Государственное регулирование ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном регулировании цен и его последствиях.
Задачами данной работы являются:
Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.
Изучить последствия государственного регулирования цен.

Работа содержит 1 файл

коммерч.право.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

                                                    Вариант 2 

 Теоретическое задание.  Государственное регулирование ценообразования.

 

                                                        Введение

Актуальность данной темы выражается в том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование цен, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  регулирование цен, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Рыночные принципы предполагают, прежде всего, приоритет частной собственности перед всеми остальными формами собственности, господство строго определенных и общепризнанных норм и правил поведения участников рыночных отношений.

Что касается государственного регулирования цен, оно ни в коем случае не должно сводиться к тотальному планированию всей экономической деятельности, как это было при советской экономике, а реализуется в регулировании с помощью экономических рычагов.

Как показывает опыт, действующая  система государственного регулирования  цен прошла длительный и сложный путь становления и развития.

Рынок, представленный самому себе, порождает множество непредсказуемых  проблем, которые способны подорвать  основы существующего социального  порядка и тем самым поставить  под вопрос существование и государства, и экономической системы.

Рынок сам по себе не способен создать и поддерживать сколько-нибудь устойчивую инфраструктуру экономической  системы. В этом плане в РФ государство  играет и продолжает играть существенную роль.

Взаимодействие властных структур и бизнеса, политики и экономики приобретает особую значимость и актуальность в периоды радикальных социально-экономических и общественно-политических преобразований.

Практическая значимость данной темы: исследованные вопросы  применяются в повседневной практике многих экономистов по разрешению различных проблем.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о государственном  регулировании цен и его последствиях.

Задачами данной работы являются:

Рассмотреть понятие, основные инструменты и методы государственного регулирования цен.

Изучить последствия  государственного регулирования цен.

1 Понятие, цели и  задачи государственного регулирования  цен

Государственное регулирование  цен — это действия органов  государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление процесса государственного регулирования цен и контроля за их соблюдением.[1]

Политика государственного регулирования цен является частью экономической политики государства  и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение.

Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством  защиты частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению  ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

Система государственного регулирования цен обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, а также Федеральными органами РФ, в частности Департамента цен.

Будучи центральным  органом федеральной исполнительной власти, Департамент цен осуществляет не только государственное регулирование  цен, но и межотраслевую координацию цен.

На уровне субъектов  РФ вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов  Федерации, органы местного самоуправления.

Органы ценообразования  субъектов Федерации ведут большую  работу по ценообразованию: осуществляют прямое государственное регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.[2]

Особое значение имеет  государственное регулирование  цен на продукцию естественных монополий. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно.

Государственное регулирование  цен можно рассматривать как  одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики.

Цели государственного регулирования цен состоят в  том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.

Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, необходимо государственное регулирование ценообразования.

На основе названных  документов, определяющих обеспечение  системы государственного регулирования ценообразования, правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

Основными задачами государственного регулирования цен являются:

- Обеспечение баланса  интересов потребителей (в виде  доступных цен) и регулируемых  предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);

- Определение структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного  отнесения издержек на тарифы  для различных типов потребителей;

- Стимулирование предприятий  отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.;

- Использование возможностей  ценовых механизмов регулирования  при проведении стабилизирующей  макроэкономической политики;

- Управление развитием  экономики в регионах РФ.[1]

В настоящее время  разграничена компетенция в системе  государственного регулирования цен  между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Так, на федеральном уровне сохраняется государственное регулирование  цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном  транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Таким образом, процесс  государственного регулирования цен  является важнейшим условием для  поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий  для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

 

2 Основные инструменты  государственного регулирования  цен 

Многообразие вышеописанных  задач, которые стоят перед системой государственного регулирования цен  определяют выполняемые государством экономические функции.

Функции государственного регулирования цен:

1)Создание и регулирование  правовой основы функционирования  экономики.

2)Антимонопольное регулирование  (защита конкуренции).

3)Воздействие на размещение  ресурсов с целью повышения эффективности.

4)Выработка программы  воздействия на распределение  доходов.

5)Деятельность государства,  как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация  функций государственного регулирования  цен достаточно условна, т.к. в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.

Например: антимонопольная  деятельность предполагает наличие  соответствующего законодательства, а  ее результаты будут сказываться  и на размещении ресурсов, и на распределении  доходов.

Комплекс функций государственного регулирования цен:

Создание и регулирование  правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве  лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую  деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил «экономической игры», в которую играют фирмы, потребители и само государство. В этих правилах определяются форма и права собственности, условия заключения контрактов, правила функционирования коммерческих предприятий их взаимоотношения между собой и государством, взаимные обязательства профсоюзов и администрации.

Антимонопольное регулирование.

Чтобы защитить свободную  конкуренцию на рынке, государство  принимает антимонопольное законодательство, которое определяет регулирование естественных монополий. Антимонопольное регулирование является важнейшим законодательным актом, защищающим конкуренцию.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством  конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль, вплоть до дробления монополии на несколько предприятий и т.д.

Защита конкуренции  как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию  правил поведения монополий или  борьбы с ними.

Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие  достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Современное антимонопольное  законодательство РФ имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.

Размещение ресурсов.

Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и  сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Так, через систему  налогов и субсидий государство  может воздействовать на производство общественных благ и услуг.

В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной  науки, образования. Оно может брать  на себя, полностью или частично, производство общественных благ.[2]

Перераспределение доходов.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему.

Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах  через налоговое перераспределение  доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному  страхованию, медицинской помощи, пособий  по безработице и т.д.

Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Традиционным объектом государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.).[3]

В процессе выполнения данных функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:

Фискальная и денежная политика.

К фискальной политике в  системе государственного регулирования  цен относят деятельность государства  по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств.

Информация о работе Государственное регулирование ценообразования