, Бюджетный,
Трудовой кодексы и другие нормативные
документы, определившие "правила игры"
в условиях рыночных отношений. Однако
вся эта нормативная база далека от совершенства
и требует постоянного внимания со стороны
государства.
Отсутствие
некоторых законов, их недостаточная
проработанность, слабый контроль за соблюдением
законов субъектами рынка, частые нарушения
законов самим государством порождают
множество проблем, тормозят проведение
реформ, ведут к прямым экономическим
потерям. До сих пор не решен вопрос о собственности
на землю, о защите вкладчиков от недобросовестных
финансовых учреждений, практически не
действуют законы о демонополизации и
банкротстве и т.д. Дальнейшее развитие,
совершенствование, а главное, жесткий
контроль за соблюдением законов является
важнейшей функцией государства в переходной
экономике.
Демонополизация
экономики, создание конкурентной
среды. Тотальное господство государства
в экономике при плановом ее
характере стало одной из причин
падения ее эффективности и
превратилось в главный барьер на
пути экономических реформ. Однако сверхмонополизация
российской экономики в переходный период
не только не исчезает, а практически усиливается,
так как контроль со стороны государства
за деятельностью теперь уже частных монополий
ослабевает. Прямой административный
контроль отменяется, а экономические
методы регулирования деятельности монополий
практически не действуют. Антимонопольная
политика, несмотря на принятие законов
и создание соответствующих государственный
структур, практически остается наиболее
слабым звеном экономической политики
государства. Борьба с монополизмом, создание
конкурентной среды - важнейшая задача
государства в переходной экономике.
Структурная
перестройка. Как уже говорилось,
одной из причин падения эффективности
производства в России была
структура экономики, не адекватная
требованиям современной научно-технической
революции. Преобладание в народном
хозяйстве отраслей военно-промышленного,
топливно-энергетического комплекса снижает
темпы экономического роста, тормозит
научно-технический прогресс, не позволяет
повышать уровень жизни населения. Изменение
структуры экономики - объективная необходимость
для России. Осуществить ее можно, проводя
соответствующую инвестиционную политику.
И здесь возникает вопрос об источниках
инвестиций. Многолетний инвестиционный
кризис в России свидетельствует о недостаточности
частных и иностранных инвестиций в экономику.
В этих условиях значительно повышается
роль государства в инвестиционной сфере.
Государство должно быть "двигателем"
инвестиционного процесса, структурной
перестройки экономики, оно должно самостоятельно
осуществлять непосредственные вложения
в важнейшие, современные наукоемкие отрасли,
определяющие технический уровень всего
народного хозяйства, и создавать условия,
заинтересовывающие российских и иностранных
инвесторов во вложениях именно в те отрасли,
развитие которых необходимо.
Следующая
задача, стоящая перед государством
в переходный период, - это демонтаж
административно-командных методов управления
и создание новой системы методов, форм,
инструментов государственного регулирования.
Однако переход от административных методов
к экономическим, от прямого государственного
планирования к регулированию должен
быть не одномоментным, а постепенным.
Так, на первых этапах переходного периода,
для которого характерно кризисное состояние
экономики, государство, чтобы не допустить
катастрофического падения уровня жизни,
может сохранять административный контроль
над ценами на некоторые продовольственные
товары, энергоносители и т.п. Постепенно,
по мере стабилизации экономической ситуации,
сфера действия административных рычагов
должна сокращаться. Необходимым условием
и предпосылкой перехода к экономическим
методам регулирования являются радикальные
реформы кредитной и налоговой систем,
формирование институтов и инструментов
фискальной и монетарной политики, создание
соответствующей инфраструктуры рынка.
Роль
и задачи государства в переходной
экономике зависят еще и от того, какая
концепция переходной экономики выбирается
- концепция градуализма (постепенности)
или концепция "шоковой терапии".
Градуализм
предполагает замену командно-административной
системы рыночной путем постепенного,
медленного проведения необходимых экономических
реформ. При этом государство стремится
смягчить экономические и социальные
последствия проводимых реформ, избежать
резкого снижения уровня жизни населения.
Такой тактики в известной мере придерживаются
в своих преобразованиях Китай, Вьетнам
и Венгрия.
"Шоковая
терапия" - это подход к экономическим
реформам в переходной экономике
с позиции "большого рывка",
предполагающий одномоментную либерализацию
цен, замораживание заработной
платы, повышение банковского процента,
сокращение государственных расходов
на финансирование народного хозяйства,
либерализацию внешнеэкономической деятельности.
Сторонники этой концепции полагают, что
все эти меры позволяют восстановить равновесие
в финансовой системе, снизить темп инфляции,
быстро сформировать частный капитал
и на этой основе - перейти от экономического
спада к экономическому росту.
Надо
отметить, что политика "шоковой
терапии" успешно применялась
в 80-е годы ХХ века в странах
Латинской Америки и ряде постсоциалистических
стран - Польше, Чехии, Эстонии. В России
же, в силу ряда причин объективного и
субъективного характера, попытка проведения
реформ по образцу "шоковой терапии"
результатов не дала и, наоборот, затянула
период стабилизации на многие годы.
Доминирующее
положение государства, характерное
для России на протяжении всей
истории ее развития, необходимо
учитывать и сегодня. При любых
реформах, любых перестройках в
России должна сохраняться высокая
степень государственного участия
в экономической и особенно социальной
сферах жизни общества.
На основании вышеизложенного,
можно сделать вывод:
1. Кризис
плановой экономики в России
вызвал необходимость перехода
к рыночной экономике. Реформирование
плановой экономики предполагает
приватизацию, либерализацию и макроэкономическую
стабилизацию. Однако процесс изменения
хозяйственного механизма сопровождается
ухудшением социально-экономического
развития страны (инфляция, разрушительно
действующая на все стороны хозяйственной
жизни, спад производства, появление безработицы,
снижение накоплений и инвестиционной
активности, ослабление возможностей
государства по регулированию хозяйственной
жизни, дифференциация доходов, социальное
расслоение). Переходный период включает
в себя три этапа: этап кризисного развития,
этап стабилизации, этап возобновления
экономического роста
2. Роль
государства в переходной экономике
отличается от его роли в
условиях командно-административной
и рыночной экономики. В период
трансформации всей экономической
системы государство выполняет две основные
функции: создание условий эффективной
работы рынка, дополнение и корректировка
действий собственно рыночных механизмов.
Роль и задачи государства в переходной
экономике зависят от того, какая концепция
переходной экономики выбирается - концепция
градуализма или концепция "шоковой
терапии". Градуализм предполагает
постепенность, медленность проведения
экономических реформ. "Шоковая терапия"
- это одномоментная либерализация цен,
замораживание заработной платы, повышение
банковского процента, сокращение государственных
расходов на финансирование народного
хозяйства, либерализация внешнеэкономической
деятельности. В России во все исторические
эпохи была высока роль государства, поэтому
и сегодня, при любых реформах, любых перестройках,
должна сохраняться высокая степень государственного
участия в экономической и особенно социальной
сферах жизни общества.
- Какие
товары из представленных
ниже облагаются льготной
ставкой НДС: