Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:04, контрольная работа
В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом. Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.
Введение......3
1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике…5
2. Принципы и подходы ценообразования….5
3. Сущность рыночного ценообразования….8
4. Основные отличия рыночного ценообразования…11
Заключение....13
Список литературы...14
Контрольная работа
по дисциплине: Ценообразование
по теме: Функции цены как проявление ее сущности
Введение......3
1. Понятие, сущность, роль
цен и ценообразования в рыночной экономике…5
2. Принципы и подходы ценообразования….5
3. Сущность рыночного ценообразования….8
4. Основные отличия рыночного
ценообразования…11
Заключение....13
Список литературы...14
Введение
Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».
Цена –
это сложная экономическая
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.
В рыночной
экономике цены на товары постоянно
колеблются. Направления изменения цен
для конкретных видов товаров и в конкретные
периоды может быть различным. Однако
есть и общие тенденции, характерные как
для отдельных групп потребительских
товаров, так и для всей их номенклатуры
в целом. Таким образом, цены играют исключительно
важную роль в развитии экономики страны
в целом и для каждого отдельно взятого
субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает
значимость политики в области ценообразования.
В настоящее время регулируемые цены устанавливаются
прежде всего на продукцию и услуги естественных
монополий (в соответствии с Указом Президента
РФ «О некоторых мерах по государственному
регулированию естественных монополий
в РФ» №220 от 28.02.1995 г. и Федеральным Законом
РФ «О естественных монополиях» №147-ФЗ
от 17.08.1995 г.). Основными методами регулирования
деятельности естественных монополий
являются ценовое регулирование, то есть
прямое определение цен (тарифов) или их
предельного уровня; определение потребителей
для обязательного обслуживания и (или)
установление минимального уровня их
обеспечения. Регулирование деятельности
естественных монополий и контроль за
ней осуществляют соответствующие Федеральные
органы.
В условиях рыночных
отношений резко возрастает роль цены
для любой коммерческой организации. Это
обстоятельство обусловливается многими
причинами.
От уровня цены зависят:
• величина прибыли коммерческой организации;
• конкурентоспособность организации и ее продукции;
• финансовая устойчивость предприятия.
Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.
Цена и ценообразование
Научная обоснованность цен
- необходимость учета в
Принцип целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода к ценообразованию.
Принцип непрерывности процесса ценообразования - согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен - целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.
С точки зрения целей деятельности можно выделить следующие подходы к ценообразованию:
· максимизация прибыли в долгосрочном плане;
· максимизация прибыли в краткосрочном плане:
· увеличение показателя рыночной доли;
· сохранение статуса ценового лидера в отрасли;
· препятствие появлению новых конкурентов;
· сохранение лояльности со стороны торговых посредников;
· улучшение имиджа организации;
· улучшение продаж «слабых» продуктов;
· предотвращение «ценовых войн».
Можно
выделить три степени влияния государства
на ценообразование:
- Фиксация цен. Государство использует
следующие основные способа фиксации
цен; *использование
цен прейскурантов. Прейскуранты цен на
товары и услуги - это официальный сборник
цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый
министерствами, ведомствами, государственными
органами ценообразования. Количество
цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов,
может быть очень разным: близким к 100%
в условиях жесткого тотального контроля
государства за уровнем цен и незначительным,
близким к нулю - в случаях преимущественно
рыночного способа ценообразования. Обычно
регулированию с помощью прейскурантов
цены предприятий монополистов: электроэнергия,
газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт.
Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный
эффект в экономике, поэтому их фиксация
на определенном уровне способствует
стабилизации всей экономической ситуации
и определяет степень стабильности цен
во всех других сферах. Самым трудным здесь
является определение уровня, на котором
должна быть зафиксирована цена в прейскуранте.
Фиксация цен на уровне выше рыночной
цены приводит к состоянию избытка предложения
на рынке, фиксация цен на уровне ниже
рыночной цены - к дефициту.
* фиксирование монопольных цен.
Государство фиксирует цены
*замораживание цен. Данный
- Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
- Регулирование системы
* запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;
* запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;
*запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.
*запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.
3. Сущность рыночного ценообразования
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
Рыночное ценообразование