Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:58, контрольная работа
Современный процесс социально-экономических преобразований в республике Беларусь, вхождение ее в мировое сообщество как суверенного государства требует изучения особенностей и факторов формирования внешнеторгового потенциала, оценки динамики торгового и платежного баланса и направлений его совершенствований.
Рисунок 2.1 –
Инвестиционная привлекательность (на
2006г.)
В
2007г. в нашей стране в
В
конце 2007г. Национальный банк посредством
опроса почти 2000 предприятий выяснил
особенности инвестиционной активности
белорусских предприятий в IV квартале
2007. Эксперты установили, что по сравнению
с IV кварталом 2006г. предприятия были более
активны в сфере инвестиции. Это подтверждают
и данные статистики (таблица 2.1, таблица
2.2).
Таблица 2.1 –
Факторы, ограничивающие инвестиционную
активность и источники финансирования
в IV квартале 2007г., по отраслям экономики,
в % к общему числу предприятий
Источник: «Мониторинг предприятий отдельных отраслей экономики республики Беларуси» январь – декабрь 2007г. НБ РБ
Таблица 2.2 - Источники
Финансирования используемые для осуществления
инвестиций в IV квартале 2007г., по отраслям
экономики, в % к общему числу предприятийИсточник Все
Источник: «Мониторинг
предприятий отдельных отраслей
экономики республики Беларуси»
январь – декабрь 2007г. НБ РБ
Опрос
Нацбанка убедительно показал,
что правительство Беларуси
является самым большим
По
данным Национального
- прямых
инвестиций – 2 279,8 млн. долларов;
34,9%;
- портфельных
инвестиций – 1,7 млн. долларов;
0,1%;
- прочих
инвестиций – 4 244,3 млн. долларов;
65% (рис. 2.2).
Рисунок
2.2 – Поступление иностранных
инвестиций (на 2008 г.)
Из
стран пребывания
Доля
инвестиций из стран СНГ (Азербайджан,
Армения, Грузия Кыргызстан, Россия, Украина)
составила 33,3% от общего объема инвестиций,
из которых доминирующую позицию занимает
Россия – 33,2%.
Из
стран вне СНГ поступило 66,7%
от общего объема, в том числе
из ЕС – 42,9%.
Среди
наиболее крупных стран-
- Россию
(2 167,0 млн. долларов; 33,2% от общего
объема инвестиций);
- Швейцарию
(1 225,4 млн. долларов; 18,8%);
- Австрию
(739,8 млн. долларов; 14,5%);
- Великобританию
(713,9 млн. долларов; 10,9%)
- Кипр
(555,7 млн. долларов; 8,5%) (рис.2.3).
Рисунок
2.3 – Страны-инвесторы (на 2008 г.)
Наибольший
объем ПИИ в т.г. поступил
из следующих стран:
- Швейцария
(1215,7 млн. долларов; 53,3% от общего объема
ПИИ);
- Россия
(328,5 млн. долларов; 14,4%);
- Кипр
(263,1 млн. долларов; 11,5%);
- Германия
(93,7 млн. долларов; 4,1%);
- Великобритания
(42,2 млн. долларов; 1,9%) [8].
Рисунок
2.4 – Прямые иностранные инвестиции
(на 2008 г.)
В республике создано
шесть свободных экономических зон –
«Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск»,
«Могилев», «Гродноинвест», в которых
на 1 января 2005 г. зарегистрированы 284 предприятия-резидента
(275 из них – действующие). Наибольшее число
резидентов зарегистрировано в СЭЗ «Брест»
– 100 (35,2% общего сила резидентов( и «Минск»
– 84 (29,6%). Далее следуют СЭЗ «Гомель-Ратон»
– 38 резидентов (13,4%), «Витебск» – 26 (9,1%),
«Гродноинвест» – 23 (8,1%) и «Могилев» –
13 резидентов (4,6%).
