Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 01:45, реферат

Описание работы

Масштабы, методы и формы государственного регулирования цен диктуются интересами общественного развития: усилением эффективности и конкурентоспособности капитала и производства, развитием экономики, науки и техники, повышением благосостояния нации, обеспечением национальной безопасности, места и роли страны в мировом хозяйстве.
В рамках данной работы будет рассмотрено значение и методы прямого государственного регулирования цен.

Работа содержит 1 файл

методы прямого государственного регулированияч цен.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

    Содержание. 

 

      

    1. Введение.

     Цены  являются важным экономическим инструментом, отражающим все процессы, происходящие в сфере производства, обмена, распределения, потребления, накопления. Они определяют валовой доход, прибыль, рентабельность и другие показатели предприятий; цены выступают рычагом экономического управления и конкурентной борьбы.

      Свободно  функционирующий рынок не гарантирует  высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

      Осуществляя государственное регулирование  цен, государство обязано решать целый комплекс задач. Основными  задачами являются следующие:

    • защита населения от необоснованного роста цен;
    • обеспечение экономической безопасности страны;
    • регулирование инфляционного роста цен;
    • регулирование и контроль цен на продукцию монополистов;
    • защита отечественных производителей продукции;
    • создание необходимых условий для конкуренции товаропроизводителей и потребителей продукции;
    • поддержание паритета цен на продукцию различных отраслей экономики и групп и видов товаров и услуг.

      Масштабы, методы и формы государственного регулирования цен диктуются  интересами общественного развития: усилением эффективности и конкурентоспособности капитала и производства, развитием экономики, науки и техники, повышением благосостояния нации, обеспечением национальной безопасности, места и роли страны в мировом хозяйстве.

      В рамках данной работы будет рассмотрено значение и методы прямого государственного регулирования цен.

 

      

    1. Методы  прямого государственного регулирования цен.

      Решая экономические, политические, социальные и другие задачи, государство пытается воздействовать на спрос и предложение, используя различные методы, как ценовые, так и неценовые. Порядок и методы регулирования цен в РФ определены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Методы государственного регулирования цен условно можно разделить на метод прямого (ценового) воздействия на цены и метод косвенного (неценового) воздействия на цены.

      Прямое  вмешательство государства в  процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

      В настоящее время все цены, как  свободные, так и регулируемые, устанавливаются  товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции (Налоговый кодекс РФ, гл. 25), и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

      К методам прямого вмешательства  государства в процесс ценообразования можно отнести следующие.  
 
 

      1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или отдельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен.

      Цены  фиксируются по максимальному уровню для защиты потребителей или по минимальному уровню для защиты отечественных  производителей. Максимальные цены приводят к повышению спроса над предложением, что может стать причиной появления черного рынка. При минимальных ценах предложение превышает спрос, и тогда государству необходимо проводить закупки или ограничивать величину производства. 
Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.

      Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов  на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

      Данный  метод не всегда является действенным. Так например в октябре 2007 года Министерство сельского хозяйства заключило с производителями и продавцами социально значимых продуктов соглашение о заморозке цен на них до 31 января 2007 года, а позднее продлило его до 30 апреля.

      2 апреля 2008 года ЦБ обнародовал данные по инфляции за первый квартал 2008 года. Они неутешительны: за первые три месяца года цены выросли на 4,8 процента.

      Главный виновник раскрутки инфляции, по ЦБ, - цены на зерно. Срок действия соглашения о замораживании цен между  производителями продовольственных  товаров и торговыми сетями истек 30 апреля 2008 года. И уже с первого мая цены сильно возросли.

      В США попытки частичного замораживания  цен касались внутренних цен на энергоносители (внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты, природный газ), что  сдерживало раскручивание инфляционной спирали. Это привело к снижению инвестиций в энергетическое хозяйство и заинтересованности у добывающих компаний в разработке новых месторождений нефти и природного газа, поэтому в 1982 г. Р.Рейган отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. 

      1. Установление  фиксированных цен  и тарифов.
 

      Решение об установлении фиксированных цен и тарифов принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен.

      Твердые фиксированные цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда государство намерено управлять предложением и спросом на отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются:

      ·на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые потребителям по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая и тепловая энергия);

      ·водку белую и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);

      ·лекарственные средства, производимые предприятиями республики (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);

      ·драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц; услуги связи, оказываемые населению и юридическим лицам;

      ·перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным и автомобильным транспортом;

      ·коммунальные услуги населению.

      Решению о введении фиксированных цен  предшествует процедура определения  прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные  цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

      Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. 

      1. Установление  предельных цен и  коэффициентов.

      Установление  предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься.

      В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.

      Такое регулирующее мероприятие очень  важно в условиях дефицита, так  как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства.

      Предельный  уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и  услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

      Многие  цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования  верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

      В своей деятельности российское правительство  с 1996 г. ведет практику регулирования  предельных минимальных цен на продукцию  ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке. Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. 

      1.   Установление предельного норматива рентабельности.
 

      В этом случае при расчете цены в  ее состав включается прибыль в размере  не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.

      Чаще  всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

      Цены  на продукцию, по которой фактическая  рентабельность превышает установленный  уровень, должны пересматриваться предприятиями  в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться  по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

      За  рубежом этот метод практически  не используется. Он имеет серьезный  недостаток: не заинтересовывает предприятия  в снижении издержек. В мировой  практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал. 
 

      1. Установление  фиксированных цен  или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок.

Информация о работе Государственное регулирование цен