Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:03, контрольная работа
Что такое цена?
Методы ценообразования, применяемые на практике?
Ценообразование и тип рынка?
Цена – один из самых важных показателей для предприятия. Цена выступает денежным выражением стоимости товара. Ее основная функции состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Она имеет большое значение для потребителей товаров, очень важна для установления отношений между предприятием и товарными рынками.
Исторически
цена всегда была основным фактором, определяющим
выбор покупателя. Это положение
до сих пор справедливо в бедных
странах среди неимущих групп
населения применительно к
Фирмы
подходят к проблемам ценообразования
по-разному. В мелких фирмах цены часто
устанавливаются высшим руководством.
В крупных компаниях проблемами ценообразования
обычно занимаются управляющие отделений
и управляющие по товарным ассортиментам.
Но и здесь высшее руководство определяет
общие установки и цели политики цен и
нередко утверждает цены, предложенные
руководителями низших эшелонов. В отраслях
деятельности, где факторы ценообразования
играют решающую роль (аэрокосмическая
промышленность, железные дороги, нефтяные
компании), фирмы часто учреждают у себя
отделы цен, которые либо сами разрабатывают
цены, либо помогают делать это другим
подразделениям.
Фирмы
решают проблему ценообразования, выбирая
себе методику расчёта цен, в которой учитывается
как минимум одно из этих трёх соображений.
Фирма надеется, что избранный метод позволит
правильно рассчитать конкретную цену.
Метод ценообразования - метод расчета цены товара с учетом издержек производства, средней прибыли, а также с учетом спроса и предложения.
Наиболее распространенными
методами установления цен являются:
Самый простой способ ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Этот способ широко используется как в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики. Стандартными наценками пользоваться, как правило нелогично, для установления оптимальной цены необходимо учитывать особенности текущего спроса и конкуренции.
И
всё же методика расчета цен на
основе наценок остаётся популярной
по ряду причин. Во-первых, продавцы больше
знают об издержках, чем о спросе.
Привязывая цену к издержкам, продавец
упрощает для себя проблему ценообразования.
Ему не приходится слишком часто корректировать
цены в зависимости от спроса. Во-вторых,
если этим методом ценообразования пользуются
все фирмы отрасли, их цены, скорее всего
будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция
сводится к минимуму. В-третьих, многие
считают методику расчета "средние
издержки плюс прибыль" более справедливой
по отношению и к покупателям, и к продавцам.
При высоком спросе продавцы не наживаются
за счет покупателей и вместе с тем имеют
возможность получить справедливую норму
прибыли на вложенный капитал.
Это еще один метод ценообразования на основе издержек. Фирма стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли.
Такая методика ценообразования основывается на графике безубыточности. На нем представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж. Многое зависит от эластичности спроса по ценам. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара.
Все большее число фирм при расчете цены начинают исходить из ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не издержки продавца, а восприятие товара покупателями. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара в комплексах маркетинга используются неценовые способы воздействия. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценностной значимости товара. Это наблюдается, например, в том, что многие идентичные товары в разных местах стоят по-разному (например, в зависимости от уровня сервиса). Фирме необходимо выявить, какие ценностные представления имеются в сознании потребителей о товарах конкурентов и как много они готовы заплатить за каждую выгоду, присовокупленную к предложению. Если продавец запросит больше признаваемой покупателем ценностной значимости товара, сбыт фирмы окажется ниже, чем мог бы быть. Многие компании завышают цены своих товаров, и те плохо идут на рынке. Другие фирмы, наоборот, назначают на свои товары слишком низкие цены. Тогда эти товары прекрасно идут на рынке, но приносят фирме меньше поступлений, чем могли бы при цене, повышенной до уровня их ценностной значимости в представлении покупателей.
Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих конкурентов. В олигополистических сферах деятельности все фирмы обычно запрашивают одну и ту же цену. Более мелкие фирмы "следуют за лидером", изменяя цены, когда их меняет рыночный лидер, а не в зависимости от колебания спроса на свои товары или собственных издержек. Некоторые фирмы могут взимать небольшую премиальную наценку или предоставлять небольшую скидку, сохраняя эту разницу в цене постоянной.
