Ценообразование в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 08:50, реферат

Описание работы

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Применительно к мировому рынку ценообразование приобретает некоторые особенности, которые будут нами рассмотрены в данной работе. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией.

Содержание

1.Основы и особенности ценообразования на мировом рынке 3
2.Ценообразование на различных типах мировых товарных рынках 7
3.Практика и методы определения внешнеторговых цен 12
4.Некоторые особенности ценообразования в России, связанных с ВЭД 16
5.Заключение 19
Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.docx

— 53.62 Кб (Скачать)

     Оглавление

         1.Основы  и особенности  ценообразования  на мировом рынке 3

         2.Ценообразование  на различных типах  мировых товарных  рынках 7

         3.Практика  и методы определения  внешнеторговых цен 12

         4.Некоторые  особенности ценообразования  в России, связанных  с ВЭД 16

         5.Заключение 19

         Список  используемой литературы 20 

 

     

     Введение

     Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу). Цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости.

     Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Применительно к мировому рынку ценообразование приобретает  некоторые особенности, которые  будут нами рассмотрены в данной работе. В принципиальном плане процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией.

     Для системы ценообразования в современной  мировой торговли характерно, как правило, рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения.

     Принципиальное  отличие рыночного ценообразования  заключается в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения. 
 

 

     

     1.Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

     При анализе процессов, связанных с  ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

     В условиях рыночной экономики ценообразование  во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название “ценообразующих факторов”. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

     Общеэкономические, т.е. действующие  независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К  ним относятся:

  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.

     Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями  данной продукции, условиями  ее производства и  реализации. К ним  относятся:

  • издержки;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
  • потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

     Специфические, т.е. действующие  только в отношении  некоторых видов товаров и услуг:

  • сезонность;
  • эксплуатационные расходы;
  • комплектность;
  • гарантии и условия сервиса.

     Специальные, т.е. связанные с  действием особых механизмов и экономических инструментов:

  • государственное регулирование;
  • валютный курс.

     Внеэкономические, политические; военные.

     Как отмечалось выше, цены определяются условиями  конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного “ценового стресса”. Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие “мировой товарный рынок” означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.

     Практически на цену предлагаемого товара влияет:

  • платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
  • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  • полезность товара и его потребительские свойства.

     На  стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

  • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

     Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим  покупателя. На уровень мировых цен  воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.

     На  мировом рынке возможны случаи “искажения соотношения спроса и предложения”. В случае громадного спроса на товар  может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой- либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.).

     При работе с ценами рынка, в том числе  внешнеторговыми, следует учитывать  различия в них с учетом позиций  отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия “цены  продавца”, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и “цены покупателя”, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, “рынок продавца”, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и “рынок покупателя”, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

     В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой  торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки:

     техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.

     Развитие  науки и технологии, оказывая влияние  на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны  воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

     При анализе цен следует учитывать  и движение экономического цикла, что  в сфере международных экономических  отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены как  правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с  превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее “реакция цен” на продукцию машиностроительного комплекса.

     2.Ценообразование на различных типах мировых товарных рынках

     В рыночной экономике процесс ценообразования  в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного  равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:

  • рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  • рынок чистой монополии;
  • рынок монополистической конкуренции;
  • рынок конкуренции немногих поставщиков олигополия.[4]

Информация о работе Ценообразование в международной торговле