Ценовая дискриминация

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение основ ценовой дискриминации и ее воздействие на экономическое благосостояние.
В соответствии с поставленной целью, в работе решены следующие задачи: во-первых, рассмотрено понятие ценовой дискриминации, во-вторых, проанализированы условия и последствия дискриминации первой, второй и третьей степени и раскрыта сущность пространственной ценовой дискриминации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и сущность ценовой дискриминации 5
2. Типы ценовой дискриминации 8
2.1. Ценовая дискриминация 1 степени 9
2.2. Ценовая дискриминация 2 степени 11
2.3. Ценовая дискриминация 3 степени 17
3. Пространственная ценовая дискриминация 19
4. Экономическое благосостояние и ценовая дискриминация 21
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Ценовая дискриминация.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сказать, что монополист, осуществляющий пространственную ценовую дискриминацию, «дискриминирует против» поблизости размещенных покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экономическое благосостояние и ценовая дискриминация

 

Ценовая дискриминация – это обоюдоострое оружие. Она может улучшить деятельность отрасли, которая неизбежно является монополистической, но она также может изменить размеры монопольной власти, которой обладают продавцы.

       Важным фактором, способствующим конкуренции, является тенденция подрыва олигопольной дисциплины с помощью нерегулярного проведения политики ценовой дискриминации. Чтобы более полно использовать мощности, производители делают тайные дискриминационные скидки с цены наиболее активным покупателям. Рано или поздно это обнаруживается, часто вследствие усилий покупателей получить подобные же скидки и у других поставщиков. Эти усилия приводят к тому, что другие производители также начинают делать такие же или еще большие скидки. По мере распространения ценовых скидок прейскуранты становятся все менее реалистичными, пока, наконец, не происходит формального снижения цен, когда преимущество получают все покупатели, а не только немногие избранные. Когда подобные тайные изменения в цене происходят часто, продавцы утрачивают всякое доверие своих соперников, которые не желают больше совместно вырабатывать ценовую политику. В результате снижается дисциплина, и совместная максимизация олигопольной прибыли становится невозможной.

       Для того чтобы ценовая дискриминация могла таким образом стимулировать конкуренцию, особо важно, чтобы дискриминационные уступки не были регулярными. Систематическая ценовая дискриминация может иметь противоположный эффект, ослабляя конкуренцию. С этим связано несколько обстоятельств.

       Во-первых, ценовая дискриминация может укрепить позиции ведущих фирм, создав прочные связи между продавцом и покупателем и воздвигнув препятствия для вхождения на рынок новых конкурентов.

       Во-вторых, ценовая дискриминация может укрепить положение ведущих фирм в том случае, если фирма соглашается на более низкие нормы прибыли при продаже продукции, участвующей в конкуренции, это постепенно выливается в поведение более хищнического типа ценовой дискриминации под названием «убей соперника». В таких случаях граница между конкурентной борьбой и разрушением конкуренции часто становится очень тонкой.

       В целом систематическая ценовая дискриминация может сохранить и усилить монопольные позиции, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупным соперникам, привязывая покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на крупные партии товаров, и затрудняя проникновение на узкие сигменты рынка новых конкурентов. С другой стороны, систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в ситуации, когда создание монополии неизбежно, в то время как несистематическая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования.

Рассмотрим последствия ценовой дискриминации. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой – монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются.
                        При этом хотелось бы отметить, что применение ценовой дискриминации не должно входить в противоречие с законом (о защите прав потребителей, о монополиях и т.п.).

На примере университетских  студенческих  стипендий  можно,  тем  не менее, убедится, что ценовая дискриминация в некоторых случаях  приносит  не только вред, но и пользу. Так, многие студенты  из  числа  тех,   кто  не может  платить  за  обучение,  всё  -  таки  посещают   колледж.   Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билеты  на  самолёт,  если  эти билеты не были приобретены бизнесменами, не  желающими  ехать  по  делам  в субботу или воскресенье.     Все эти примеры показывают,  что  ценовая  дискриминация  имеет  и положительные стороны, что, нередко и она  способствует  достижению  большей справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Нам часто приходится сталкиваться в жизни с разными ценами на один и тот же товар. Ценовая дискриминация - только одна из множества причин ценовых различий. В своей работе я рассмотрела, как она проявляется в различных сферах торговли и предоставлении услуг.

Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в самолете, заплатил за билет меньше, чем они.

Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

Подводя итог работы можно сделать вывод о том, что в целом ценовая дискриминация, при ее правильном использовании только повышает общественное благосостояние, делая доступным услуги для потребителей разного достатка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. Микроэкономика http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0070/

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (6-е издание, ИНФРА-М, 2008) с.476

3. Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский, «Микроэкономика», Учебник, (Москва, Юрайт, 2006).

4. 50 лекций по микроэкономике: Часть III http://50.economicus.ru

5. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И., «Микроэкономика»,

2 т, "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2008.

6. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 года с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2010 года.

8. Онлайн учебник по экономике http://www.study-economics.ru/politika-cenovoj-diskriminacii/

9.     Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"

 

      

 



Информация о работе Ценовая дискриминация