Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать ценообразование в нефтяной отрасли России.
Для достижения поставленной цели придется решить ряд задач:
– описать нефтяную отрасль в России, выявить ее суть и особенности;
– рассмотреть систему ценообразующих факторов в отрасли;
– рассказать о видах и структуре нефтяной отрасли;
– рассмотреть методы расчета цен в отрасли;
– дать характеристику ценовой политики и стратегии предприятий данной отрасли.

Работа содержит 1 файл

содержательная часть.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

3) диверсификация нефтяного бизнеса с развитием секторов нефтехимии, газа, транспортировки, инжиниринга для лучшего использования сырья и роста доходности;

4) глобализация и интернационализация деятельности компании с увеличением доли на мировом рынке нефти и нефтепродуктов, а также на международных фондовых рынках;

5) совершенствование качества управления на основе программы комплексной реорганизации организационно — управляющих структур с конечной целью достижения «ЛУКойл»ом уровня мирового класса.

Определение стратегических направлений деятельности потребовало  соответствующей инвестиционной и  финансовой составляющих, обеспечивающих реализацию товарно-рыночной стратегии. Для вертикально интегрированной  компании, какой является «ЛУКойл»  важно выработать рациональную структуру финансирования инвестиционных проектов в основных сферах деятельности (разведка, добыча, переработка, сбыт, операции на фондовом рынке). Поскольку «ЛУКойлу» удалось осуществить консолидацию финансовых потоков и концентрацию средств, компания осуществляла наращивание своего потенциала за счет амортизационных отчислений, отвлечения оборотных средств, использования средств фонда воспроизводства материально — сырьевой базы, собственной прибыли и привлекаемого кредита. В настоящее время уменьшается доля средств, отвлекаемых из оборотных фондов, но возрастает удельный вес других источников, в частности, инвестиций за счет выпуска облигаций и размещения американских депозитарных расписок.

Основная доля инвестиций в последние годы направлялась в  сектор нефтедобычи, что соответствовало  стратегической линии компании на укрепление и расширение сырьевой базы, рост добычи.

Направлениями инвестиционной политики компании «ЛУКойл» являются:

1) оптимизация соотношения собственных и заемных средств;

2) формирование портфеля инвестируемых проектов, в котором сочетаются высокорисковые и сверхдоходные инвестиции с надежными, но обеспечивающими средний уровень рентабельности. Конкретно для компании это означает сочетание проектов с относительно более быстрыми сроками окупаемости в сфере нефтепереработки, нефтехимии и, особенно, сбыта продукции с долгосрочными инвестициями в разведку и освоение новых месторождений, и поддержание добычи на действующих месторождениях;

3) проведение активной амортизационной политики, стимулирующей технологическое обновление производства;

4) приобретение акций предприятий нефтегазового комплекса, обеспечивающих стратегическое усиление компании за счет эффекта синергии.

Инвестиционная программа  компании «ЛУКойл» на ближайшее время, как и раньше, на 80% состоит из средств, направляемых на развитие добычи нефти. В этой части программы – средства на сокращение числа бездействующих скважин на освоенных месторождениях, разведка, освоение новых месторождений в Западной Сибири и других нефтегазоносных регионах страны. Инвестиции в зарубежные проекты (азербайджанские, казахстанские), а также в сооружение каспийского трубопровода предполагается финансировать за счет зарубежных партнеров, в т.ч. за счет стратегического инвестора «ЛУКойла» — американской компании «Атлантик Ричфилд» (АРКО). Вторым крупным направлением инвестиций будут вложения в модернизацию Пермского НПЗ, третьим – расширение сбытовой сети, в частности, сооружение нескольких десятков автозаправочных станций на территории России, в республиках СНГ, странах Балтии, Турции.

К сожалению, в инвестиционной программе компании «ЛУКойл» не уделяется достаточно внимания таким направлениям диверсификационной деятельности, как углубление переработки углеводородного сырья (попутного нефтяного газа, сжиженного газа, фракций переработки нефти и др.) с целью получения нефтехимической продукции. Практика работы транснациональных и крупнейших национальных нефтегазовых компаний показала, что выручка от реализации нефтехимических товаров занимает существенную долю в суммарной выручке компании и что в период падения цен на нефть и нефтепродукты именно «нефтехимическое крыло» позволяло компаниям удерживать основные финансовые показатели на приемлемом уровне.

Компания «ЛУКойл» пока самостоятельно решает проблему поиска инвестиционных ресурсов, поскольку отечественная банковская структура не ориентирована на реальный сектор экономики, а государственное финансирование сведено практически до нуля. В этой связи наряду с указанными выше источниками компания прибегает к продаже своих акций, выкупанию акций у держателей, приобретению акций других предприятий, различным альянсам и стратегическим союзам. Такого рода деятельность является дополнением к инвестированию в новое строительство и модернизацию.

При выборе проектов компания исходит из совокупности показателей  рентабельности и риска. Обычно используются стандартные процедуры оценки эффективности проекта которые дополняются экспертными оценками экологической приемлемости и улучшения социальных индикаторов. Наибольшую сложность представляет собой определение портфеля инвестиционных проектов. Сложность возникает из-за взаимного влияния проектов и каждого из проектов по отношению к накопленному капиталу. Для повышения уровня обоснованности разрабатываемых инвестиционных программ компания создает специализированное управление инвестиционными проектами.

