Ценообразование

Автор: Алена Пономарева, 26 Августа 2010 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Рынок - базовое понятие микроэкономического анализа. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения. На практике определить границы рынка непросто.

Работа содержит 1 файл

ценообразование.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

1. Рынок и рыночная конъюнктура: структура, факты, показатели, фазы развития

   Рынок - базовое понятие микроэкономического  анализа. Именно на рынке взаимодействуют  фирмы, параметры рыночного равновесия и возможности его изменения. На практике определить границы рынка непросто.

   Идентификация рынка, зависит от широты или узости задания его границ: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят от особенностей товара и от целей анализа. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления.

   Рынок - многогранное и многоструктурное явление, подчиняющееся в своем развитии закону спроса-предложения. Действие рыночного механизма проявляется в сложных процессах, которые определяют состояние рынка, темпы его развития и основные пропорции.

   Рынок товаров (продуктов и услуг) - это система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями. На рынке действуют многочисленные переплетающиеся и взаимодействующие внутренние и внешние силы, далеко не всегда явно проявляющие свое влияние на рыночные процессы. Адаптация к условиям рынка, и регулирование рыночных процессов возможны, если эти процессы изучены, т. е. выявлены их закономерности и тенденции, т.е. рынок становится предметом статистического исследования.

   Предмет статистики рынка - массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной сценке. Статистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь в форме множества актов купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой субъекты, рынка - продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег, предъявители спроса). Объектом их отношений является товар (продукт или услуга), права собственности, на который уступаются продавцом покупателю. Итогом их отношений становится сделка, целью которой для продавца является прибыль, а для покупателя - удовлетворение потребностей. Рыночный механизм, главными инструментами которого являются цены и конкуренция, устанавливает пропорции спроса и предложения, определяет формы поиска рыночных партнеров.

   Рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями, постольку в основу статистического изучения рынка должен быть положен системный подход. Рынок товаров (продуктов и услуг) складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков:

  1. средств производства, из которого выделяются субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции (в том числе полуфабрикатов);
  2. предметов потребления, в том числе продовольствия и непродовольственных товаров;
  3. услуг, в том числе услуг производственного характера и потребительских услуг.

   В свою очередь, каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков, иначе - рынков отдельных товаров.

   Продавец  и покупатель являются рыночными  партнерами с определенными правами и определенными обязательствами по отношению друг к другу и обществу в целом. Они вступают в различные по форме отношения между собой, цель которых для продавца - продать товар и получить прибыль, а для покупателя - купить товар и удовлетворить соответствующую потребность. Желание продавца получить максимальную прибыль и желание покупателя уплатить за товар минимальную в условиях немонопольного рынка цену уравновешиваются в соответствии с законом спроса-предложения.

   Неотъемлемой  формой рыночного процесса является конкуренция. Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, соперничающих друг с другом в купле-продаже товара.

   Функции рынка:

  • сводит продавца и покупателя;
  • рынок проявляет себя в том, что между продавцами и покупателями заключаются сделки, происходит торговля, обмен товара на деньги;
  • на рынке устанавливаются реальные пропорции спроса и предложения, рынок стимулирует или ограничивает их развитие;
  • рыночный механизм через колебания соотношения спроса и предложения и соответственно колебания цен приводит к равновесным ценам и устанавливает уровень цен на каждый момент времени, определяет пропорции между ценами отдельных товаров;
  • рынок обеспечивает распределение товарной массы по регионам, пропорциональное региональным колебаниям соотношений спроса и предложения;
  • рынок представляет собой механизм распределения жизненных благ, на рынке выявляется доля различных социальных групп населения в общем объеме покупки продуктов и услуг.

   Задача статистики рынка заключается в изучении закономерностей развития рынка, выявлении и моделировании его внутренних и внешних взаимосвязей и на этой основе прогнозировании его дальнейшего развития:

сбор  и обработка статистической информации; оценка и анализ конъюнктуры рынка; характеристика структуры рынка; оценка и анализ развития рынка; региональный анализ рынка; характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.

   В процессе реализации выдвинутых задач  исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, т. е. количественными и -качественными характеристиками тех явлений, которые в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг. В основе системы показателей лежат основные экономические и социальные категории рынка. Относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.

