Характеристика рынка чистой конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.

Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции1.Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

Содержание

Характеристика рынка чистой конкуренции……………………….
Стратегии ценовой прибыли, неизменность цен……………………
Задача…………………………………………………………………...
Список литературы………………………………………………………. 2

4

7

Работа содержит 1 файл

Ценообразование - 3 вариант.doc

— 74.50 Кб (Скачать)
 

    ВАРИАНТ № 3 

    ПЛАН

  1. Характеристика  рынка чистой конкуренции……………………….
  2. Стратегии ценовой прибыли, неизменность цен……………………
  3. Задача…………………………………………………………………...
    Список литературы……………………………………………………….
2

4

7

9

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Характеристика рынка  чистой конкуренции 

    Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.

    Структура рынка – это основные характерные  черты рынка, к числу которых  относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

    Существуют  разнообразные варианты сочетания  элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции1.Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

    Обычно  выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (табл. 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.

    Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

    Таблица 1

    Характерные черты основных моделей  рынка 

  Характерные черты Совершенная конкуренция   Несовершенная конкуренция
Чистая  конкуренция  Монополистическая конкуренция   Олигополия   Чистая  монополия
  Число фирм  Очень много   Много   Несколько   Одна
  Тип продукта  Однородный   Разнородный   Разнородный или однородный   Уникальный
  Контроль  за ценами  Отсутствует Присутствует, но в довольно узких рамках Ограниченный  взаимной зависимостью, значительный при сговоре  Значительный
  Условия вступления в рынок   Отсутствие  препятствий  Сравнительно  легкие препятствия Существенные  препятствия   Вступление  блокировано
  Неценовая конкуренция  Отсутствует   Значительный  упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Очень типична   Значительный  упор сделан на рекламу, связь фирмы с общественными организациями
  Пример Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды, обуви Производство  стали, автомобилей, сельхоз-инвентаря, бытовых приборов Местные предприятия общественного пользования
 

    Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:

    · наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка;

    · однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;

    · отсутствием ценовых ограничений.

    В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.

    Таким образом, в условиях чистой конкуренции  ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.

    Рынков  чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельского хозяйства, следует отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов. 

      2. Стратегии ценовой  прибыли, неизменность  цен. 

    Ценовую стратегию можно обозначить, как важнейшую часть ценовой политики, определяющую порядок реализации методов ценообразования, избранных в качестве соответствующих хозяйственных ситуаций. Ценовая стратегия является процессом , координирующим производственно – сбытовую деятельность предприятия. Ценовая стратегия выражает интересы предприятия и предоставляет собой один из инструментов управления деятельностью предприятия.

    Существует  пять этапов ценовой стратегии, показанных на рисунке 1:

    

      

    

      

      
 

    Рис. 1.  Пять этапов ценовой стратегии 

    Стратегия ценообразования начинается с четкого  определения целей и заканчивается  определением корректирующего механизма. Важным условием является совпадение решений принимаемых в этой области  с общей программой маркетинга фирмы.

    Разработка ценовой стратегии не является одноразовым действием. При начальном выпуске новой продукции ценовую стратегию необходимо пересматривать, поскольку меняется общая среда конкуренции, товар проходит через различные жизненные циклы, конкуренты меняют цены и т.д.

    Ценовая стратегия функционирует плохо, если:

  • цены меняются слишком часто
  • ценовая политика слишком сложно объясняется потребителям 
  • недостаточная доля прибыли для участников каналов сбыта
  • решения о ценах принимаются без достаточной информации о рынке
  • цели не соответствуют целевому рынку
  • эластичность спроса
  • существуют серьезные проблемы с законодательством по ценам

    Существуют  три основные цели ценообразования:

  • основанные на сбыте
  • основанные на прибылях
  • основанные на существующем положении

    Компания  с целями, основанными на сбыте, основывается на высокий объем реализации или увеличение соей доли продаж по сравнению с конкурентами.

    Такие цели могут выбираться по одной из трех причин

  1. Фирма заинтересована в насыщении рынка или росте сбыта как важном шаге на пути на пути к контролю над рынками и стабильным доходам.
  2. Фирма стремиться  увеличивать объем сбыта и готова пойти на снижение дохода с единицы изделия.
  3. Она предполагает, что большой объем реализации позволит снизить размер относительных издержек.