Создание СЭЗ
на территории Беларуси обусловлено
следующими факторами. Во-первых, на переходном
этапе, когда еще только формируются
механизмы экономического регулирования,
законодательная база, СЭЗ можно
рассматривать как своего рода испытательный
полигон для моделей реформирования народного
хозяйства республики, для апробирования
новой экономической и промышленной политики.
Во-вторых, выгодное экономико-географическое
положение Беларуси в центре Европы предопределяет
интерес зарубежных инвесторов при освоении
рынка стран СНГ. В-третьих, особенности
экономики Беларуси, характеризующиеся
недостаточной обеспеченностью природными
ресурсами с одновременно высоким потенциалом
перерабатывающей промышленности и квалификацией
трудовых ресурсов, определяют ориентацию
производства на экспорт высокотехнологической
продукции.
Свободные экономические
зоны позволяют активно формировать
экономику открытого типа. В них
возможно создание особо благоприятного
режима для деятельности зарубежного
капитала. За счет привлечения иностранных
инвестиций и прогрессивных технологий,
а также экспорта производимой продукции
СЭЗ способствуют ускоренному развитию
не только отдельных регионов, но и страны
в целом.
По состоянию
на 1 января 2005 г., резидентами СЭЗ
накоплено 160,4 млн. дол. Иностранных инвестиций
(без учета банков – резидентов СЭЗ), причем
32,1% из них получено в виде взносов в уставный
фонд. По объемам накопленных иностранных
инвестиций зоны располагаются в следующем
порядке: «Брест» – 50,9 млн. дол, «Минск»
– 50,2 млн. дол., «Гомель-Ратон» – 26,7, «Витебск»
– 9,2, «Могилев» – 9,8, «Гродноивест» –
3,6 млн. дол.
Экспорт товаров
резидентами СЭЗ в 2004 г. составил
485,5 млн.дол., или 3,5 общего экспорта товаров
из Беларуси. Среди экспортируемых
СЭЗ товаров: мебель, и части к ней (20,5%),
готовые или консервированные продукты
из рыбы (9,1%), колбасные и другие готовые
и консервированные изделия из мяса (9%),
закупорочные и упаковочные принадлежности
из недрагоценных металлов (4,6%), холодильники,
морозильники и холодильное оборудование
(4,4%), изделия для транспортировки и упаковки
из пластмассы (2,5%), шоколадные изделия
(2,3%), провода изолированные и кабели (2%)
[3, с.135].
Оценивая в
целом ситуацию, сложившуюся с
созданием СЭЗ в Беларуси, следует
отметить несколько негативных моментов,
которые могут отрицательно сказаться
на эффективности их функционирования.
Во-первых, это
отсутствие четко определенной нормативно-правовой
базы образования и функционирования
СЭЗ. Во-вторых, недостаточно научно-обоснованная
стратегия развития СЭЗ. Утвержденная
правительством Концепция организации
свободных зон на территории республики
Беларусь представляет собой скорее инструкцию
по подготовке документов, необходимых
для регистрации СЭЗ. Это ведет к серьезным
ошибкам при установлении в них правового
режима, налоговых льгот. В-третьих, условия
хозяйствования в СЭЗ должны в первую
очередь зависеть от технологического
уровня размещаемых на ее территории производств.
К сожалению, пока налоговые льготы для
резидентов СЭЗ не зависят от уровня применяемых
ими технологий. Более того, резидентами
СЭЗ и предприятиям с зарубежными инвестициями
представлены большие налоговые льготы,
чем для предприятий и производств, основанных
на новых и высоких технологиях. Это не
стимулирует зарубежные компании размещать
на территории республики высоко технологические
производства и не отвечает интересам
Беларуси, которая владеет достаточно
высоким научно-техническим потенциалом.
Тем не менее, несмотря на все недостатки
функционирования СЭЗ в Беларуси, они
постепенно становятся эффективным инструментом
развития регионов республики. Их деятельность
сегодня способствует формированию положительного
инвестиционного имиджа страны, выступает
фактором активизации рыночных производств
в регионах.