   КОНЪЮНКТУРА РЫНКА 

   К числу наиболее важных задач, которые  призвана решать статистика рынка, относится  изучение рыночной конъюнктуры. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.

   Конъюнктура рынка представляет собой рыночную ситуацию, соотношение спроса и предложения, сложившиеся на какой-то конкретный момент или определенный промежуток времени. Ситуация на товарном рынке в значительной степени зависит от положения на других рынках. Значит, глубокое изучение товарного рынка должно быть комплексным, увязанным с оценками рынка ценных бумаг, рынка услуг, рынка инвестиций, рынка недвижимости, рынка труда и т.д. Многие процессы на товарном рынке объясняются или обусловлены ситуацией, сложившейся на других рынках.

   Рыночной ситуации включает:

  • степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
  • сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
  • уровень устойчивости или колебания его основных параметров;
  • масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
  • уровень коммерческого (рыночного) риска;
  • сила и размах конкурентной борьбы;
  • положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.

   Главная цель изучения конъюнктуры рынка - определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.

   Статистика  конъюнктуры рынка представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов.

   Предмет статистики конъюнктуры рынка - массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.

   Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.

   Для реализации поставленных перед изучением  конъюнктуры рынка задач строится система показателей, характеризующих ее проявления:

1. Предложение товаров (продуктов и услуг): в целом и в распределении по отдельным товарам, продавцам (производителям, торговым посредникам и другим участникам рыночного процесса), регионам характеризуют показатели: объем, структура и динамика предложения; производственный и сырьевой потенциал предложения; эластичность предложения.

2. Покупательский спрос на товары (продукты и услуги): в целом и в распределении по: отдельным товарам, покупателям (массовым и личным потребителям), регионам характеризуют показатели:

  • спрос в дифференциации по следующим признакам: степени удовлетворения, вектору изменения, формам образования, покупательским намерениям, состоянию рынка и месту покупки;
  • потребительский потенциал (в целом и по отдельным товарам и услугам): емкость рынка средств производства, емкость рынка предметов потребления и емкость рынка услуг;
  • эластичность спроса.

3. Пропорциональность рынка характеризуют показатели:

  • соотношение спроса и предложения;
  • соотношение рынков средств производства, потребительских продуктов и услуг;
  • товарная структура товарооборота (продажи, услуг):
  • раздел (доля) рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
  • структура продавцов по формам собственности;
  • структура покупателей (оптовых - по формам собственности, розничных - по социально-демографическим и другим потребительским признакам);
  • региональная структура рынка

4. Тенденция развития рынка характеризуют показатели:

  • темпы роста, векторы и параметры трендов продажи, цен и товарных запасов, инвестиций и прибыли.

5. Колеблемость, устойчивость и цикличность рынка характеризуют показатели:

  • коэффициенты вариации продажи, цен и товарных запасов во времени и в пространстве (экономическом и географическом);
  • параметры моделей сезонности развития и цикличности развития рынка.

6. Региональные различия состояния и развития рынка характеризуют показатели:

  • региональная вариация соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
  • региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения)
  • региональная вариация темпов динамики основных параметров развития рынка.

7. Деловая активность характеризуется показателями:

  • портфель заказов, его состав, заполненность и динамика;
  • число, размер, частота и динамика сделок;
  • степень загруженности производственных (торговых) мощностей.

8. Коммерческий (рыночный) риск оценивается показателями:

  • инвестиционный риск;
  • риск принятия маркетинговых решений;
  • риск случайных рыночных колебаний.

9. Масштаб (размер) рынка, уровень монополизации и конкуренции характеризуют показатели:

  • число фирм, выступающих на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
  • общий объем реализации товаров (продуктов и услуг) на рынке и распределение фирм по размеру (объему сбыта и продажи);
  • уровень приватизации: число и доля приватизированных предприятий, их организационные формы, их доля в общем объеме рынка;
  • раздел рынка (группировка фирм по доле, занятой ими в общем объеме сбыта и продажи);
  • доля малых, средних и крупных фирм в общем объеме рынка.
 
 
 
 

2. Стратегия конкурентного ценообразования: содержание, цели, виды применяемых цен.

Информация о работе Ценообразование