Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, статья
Шрифт появился как магическое средство на пути человечества из непознанного к знаниям. Иероглифический шрифт возник из-за стремления человека через рисунок передать информацию. Правда, в иероглифах отсутствовала точность, поэтому их требовалось истолковывать. С углублением и уточнением человеческих знаний росла необходимость кодировать язык яснее, универсальнее и более правильно.
Возникновение шрифта
Шрифт появился как магическое средство на пути человечества из непознанного к знаниям. Иероглифический шрифт возник из-за стремления человека через рисунок передать информацию. Правда, в иероглифах отсутствовала точность, поэтому их требовалось истолковывать. С углублением и уточнением человеческих знаний росла необходимость кодировать язык яснее, универсальнее и более правильно.
Пиктографическое
(знаковое) письмо возникло после того,
как образовались отдельные слова,
выражающие понятия в обиходной речи и
часто произносимые вслух. Каждое слово
обладало собственным знаком, и чем выразительнее
и развитее был язык, тем больше в нем было
знаков. Достаточно развитые системы письма
были в Китае, Индии, Египте и Месопотамии.
Около
3000 лет до н.э. Шумеры разработали клинопись,
т.е. слоговое письмо, состоящее, приблизительно,
из 600 знаков. Следующим радикальным шагом
было создание в 1400 г. до н.э. финикийцами
алфавита, состоящего из согласных звуков.
Этот алфавит включал уже 22 буквы, и был
упрощенным вариантом египетского иероглифического
письма и вавилонской клинописи. Финикийский
алфавит и стал основой всех европейских
шрифтов.
Около
1000 лет до н.э. Греки переняли финикийское
письмо и ввели в него гласные
буквы a, e, i и о, u. Римский алфавит придерживался
греческих правил. Возник шрифт, состоящий
из прописных букв (СарitаIis monumentalis) (рис.
1.24), из которого развилось первое строчное
письмо. В первые века н. э. начался переход
от свитков с нанесенным на них содержанием
к используемой в настоящее время книжной
форме.
Средние века (от IV до XV века) в части изготовления шрифтов и оформлений писаний были очень плодотворным временем. Глина, камень, дерево, шелк, папирус, а затем и пергамент стали носителями знаков письма и текстов. В VII веке из Китая в страны Ближнего Востока пришла бумага, позже она распространилась в Испании, затем по всей Европе. Распространяемые тексты были уникальными экземплярами и писались вручную.
Их приходилось снова и снова переписывать до тех пор, пока, сначала в Китае (приблизительно в 870 г. н. э.), а затем в Корее, не изобрели многократную печать с форм, использующих отдельные литеры из металла.
И наконец, в 1440 г. Гутенбергом была изобретена высокая (типографская) печать, которая ознаменовала собой начало нового времени эпохи коммуникаций.
Сначала старые шрифты были просто переплавленными буквами из свинца, но вскоре появились и специальные типографские шрифты, не утратившие до сих пор свою привлекательность по форме и исполнению.
Значительный вклад в дизайн шрифтов внесли Клоуд Гарамонд (1480–1561), Николас Йенсон (1420–1480) и Альдус Манутиус (1459–1515). После открытия Гутенберга существовали параллельно две различные концепции: римские шрифты, типа Антиква и Курсив, и ломаные шрифты, типа Фрактура, Готика и Швабский. Из этих форм, полученных из рукописного шрифта, создавались многие типографские шрифты, отличающиеся существенными нюансами.
Технические
новшества и эстетические поиски
позволили появиться в
Классификация типографских шрифтов
В соответствии с разработанной в 1964 г. классификацией (стандарт DIN I65I8) типографские шрифты по их форме делятся на 11 групп:
1.
Венецианский Ренессанс –
2.
Французский Ренессанс –
3.
Барокко – Антиква (переходная)
4.
Классическая Антиква (
5.
Акцентированная линейная
6.
Неакцентированная линейная
7.
Романские варианты Антиквы (
8. Рукописный шрифт.
9. Рукописная Антиква.
10. Ломаные шрифты.
11. Иностранные шрифты (нелатинские, нероманские).
Даже новейшие шрифты по своей форме согласуются с данной классификацией и относятся к группам, сформированным на ее базе.
Наряду со шрифтами Западной Европы существует большая группа не латинских шрифтов со своей собственной историей развития и с разнообразными формами. К ним относятся греческий шрифт, кириллица, еврейский, арабский, китайский и японский шрифты. Они различаются радикальными нюансами и обогащают шрифты многочисленными элементами.