Классификация цен
Можно выделить две группы
цен:
- цены, используемые в массовом товарном производстве (строительная продукция в виде строительных материалов и конструкций);
- цены на строительную продукцию в виде строительных услуг.
Цены на массовые товары могут быть:
- оптовые цены предприятия (цены, по которым изготовители продукции реализуют её потребителям – предприятиям, сбытовым и оптовым органам);
- трансфертная цена (обслуживает коммерческие операции между подразделениями одной и той же фирмы);
- биржевая цена строительных материалов и изделий, формируется на основе оптовой цены предприятия с учётом биржевой котировки, надбавок и скидок с неё в зависимости от характеристик товара, расстояния от места поставки;
- розничные цены (цены, по которым товары реализуются в различной торговой сети населению, предприятиям);
- аукционная цена (отражает редкие свойства товаров и зависит от мастерства того, кто проводит аукцион).
Классификация цен в зависимости
от места передачи товара покупателю:
- франко-вагон, станция отправления(товар передается покупателю в месте его производства и он оплачивает все расходы по транспортировке продукции до места назначения);
- франко-транспортные средства, на складе поставщика (товар погружается в транспорт покупателя);
- франко-вагон, станция назначения (плата за перевозку равна средней сумме транспортных расходов);
- зональные цены (все заказчики, находящиеся в границах этой зоны, платят одну и ту же суммарную цену);
- цены применительно к базисному пункту (продавец выбирает тот или иной город в качестве базисного и взимает со всех заказчиков транспортные расходы, в сумме равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда происходит отгрузка);
- тарифы на перевозку грузов (цена товаров включает издержки производства и расходы по доставке товаров покупателю – издержки обращения).
Классификация цен как
степени свободы цен от воздействия
государства при их определении:
- свободные цены (цены свободно складываются на рынке);
- регулируемые цены (складываются под влиянием спроса и предложения, а государство оказывает на них воздействие путем прямого ограничения их роста или снижения, путем регламентации рентабельности. Размер торговой надбавки составляет 20-25%).
Цены на строительную продукцию
в виде строительных услуг:
- свободные (договорные) цены формируются на основе спроса и предложения на строительную продукцию, на труд, материалы, машины и оборудование. Устанавливается как заказчиком, так и подрядчиком на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на выполнение строительных работ. Цены могут быть открытыми, которые могут уточняться в ходе строительства, или твердыми (окончательными). Свободная договорная цена стройки, если проводятся подрядные торги (тендеры), устанавливается тендерным комитетом после оценки и сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками – претендентами.
- прейскурантная цена (стоимость 1м2 полезной площади), 1м2 жилой площади определяется для строящихся объектов жилищно-гражданского назначения, по которым имеются типовые проекты.
Если строительная фирма
ведет строительство объектов на
правах собственника (жилых домов, офисов),
цена продажи определяется на основе
данных о производственных издержках
и с учетом конъюнктуры рынка.