Такой метод ценообразования довольно популярен. В случаях, когда эластичность спроса с трудом поддается замеру, фирмам кажется, что уровень текущих цен олицетворяет собой коллективную мудрость отрасли, залог получения справедливой нормы прибыли. И кроме того, они чувствуют, что придерживаться уровня текущих цен - значит сохранять нормальное равновесие в рамках отрасли.
Конкурентное
ценообразование применяется и
в случаях борьбы фирм за подряды
в ходе торгов. В подобных ситуациях
при назначении своей цены фирма
отталкивается от ожидаемых ценовых
предложений конкурентов, а не от взаимоотношений
между этой ценой и показателями собственных
издержек или спроса. Фирме хочется завоевать
контракт, а для этого нужно запросить
цену ниже, чем у других. Однако цена эта
не может быть ниже себестоимости, иначе
фирма нанесет сама себе финансовый урон.
Чистая
конкуренция.
Рынок
чистой конкуренции состоит из множества
продавцов и покупателей
Монополистическая
конкуренция.
Рынок
монополистической конкуренции состоит
из множества покупателей и продавцов,
совершающих сделки не по единой рыночной
цене, а в широком диапазоне цен. Наличие
диапазона цен объясняется способностью
продавцов предложить покупателям разные
варианты товаров. Реальные изделия могут
отличаться друг от друга качеством, свойствами,
внешним оформлением. Различия могут заключаться
и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели
видят разницу в предложениях и готовы
платить за товары по-разному. Чтобы выделиться
чем-то, помимо цены, продавцы стремятся
разработать разные предложения для разных
потребительских сегментов и широко пользуются
практикой присвоения товарам марочных
названий, рекламой и методами личной
продажи. В связи с наличием большого числа
конкурентов стратегии их маркетинга
оказывают на каждую отдельную фирму меньше
влияния, чем в условиях олигополистического
рынка.
Олигополистическая
конкуренция.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали, придётся реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объёма услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счёт снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придётся либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
Чистая
монополия.
При
чистой монополии на рынке всего
один продавец. Это может быть государственная
организация, частная регулируемая
монополия или частная
За
исключением случаев работы на рынках
чистой конкуренции, фирмам необходимо
иметь упорядоченную методику установления
исходной цены на свои товары.
Ценовая
дискриминация - монополистическая
конкуренция, при которой в один и тот
же момент один и тот же продукт продается
разным покупателям по разным ценам, причем
разница в ценах не оправдана различиями
в издержках производства этого продукта.
Обязательными условиями ценовой дискриминации
являются:
- отсутствие у покупателей возможности
перепродажи продукта;
- наличие у продавца возможности градации
покупателей в зависимости от их эластичности
спроса на покупаемый товар.
Установление дискриминационных цен
С учетом различий в потребителях, товарах, местностях и т. п. фирмы часто вносят коррективы в свои цены. При установлении дискриминационных цен фирма продает товар или услугу по двум или более разным ценам без учета различий в издержках. Установление дискриминационных цен происходит в разных формах.
Для
того чтобы ценовая дискриминация
сработала, необходимо наличие определенных
условий. Во-первых, рынок должен поддаваться
сегментированию, а полученные сегменты
должны отличаться друг от друга интенсивностью
спроса. Во-вторых, члены сегмента, в котором
товар продается по низкой цене, не должны
иметь возможности перепродать его в сегменте,
где фирма предлагает его по высокой цене.
В-третьих, конкуренты не должны располагать
возможностью продавать товар дешевле
в сегменте, где фирма предлагает его по
высокой цене. В-четвертых, издержки в
связи с сегментированием рынка и наблюдением
за ним не должны превышать суммы дополнительных
поступлений, образующихся в результате
ценовой дискриминации. В-пятых, установление
дискриминационных цен не должно вызвать
обиды и неприязни потребителей. В-шестых,
применяемая фирмой конкретная форма
ценовой дискриминации не должна быть
противоправной с точки зрения закона
(о защите прав потребителя).
Информация о работе Контрольная работа по "Ценообразование на предприятиях"