    Для увеличения объема сбыта используется так называемая стратегия проникновения. Цена проникновения – это низкая цена, предназначенная для захвата  массового рынка для товара и  услуги. Такая стратегия приносит ощутимые результаты, когда потребители чувствительны к цене, такая политика бьёт по конкурентам, может существовать экономия от масштабов производства.

    Например, в некоторых случаях использование  такой стратегии приводило к  открытию новых рынков сбыта. (Рисунок  2.)

       
 
 
 

     

     

       
 
 

     Рис. 2.  Возможные цели ценообразования

    Фирмы с целями, основанными на прибыли стремятся установить:

  • высокий уровень денежной прибыли, в качестве цели.
  • или установить стабильный размер прибылей и пытаться придерживаться оного.
  • или установить высокую цену на товары или услуги и таким образом как можно скорее окупить основные средства предприятия. Причиной такого поведения фирмы служит неуверенность в будущем или нехватка средств.

    Стратегия неизменных цен

    Фирма может стремиться к установлению и сохранению на протяжении длительного времени неизменных цен на свои товары и услуги. В случае роста издержек производства фирма вместо пересмотра цеп в сторону увеличения уменьшает массу упаковки, изменяет состав товара и т.д. При этом предполагается, что потребитель предпочитает такие изменения росту цеп. 

    3. Задача. 

  1. Определите:

    а) розничную  цену изделия при условии, что  оно поставляется в розничную  сеть двух посредников (торгово-закупочные организации); цену закупки посредников.

    б) прибыль  промышленного предприятия от реализации изделия по свободным ценам. Составьте структуру свободной розничной цены.

  1. Снабженческо-сбытовая надбавка – 25 %.

    Известны  следующие данные:

    Себестоимость – 30 руб.

    НДС – 20 % к свободной отпускной цене (без НДС)

    Свободная отпускная цена (с НДС) – 72 руб.

    Снабженческо-сбытовая надбавка – 25 %

    Торговая  надбавка – 20 % к цене закупки. 

    Решение

    Себестоимость – 30 руб.

    Отпускная цена с НДС – 72 руб.

    72 * 20% / 120% = 12 руб.

    72 –  12 = 60 руб. – свободная цена  без НДС

    60 –  30 = 30 руб. – прибыль предприятия

    72 * 25% / 100% = 18 руб. – снабженческо-сбытовая  надбавка

    18 руб. * 20% / 100% = 3 руб. 60 коп. – НДС к  снабженческо-сбытовой надбавке

    72 + 18 + 3 р. 60 = 93 р. 60 – отпускная цена  снабженческо-сбытовой организации

    93,60 * 25% / 100% = 23 руб. 40 коп. – надбавка торгово-закупочной организации

    23 руб. 40 коп. * 20% / 100% = 4 руб. 68 коп. – НДС  к надбавке торгово-закупочной  организации

    93,60 + 23,40 + 4,68 = 121,68 руб. – оптовая цена  торгово-закупочной организации

    121,68 * 20% = 24,34 руб. – торговая надбавка

    121,68 + 24,34 = 146 руб. 02 к. – розничная цена  товара 
     

    Структура цены:

                                              Сумма                Уд. вес

    Себестоимость   – 30 руб.   20,55%

    Прибыль        - 30 руб.  20,55%

    Акциз                  - 12 руб.      8,2%

    НДС                  - 3 р. 6 к.  2,47%

    Оптовая надбавка  - 23,4 р.  16,02%

    НДС к надбавке   - 4,68 р.  3,21%

    Торговая  надбавка   - 24,34 р.  16,7%

    

    РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА       - 146,02 р.  100% 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. Цены и  ценообразование. / Под ред. В.Е. Есипов. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Ценообразование. Учебное пособие. / Под ред. Г.А. Горина. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  3. Ценообразование / Под ред. П.Н. Шуляк. - М.: Дашков и К,2005
  4. Ценообразование в рыночной экономике / Под ред. М.С. Абрютина. - М.: Дело и Сервис, 2002.

Информация о работе Характеристика рынка чистой конкуренции