В целом же вклад
свободных экономических зон во внешнеэкономический
потенциал страны пока еще недостаточен.
Для ускорения их развития необходимо
увеличение выпуска конкурентоспособной
продукции и усиление ориентации экспорта
с ближнего на дальнее зарубежье.
Во внешней
торговле особое значение должно придаваться
созданию благоприятных условий для привлечения
иностранных инвестиций. В этом направлении
в последнее время ведется довольно активная
государственная политика. Необходимо
продолжать развитие товаропроводящих
сетей РБ и повысить эффективность их
работы.В области экспорта приоритетным
направлением должна стать поддержка
высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование
импорта должно осуществятся только
тарифными методами с постепенной
либерализацией. Нужно уменьшить зависимость
страны от импорта товаров, тем самым поддержать
отечественного производителя.Кроме этого,
Беларуси надо получить доступ к механизму
урегулирования торговых споров. Хотя
он и не идеален, но дает возможность не
только оспаривать и отменять необоснованные
ограничения, но и играет важную роль удерживания
страны от произвольных односторонних
действий.
Республика Беларусь
должна стать членом Всемирной Торговой
Организации (ВТО), чтобы получить возможность
продвижения своих интересов
через участие в качестве полноправного
партнера в формировании международного
торгового режима, который охватывает
все новые сферы и в перспективе может
распространиться так же на взаимосвязь
торговли и экологии, социальные стандарты,
электронную торговлю.Таким образом, Республике
Беларусь при выходе на внешние рынки
и дельнейшей интеграции в мировое хозяйство
необходимо учитывать и использовать
важнейшие экономические факторы мирового
развития, с тем, чтобы активизировать
включение в мировые инновационные и технологические
процессы и наиболее эффективно реагировать
на изменения мировой конъюнктуры. [2, c.
19]
Республика Беларусь
должна бороться за равноправие на
мировом рынке. У нашей страны
есть все шансы занять достойное
место в современном динамично
меняющемся мире и обеспечить взаимовыгодное
сотрудничество со всеми партнерами.
4.
Внешнеэкономическая
деятельность и экспорт
Основными направлениями
внешнеэкономической
Для этого потребуются:
усиление конкурентных
позиций на мировых рынках традиционных
белорусских производителей-
активизация импортозамещения;
создание новых
экспортоориентированных
повышение доли
наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;
активное применение
новых форм торговли (создание белорусских
торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных
групп с иностранными партнерами,
экспорт технологий, открытие сборочных
производств с одновременным формированием
сетей технических центров, представительств
предприятий в странах ближнего и дальнего
зарубежья);
привлечение иностранных
финансовых ресурсов, включая прямые
иностранные инвестиции;
оптимизация и
сбалансированность торговых и платежных
отношений во внешней торговле;
закрепление международной
специализации белорусской
совершенствование
механизма управления и регулирования
внешнеэкономической
формирование
таможенной политики страны с учетом
ее международных обязательств и в
рамках соглашений с Российской Федерацией.
Предусматривается
дальнейшее развитие экспорта услуг
– важного источника валютных
поступлений, не требующего больших
инвестиций. В структуре их экспорта
первостепенное значение будут иметь
развитие услуг транспорта, связи, услуг,
связанных с обслуживанием инфраструктуры
рыночного хозяйства (банковские, страховые,
правовые, маркетинговые, консалтинговые,
информационные), а также продвижение
на внешние рынки услуг, способствующих
активизации человеческого фактора (интеллектуальные,
образовательные, медицинские, профессиональные,
туристские), услуг военно-тех-нического
назначения.
В системе внешнеэкономических
связей важнейшая роль принадлежит
сотрудничеству в рамках экономической
интеграции Беларуси и России, укреплению
и углубленному развитию связей с государствами
– участниками Содружества Независимых
Государств, а также с другими интеграционными
образованиями.