Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:46, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании цен и его последствиях.
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.
Изучить последствия государственного регулирования цен.
Теоретическое задание. Государственное регулирование ценообразования.
Актуальность данной темы выражается в том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
В современных условиях любое государство осуществляет регулирование цен, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное регулирование цен, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.
Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Рыночные принципы предполагают, прежде всего, приоритет частной собственности перед всеми остальными формами собственности, господство строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников рыночных отношений.
Что касается государственного регулирования цен, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному планированию всей экономической деятельности, как это было при советской экономике, а реализуется в регулировании с помощью экономических рычагов.
Как показывает опыт, действующая система государственного регулирования цен прошла длительный и сложный путь становления и развития.
Рынок, представленный самому
себе, порождает множество
Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической системы. В этом плане в РФ государство играет и продолжает играть существенную роль.
Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований.
Практическая значимость данной темы: исследованные вопросы применяются в повседневной практике многих экономистов по разрешению различных проблем.
Целью данной работы является
рассмотрение вопроса о государственном
регулировании цен и его
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.
Изучить последствия государственного регулирования цен.
1 Понятие, цели и
задачи государственного
Государственное регулирование цен — это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление процесса государственного регулирования цен и контроля за их соблюдением.[1]
Политика государственного регулирования цен является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение.
Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Система государственного
регулирования цен
Будучи центральным
органом федеральной
На уровне субъектов
РФ вопросами ценообразования
Органы ценообразования
субъектов Федерации ведут
Особое значение имеет государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно.
Государственное регулирование
цен можно рассматривать как
одно из направлений
Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.
Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, необходимо государственное регулирование ценообразования.
На основе названных документов, определяющих обеспечение системы государственного регулирования ценообразования, правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.
Основными задачами государственного регулирования цен являются:
- Обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);
- Определение структуры
тарифов на основе принципов
справедливого и эффективного
отнесения издержек на тарифы
для различных типов
- Стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;
- Использование возможностей
ценовых механизмов
- Управление развитием экономики в регионах РФ.[1]
В настоящее время разграничена компетенция в системе государственного регулирования цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Так, на федеральном уровне
сохраняется государственное
Таким образом, процесс государственного регулирования цен является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.
2 Основные инструменты
государственного
Многообразие вышеописанных задач, которые стоят перед системой государственного регулирования цен определяют выполняемые государством экономические функции.
Функции государственного регулирования цен:
1)Создание и регулирование
правовой основы
2)Антимонопольное
3)Воздействие на размещение ресурсов с целью повышения эффективности.
4)Выработка программы воздействия на распределение доходов.
5)Деятельность государства,
как субъекта имущественных
Такая классификация функций государственного регулирования цен достаточно условна, т.к. в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.
Например: антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.
Комплекс функций государственного регулирования цен:
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство. В этих правилах определяются форма и права собственности, условия заключения контрактов, правила функционирования коммерческих предприятий их взаимоотношения между собой и государством, взаимные обязательства профсоюзов и администрации.
Антимонопольное регулирование.
Чтобы защитить свободную
конкуренцию на рынке, государство
принимает антимонопольное
Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль, вплоть до дробления монополии на несколько предприятий и т.д.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними.
Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.
Современное антимонопольное законодательство РФ имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.
Размещение ресурсов.
Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов
может касаться промышленного и
сельскохозяйственного
Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг.
В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.[2]
Перераспределение доходов.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему.
Общество берет на
себя заботу о неимущих гражданах
через налоговое
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.).[3]
В процессе выполнения данных функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:
Фискальная и денежная политика.
К фискальной политике в системе государственного регулирования цен относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств.
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования