Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Содержание

Введение 2
1 Ценообразование в сфере транспортных услуг 3
1.1 Тарифы железнодорожного транспорта 4
1.2 Тарифы водного транспорта 7
1.3 Тарифы автомобильного транспорта 9
1.4 Тарифы воздушного транспорта 11
2 Факторы, влияющие на формирование тарифов на услуги транспорта 12
3 Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг 14
Заключение 16
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

ценообразование.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

     В соответствии с принципом построения тарифы разделяются на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в  целом, при разработке поясных –  для половины расстояния пояса.

     По  внешнему виду тарифы бывают табличные  и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.

1.3 Тарифы автомобильного транспорта

 

     Для автомобильного транспорта характерна высокая маневренность и скорость доставки грузов. Его преимущество – в доставке груза без перевалок со склада на склад покупателя. Эффективность автомобильного транспорта зависит также от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети.

     Себестоимость автомобильных перевозок относительно высока по сравнению с другими видами транспорта, что обуславливается небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату. Себестоимость перевозок также колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условий, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава. На себестоимость автомобильных перевозок оказывает влияние региональные различия в уровне заработной платы и цен на автобензин и дизельное топливо. Тарифы автомобильного транспорта устанавливаются автотранспортными предприятиями самостоятельно.

     Грузовые  тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку  грузов в междугородном и международном  сообщении. Сдельные тарифы на перевозку  грузов являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку  всех грузов. В зависимости от степени  использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени  загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.

     Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.

     Покилометровые  тарифы используются в тех случаях, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или  повременные тарифы, например при  холостом пробеге к месту работы и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.

     Транспортное  предприятие информирует грузовладельцев  о применяемых тарифах на оказываемые  услуги, оформленных в виде сборников, прейскурантов или другой существенной форме.

     Изменение тарифов рекомендуется производить  не чаще одного раза в квартал.

     О предлагаемом изменении уровня тарифов  автотранспортное предприятие (перевозчик) обязано уведомить грузовладельцев, имеющих договорные отношения с этим предприятием, не позднее за 1,5 дней до введения новых тарифов.

     В сфере городских и пригородных  перевозок во многих случаях целесообразно выделять перевозки грузов, имеющие большое социальное значение – перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц, на которые возможно устанавливать относительно низкие тарифы.

     Тарифы  рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условия его эффективного использования  и экономически обоснованных затрат на перевозки.

     К автопредприятиям (перевозчикам), допустившим  нарушение государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции в соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по политике цен, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 01.12.92 N 01-17/030-23, N 112 и N В36-05/410.

     Департамент автомобильного транспорта Минтранса  России ежеквартально информирует  Комитет Российской Федерации по политике цен об уровне действующих тарифов.

1.4 Тарифы воздушного транспорта

 

     Решение об определении (установлении) аэропортовых сборов и тарифов принимается  учетом анализа основных ценообразующих факторов, в том числе:

     а) объемов аэропортового обслуживания и их особенностей;

     б) расходов субъектов естественной монополии  в сфере услуг аэропортов, в том числе расходов на выплату заработной платы, оплату сырья и материалов, накладных расходов;

     в) амортизационных отчислений;

     г) конъюнктуры товарных рынков и рынка  транспортных услуг;

     д) потребности в средствах на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов;

     е) объемов государственной поддержки, а также налогов и других платежей.

     Тарифы  и сборы в области гражданской  авиации и правила продажи  перевозочных документов:

     1 Правила формирования и применения  тарифов, взимания сборов в  области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

     2 Для воздушных перевозок, осуществляемых  в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушным чартером), могут устанавливаться договорные цены. Уполномоченный орган в области гражданской авиации может устанавливать минимальные цены на такие перевозки, осуществляемые на определенных авиационных линиях, в целях защиты регулярных воздушных перевозок, осуществляемых на тех же авиационных линиях.

     3 Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

2 Факторы, влияющие на формирование тарифов на услуги транспорта

 

     Все ценообразующие факторы можно разделить  на две основные группы.

     Общеэкономические:

  • изменения в налоговой и амортизационной политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;
  • изменение общей конъюнктуры финансового рынка;
  • обеспечение более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;
  • изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;
  • общий уровень инфляции.

     Отраслевые:

  • изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах работ транспорта;
  • резервы снижения собственных затрат транспорта;
  • изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по видам услуг;
  • результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.

 

3 Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг

 

     Осуществление государственного регулирования естественных монополий обусловлено необходимостью решать экономические задачи, которые  не могут быть реализованы с помощью  рыночного механизма.

     Основной  целью государственного регулирования  тарифов в сферах естественных монополий на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по государственному регулированию цен (тарифов).

     В таблице 1 представлены методы регулирования  транспортных тарифов. 

     Таблица 1 – Методы регулирования транспортных тарифов

Виды  транспорта Характер регулирования
Железнодорожные перевозки Базовые схемы, их уровень и дифференциация определены прейскурантом №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». Решение о внесении изменений в прейскурант принимается Правительством или соответствующими государственными органами.
Морской

Перевозки:

 каботажные;

 внешнеторговые

Услуги  морских портов

 
 
Тарифы  на перевозки не регулируются.

Тарифы  определяются условиями рынка морских  перевозок.

Тарифные  ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг.

Речной

Перевозки

Услуги  речных портов

 
Тарифы  на перевозки не регулируются.

Тарифные  ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. Тарифные ставки определяются одним их двух способов:

  • индексируются ставки тарифов прейскуранта №14-01 «Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство №1-Р»;
  • рассчитываются самостоятельно перевозчиками.
Авиационный

Перевозки

Услуги  аэропортов

 
Тарифы  рассчитываются самостоятельно перевозчиками.

Тарифные  ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг.

Автомобильный

Перевозки

Тарифы не регулируются государственными органами. Тарифные ставки определяются самостоятельно перевозчиками  одним из двух способов:
  • индексируются ставки тарифов прейскуранта №13-01-01 «Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом»;
  • рассчитываются самостоятельно перевозчиками.
 

 

     

Заключение

 

     Транспорт, наряду с энергетикой, связью, образованием и здравоохранением, обеспечивает условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других государственных приоритетов.

     Развитие  транспорта и других отраслей экономики  тесно взаимосвязано. Ведь характер подвижности населения, уровень  развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Также  транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развитие производительных сил.

     Что касается транспортных тарифов,то они,как и любая цена, обладают рядом функций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, оказывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные потребности; в-четвертых, цена обладает распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс. Распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.

     Транспортные  тарифы также способствуют разрешению важнейших народнохозяйственных задач: рациональному размещению производительных сил в стране; приближению промышленности к источникам сырья, развитию новых районов; рационально распределению грузооборота между различными видами транспорта; полному использованию подвижного состава, ликвидности излишне дальних перевозок, максимальной загрузке пробегов; укреплению хозяйственного расчета на транспорте; развитию экономических связей между районами страны. 

     Установление  тарифов (цен) — одна из самых важных областей принятия решений в любом бизнесе, в том числе и логистическом. Поведение цен на рынке представляет сложный процесс, и установив ту или иную цену, фирма может получить как большие прибыли, так и иметь значительные потери. Важно отметить, что процесс принятия решения о ценообразовании основан не на данных одной какой-то науки, а опирается на знания и достижения множества различных теоретических разработок, в частности, в области бухгалтерского учета, экономики и маркетинга. С уверенностью можно утверждать, что установление цены не имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассматриваемого продукта или услуги, но зато оно весьма прочно связано с рыночной конъюнктурой.

Информация о работе Государственное регулирование цен на рынке транспортных услуг