Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:58, реферат
Цена является фундаментальной экономической категорией. Она представляет собой денежное выражение стоимости товаров и услуг. В современной экономике существует множество подходов к классификации цен. Принято выделять следующие критерии классификации: обслуживаемая сфера товарного обращения, стадии ценообразования, степень участия государства в ценообразовании, территория действия, транспортная составляющая в цене, учёт фактора времени, характер ценовой информации, способ фиксации
Теоретическая
часть. Классификация
цен
Цена является фундаментальной экономической категорией. Она представляет собой денежное выражение стоимости товаров и услуг. В современной экономике существует множество подходов к классификации цен. Принято выделять следующие критерии классификации: обслуживаемая сфера товарного обращения, стадии ценообразования, степень участия государства в ценообразовании, территория действия, транспортная составляющая в цене, учёт фактора времени, характер ценовой информации, способ фиксации. Для наглядности классификацию цен можно изобразить в виде схемы (рис. 1).
Большинство
исследователей главным классификационным
признаком считают
- оптовые цены на промышленную продукцию, т.е. цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности вне зависимости от форм собственности в порядке оптового оборота;
- цены на строительную продукцию, которые принимают форму сметной стоимости, прейскурантной или договорной цены;
- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами, населением;
- цены и тарифы транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с их отправителей;
- розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговле населению, предприятиям;
- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги населению – плата за различного рода услуги, оказываемые населению коммунальными и бытовыми службами.
Следующими не менее важными признаками являются стадии ценообразования. Данная классификация отражает количественную взаимосвязь между ценами, складывающимися по мере движения товаров (услуг) от производителя к потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены на последующей стадии. Формирование различных видов цен в процессе движения товара можно представить в виде схемы (рис. 2).При переходе к рынку появился такой классификационный признак как степень участия государства в ценообразовании. В зависимости от меры реализации этого признака различают рыночные и регулируемые цены. Рыночные цены товаров – это цены, складывающиеся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Они по условиям формирования делятся на:
- свободные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения в условиях конкуренции;
- монопольные цены, устанавливающиеся в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования;
- демпинговые цены, сознательно заниженные по сравнению со сложившимся уровнем цен.
- Регулируемые цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они могут быть фиксированными и предельными.
Классификация цен в зависимости от территории действия. В соответствии с данным признаком выделяют цены единые или поясные и цены региональные и местные.
Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идёт о таких видах продукции услуг, как газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и т.п.
Региональные цены регулируются региональными органами власти и управления. Они ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство коммунальных и бытовых услуг населению.
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов по доставке у разных авторов представлены по-разному. И.К. Салимжанов выделяет следующие группы цен: единые цены с включением расходов по доставке; зональные цены, при которых покупатели в пределах определённой географической зоны уплачивают единую цену, а за её пределами цена может увеличиться на величину транспортных расходов; цены на основе базисного пункта, при которых предприятие устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию; а также цены в месте производства, по которым продажа и передача товаров происходит в месте его производства.
В зависимости от учёта фактора времени различают сезонные, постоянные и ступенчатые цены.
Сезонные цены – цены на товары, потребление которых носит сезонный характер; величина и срок действия этих цен определяется фактором времени.
Постоянные цены действуют в неопределённом промежутке времени и не меняются с течением времени.
Ступенчатые цены – это цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее известном порядке.
О.И.Волков предлагает классификацию цен по характеру ценовой информации. Согласно этому признаку он выделяет:
цены фактических сделок, содержащие информацию о реальных ценах купли-продажи товаров на рынке;
аукционные цены, информирующие участников рынка о возможностях купли или продажи товара на аукционе;
биржевые цены, которые содержат информацию о результатах биржевых сделок;
справочные цены, информирующие покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителя (продавца).
По способу фиксации О.И. Волков делит цены на твёрдые, с последующей фиксацией, подвижные.
Твёрдые цены устанавливаются в момент заключения контракта и не изменяются в течение всего срока его действия.
Цены
с последующей фиксацией
Подвижные цены – это цены, зафиксированные при заключении контракта, которые могут быть в дальнейшем изменены в соответствии с изменениями рыночной цены данного товара на момент его фактической поставки.
А.Д. Чудаков помимо перечисленных цен выделяет скользящую цену – цену, исчисленную на момент фактического исполнения контракта путём пересмотра договорной базисной цены, учитывающего изменения издержек за время действия контракта.
Как
ни странно, ни одна из классификаций
не учитывает норму прибыли
- сверхприбыльные цены, в которых норма прибыли превышает себестоимость производства и реализации на 50%. Такие цены устанавливаются, как правило, на продукцию высокого качества известной марки, товары с уникальными свойствами, на товары, произведенные предприятиями-монополистами;
- цены с обычной нормой прибыли (от 5 % до 50 %) устанавливаются на товары при равновесии спроса и предложения в условиях умеренной конкуренции;
- бесприбыльные цены, которые устанавливаются на уровне полной себестоимости или даже ниже её в условиях жёсткой конкуренции или крайне низкого спроса (высокого предложения) на рынке. Так, в 2003 году себестоимость 1 тонны пшеницы в хозяйствах составляла 1 000 – 1 100 р., однако в условиях огромного предложения равновесная цена установилась ниже этого уровня и на сегодняшний день закупочные цены не превышают 800-900 р./т.
Несмотря
на многообразие цен, их основные виды
тесно взаимосвязаны между
Продукция промышленности по оптовым ценам направляется на потребление сельское хозяйство, строительство и розничную торговлю. Поэтому розничные цены зависят от оптовых и закупочных цен, тарифов на услуги. Однако взаимосвязь цен является не только прямой, но и обратной. При повышении цен на энергоносители добывающие предприятия пользуются новыми увеличенными тарифами
Список используемой литературы
1. Васильева, Н.Э. Формирование цены в рыночных условиях / Н.Э. Васильева, Л.И. Козлова. - М., 1995. - 62 с.
2. Чудаков, А.Д. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / А.Д. Чудаков. – М., 2002. – 376 с.
3. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред.И.К. Салимжанова. – М., 2002. – 424 с.
4. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова. – М., 2001. – 520 с.
5. Яковлев, Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Н.Я. Яковлев. – М., 2001. – 106 с.