Функции цены как проявление ее сущности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:04, контрольная работа

Описание работы

В рыночной экономике цены на товары постоянно колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом. Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

Содержание

Введение......3
1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике…5
2. Принципы и подходы ценообразования….5
3. Сущность рыночного ценообразования….8
4. Основные отличия рыночного ценообразования…11
Заключение....13
Список литературы...14

Работа содержит 1 файл

контрольная ценообразование.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Ценообразование

по теме: Функции цены как проявление ее сущности

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение......3 
1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике…5 
2. Принципы и подходы ценообразования….5

3. Сущность рыночного ценообразования….8

4.  Основные отличия рыночного  ценообразования…11 
     Заключение....13 
     Список литературы...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости единицы товара. Можно встретить и такую формулировку: «Цена — это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать».

Цена –  это сложная экономическая категория  сформировалась в процессе разделения общественного труда, развития товарного  производства и обмена товаров. Цена – один из элементов рынка. Всего  их четыре: спрос, предложение, конкуренция  и цена. Это основной, результативный показатель деятельности предприятия. Цена – это денежное выражение  стоимости. Цены показывают во что обходится обществу удовлетворение потребностей в той или иной продукции. Цены показывают насколько эффективно используются труд, инвестиции, инновации, на сколько эффективен весь процесс производства. Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели — валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные — рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др. Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда. Фонда социального страхования. Фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов). Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

В рыночной экономике цены на товары постоянно  колеблются. Направления изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные как для отдельных групп потребительских товаров, так и для всей их номенклатуры в целом. Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования. В настоящее время регулируемые цены устанавливаются прежде всего на продукцию и услуги естественных монополий (в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» №220 от 28.02.1995 г. и Федеральным Законом РФ «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995 г.). Основными методами регулирования деятельности естественных монополий являются ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и (или) установление минимального уровня их обеспечения. Регулирование деятельности естественных монополий и контроль за ней осуществляют соответствующие Федеральные органы.  
        В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обусловливается многими причинами.

От уровня цены зависят:

• величина прибыли коммерческой организации;

• конкурентоспособность  организации и ее продукции;

• финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб.

  1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике.

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. В самом  общем виде цена представляет собой  сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. В условиях рыночной экономики  цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются  такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но, как пишет  Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю  форму натурального обмена, которая  в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко. Цена является конечным показателем, характеризующим  товар, она в равной степени учитывает  интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.  Ценообразование представляет собой  процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.

  1. Принципы и подходы ценообразования.

 Научная обоснованность цен  - необходимость учета в ценообразовании  объективных экономических законов.  Научной обоснованности устанавливаемых  цен способствует тщательный  сбор и анализ информации относительно  действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения,  других рыночных факторах. Особое  значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен. Необходимо обоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и ценами на конкурирующую продукцию с точки зрения приобретения потребителем дополнительных услуг и выгод в виде сервисного обслуживания, новизны и качества продукции, гарантий на эту продукцию, предоставляемых предприятием – производителем.

Принцип целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие  конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного подхода  к ценообразованию.

Принцип непрерывности процесса ценообразования - согласно этому принципу продукция  на каждом этапе ее изготовления имеет  свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен.

Принцип единства процесса ценообразования  и контроля за соблюдением цен -  целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.

С точки зрения целей деятельности можно выделить следующие подходы  к ценообразованию:

·        максимизация прибыли в долгосрочном плане;

·        максимизация прибыли в краткосрочном плане:

·        увеличение показателя рыночной доли;

·        сохранение статуса ценового лидера в отрасли;

·        препятствие появлению новых конкурентов;

·        сохранение лояльности со стороны торговых посредников;

·        улучшение имиджа организации;

·        улучшение продаж «слабых» продуктов;

·        предотвращение «ценовых войн».

           Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование: 
 -  Фиксация цен. Государство использует следующие основные способа фиксации цен;               *использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги - это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен, устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к 100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цен и незначительным, близким к нулю - в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования. Обычно регулированию с помощью прейскурантов цены предприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги, транспорт. Цены на данную продукцию вызывают мультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенном уровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяет степень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь является определение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте. Фиксация цен на уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложения на рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены - к дефициту.

* фиксирование монопольных цен.  Государство фиксирует цены предприятий,  занимающих доминирующее положение  на рынке, которое позволяет  ему решающим образом влиять  на конкуренцию, доступ на рынок  и уровень цен, что в конечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решить вопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;    

*замораживание цен. Данный подход  используется в случае возникновения  диспропорций в ценах или кризисных  ситуаций в экономике и проводится  исключительно в целях стабилизации  положения. Целесообразным считается  применение замораживания цен  только в краткосрочном периоде.   

-  Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен), введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий. 

- Регулирование системы свободного  ценообразования за счет законодательного  регламентирования ценообразовательной  деятельности участников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способ воздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении ряда запретов: 

* запрет на демпинг - запрет на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенно актуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов с рынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такой запрет широко применяется в практике международной торговли с целью предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства;

* запрет на недобросовестную ценовую рекламу - подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару;

*запрет на вертикальное фиксирование цен - запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле.

*запрет на горизонтальное фиксирование цен - запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятий будет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничение особенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легко игнорировать, например, если предприятие - олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены на конечную продукцию.

  3.   Сущность рыночного ценообразования

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее  на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное  ценообразование - формирование цен  государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования  в основу формирования цены ложатся  издержки производства и обращения.

Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь  между ценой и ценаобразующими факторами, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Суть уже упоминавшегося затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

Информация о работе Функции цены как проявление ее сущности