По мере развития рыночных отношений в нефтегазовом комплексе  все большее значение приобретают  операции по покупке активов с  целью поглощения и слияния. Такой  метод структурного роста рассматривается  в компании в качестве альтернативы инвестированию в новое строительство  и модернизацию действующего производства. Учитывая тот факт, что процесс  приватизации нефтегазового комплекса  еще продолжается, компания «ЛУКойл» в качестве стратегической задачи приняла решение участвовать в конкурсе по продаже акций нефтяных компаний, еще находящихся в государственной собственности (компании «Роснефть», «Славнефть» и др.). Особую привлекательность представляет собой компания «Роснефть», контролирующая значительные запасы нефти и имеющая долю в перспективном международном проекте «Сахалин». Однако за акции «Роснефти» между нефтяными компаниями предстоит борьба. Чтобы победить, компании образуют альянсы и стратегические союзы: «Газпром» плюс «Ройял Датч Шелл» (крупнейшая в мире англо — голландская нефтяная компания); «Сиданко» (контролируемая ОНЭКСИМбанком) и «Бритиш петролеум»; «Юкос» и «Сибнефть» образовали суперхолдинг «ЮКСИ». Не стоит в стороне «ЛУКойл», который образовал стратегический союз с РАО «Газпром» и нефтяной компанией «ОНАКО».

Таким образом, в описываемый  период компания успешно реализовала  финансово—инвестиционную стратегию типа «Консорциум», предусматривающую консолидацию инвестиционных ресурсов на базе интеграции отечественных предприятий, расположенных вдоль технологической цепочки «сырье – конечный продукт». В качестве источников финансирования использованы собственные средства, вторичная эмиссия акций, привлеченные средства интегрированных предприятий. Кредиты пренебрежимо малы. В последнее время намечается трансформация финансово — инвестиционной стратегии в направлении привлечения иностранного капитала путем выхода на мировые фондовые рынки (размещение ценных бумаг типа АДР). Компания имеет иностранного стратегического инвестора. Реализует пакет инвестиционных проектов, нацеленных главным образом на ресурсно-рыночные стратегические решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе курсовой работы были рассмотрены несколько вопросов, характеризующих специфику ценообразования  на примере нефтяной отрасли.

Во – первых, была описана нефтяная отрасль в России, выявлена ее суть и особенности. Нефтяная промышленность — отрасль экономики, занимающаяся добычей, переработкой, транспортировкой, складированием и продажей природного полезного ископаемого — нефти и сопутствующих нефтепродуктов.

Во – вторых, рассмотрена система ценообразующих факторов в отрасли, которая состоит из:

– справедливые цены;

– мировые цены;

– реальные цены.

В – третьих, рассказали о видах и структуре нефтяной отрасли. Выделены 4 вида:

1) отпускная цена на  нефтепродукты, устанавливаемая предприятиями-изготовителями;

2) оптовая цена на нефтепродукты,  устанавливаемая предприятиями  оптовой торговли, снабженческо-сбытовыми организациями и посредническими структурами;

3) розничная цена на  нефтепродукте, устанавливаемая  предприятиями розничной торговли;

4) трансфертные (внутренние) цены (ГЦ), применяемые для расчета между отдельными подразделениями внутри ВИНК.

В – четвертых, рассмотрены методы расчета цен в отрасли.

В – пятых, была дана характеристика ценовой политики и стратегии предприятий данной отрасли. Из которой можно выделить:

1) приоритетное развитие  нефтяного (добывающего) сектора  с постепенной реструктуризацией  «нефтяного портфеля» за счет  увеличения доли высокопродуктивных запасов нефти на новых месторождениях с более низкими производственными и транспортными издержками (в том числе на месторождениях вне России);

2) оптимизация межсекторных  пропорций с достижением более  рационального соотношения разведки  и добычи нефти, производства и сбыта нефтепродуктов;

3) диверсификация нефтяного  бизнеса с развитием секторов  нефтехимии, газа, транспортировки,  инжиниринга для лучшего использования  сырья и роста доходности;

4) глобализация и интернационализация  деятельности компании с увеличением  доли на мировом рынке нефти  и нефтепродуктов, а также на  международных фондовых рынках;

5) совершенствование качества  управления на основе программы  комплексной реорганизации организационно  — управляющих структур с конечной  целью достижения «ЛУКойл»ом уровня мирового класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Горина Г. А. Ценообразование //Москва, 2006 г.

3. Девликамова Г.В., Малышев Ю.М. Экспресс – анализ налоговой нагрузки предприятий топливно-энергетического комплекса // Нефтяное хозяйство. 2007 г.

4. Дроздова О.Н. «Об упорядочении тарифов и развитии конкуренции на рынке электрической энергии» // «Энергетик», №8, 2007 г.

5. Кириллова Н. «Рынок топливно-энергетической продукции России»// «Внешняя торговля», №10 – 12, 2007 г.

6. Кудинов Ю. «Соотношение российских и мировых цен на энергоносители»// «Экономист», №6, 2008 г.

7. Отчет ОАО «Газпром» за 2010 г.

8. Годовой отчет ОАО «Транснефть» за 2009 г.

9. А.Н. Вдовин. «Инвестиционные аспекты альтернативных сценариев экономического развития топливно-энергетического комплекса России», РАГС, 2010.//Проблемы модернизации финансовой и денежно-кредитной политики государства: сборник научных статей; под общей редакцией А.Г. Куликова. – М:Изд – во РАГС, 2010, с.235

10. А.Н. Вдовин. Доклад «Потенциал малых и средних предприятий ТЭК России», РАГС, 2010

11. http://www.rbc.ru/reviews/petroleum/310504/7.shtml

12. http://www.rg.ru/2011/04/12/neftcena.html

13. http://www.aup.ru/books/m71/7_2.htm

14. Журнал «нефтяное хозяйство» № 5, 2007

 

 


Информация о работе Ценовое прогнозирование мирового нефтяного рынка