Конъюктура и емкость рынка

Автор: Руслан Фаттахов, 11 Июня 2010 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг - это система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий по наилучшей разработке, изготовлению, продаже продукции фирмы в соответствии с требованиями рынка.

Содержание

Введение 3
1. Конъюнктура и ёмкость рынка 5
§ 1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее 5
§ 2. Объекты конъюнктурных исследований 8
§ 3. Прогнозирование рынка 12
§ 4. Емкость рынка 16
2. Факторы, влияющие на емкость рынка 18
3. Методология изучения емкости рынка 20
4. Модель развития рынка 25
Заключение 28
Список используемой литературы 30

Работа содержит 1 файл

Конъюктура и емкость рынка.rtf

— 304.27 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

1. Конъюнктура и ёмкость рынка 5

§ 1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее 5

§ 2. Объекты конъюнктурных исследований 8

§ 3. Прогнозирование рынка 12

§ 4. Емкость рынка 16

2. Факторы, влияющие на емкость рынка 18

3. Методология изучения емкости рынка 20

4. Модель развития рынка 25

Заключение 28

Список используемой литературы 30 

 

Введение

 

     Маркетинг - это система управления рыночной деятельностью. Это планирование, претворение в жизнь и контроль мероприятий по наилучшей разработке, изготовлению, продаже продукции фирмы в соответствии с требованиями рынка.

     Настоящий бизнесмен, как правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в силу действия объективных экономических законов, но формировать потребности и спрос он в состоянии, и такую возможность ему предоставляет маркетинг, в арсенале которого имеется совокупность методов, средств и приемов  по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.

     В настоящее время ни один предприниматель не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые исследования, которые проводят коммерческие и некоммерческие организации.

     Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками или неправильно истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных исследователей, ибо в их собственных интересах получать информацию, которая позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации.

     Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия. Одним из важнейших рыночных исследований является исследование емкости рынка, под которой понимается совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.

     Настоящая работа рассматривает основные направления и методы исследования емкости рынка и показывает их необходимость.

 

1. Конъюнктура и ёмкость рынка

     § 1. Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее

 

     Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.

     Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

     Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на :

     - постоянные

     - временные;

     - циклические;

     - нециклические.

     К постоянно действующим факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

     Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

     В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.1

     Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

     Под видами конъюнктуры я понимаю цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

     Спрос- это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

     Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

     Факторы спроса и предложения

     1)        Изменение объема спроса (предложения)

     2)        Изменение функции спроса (предложения)

     Определенные условия, при которых приобретаются товары:

     1.        Располагаемый доход

     2.        Цены товаров, которые обслуживают сходную потребность так называемых товарозаменителей.

     3.        Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара.

     4.        Условие ожидания изменения цен в будущем

     5.        Численность населения

     6.        Вкусы и предпочтения потребителей

     Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает,  что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.

     Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

     Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

     1.        Изменение в полезности вещи

     2.        Изменение доходов (больше купить за такую же цену)

     3.        Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)

     Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

     Эффект дохода  - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен,    данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

     Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

     Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

     Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать  низкокачественные товары.2

     Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.

      Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.

     Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

      В нормальных условиях существует зависимость между ценой и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

     Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения - это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

     1.        Цена данного товара.

     2.        Цены на исходные ресурсы .

     3.        Цены на другие товары

     4.        Наличие необходимых ресурсов.

     5.        Характер применяемой технологии.

     6.        Инфляционные ожидания.

     7.        Налоги и дотации.

     8.        Природно-климатические условия.

     9.        Количество продавцов.

     § 2. Объекты конъюнктурных исследований

 

     Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

     Выделяются три уровня исследования конъюнктуры :

     - Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

     - Отраслевой ( показывает положение в отрасли национального или

     мирового хозяйства )

     - Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в

     масштабе мирового, национального или регионального рынка )

     Одним из главных понятий исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.3

Информация о работе Конъюктура и емкость рынка