Упаковка товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 15:39, курс лекций

Описание работы

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и реализации продукции. Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.

Работа содержит 1 файл

лекции.DOC

— 306.50 Кб (Скачать)
    1. Орнамент - понятный и однозначный  символ

      Украинский покупатель сохранил традиции восприятия товара в зависимости от страны производства. Мы говорим: французская косметика, финская сантехника, армянский коньяк, грузинские вина, московское мороженое, тульские пряники, кубинские сигары и швейцарские часы. Место происхождения товара в этих случаях является свидетельством его высокого качества. Очевидно, что использование на упаковке орнаментальных мотивов, недвусмысленно указывающих на место производства товара, можно только приветствовать.

      Использоваться  должны знакомые и хорошо понятные рядовому покупателю символы. Удачно применены  индийские, таиландские, китайские  и испанские мотивы в упаковках риса «Мистраль». Слон, ведомый погонщиком и изображение мавзолея Тадж-Махал на упаковке «Того самого чая» - традиционные символы Индии во всем мире. Правда, рассматривая упаковку этого индийского чая, в которой бережно сохранены также традиции советской эпохи, остаётся пожалеть, что после вскрытия упаковки нельзя будет полноценно любоваться картинкой со слоником. Дизайн рассчитан на горизонтальное положение упаковки, а в шкафу у хозяйки коробка стоит вертикально!

      Если  орнаменты начинает работать в ущерб  информации на упаковке, встаёт вопрос о его изменении или даже отказе от его использования. Одно из решений - придать орнаментальность шрифтовой композиции, сделать надпись основным элементом декоративного решения. Выполнить такую задачу по силам только высококлассному художнику.

    1. Дополнительная  защита

      Средства  защиты подлинности продукта улучшают его имидж в глазах покупателей. Поэтому тем, кто хочет делать деньги с помощью упаковки товара, следует помнить правило производства самих денежных купюр: искусный орнамент, в хорошей полиграфии трудно воспроизвести.

    1. Закрепление на местных и этнических рынках

      Применение  народных орнаментов, изображение достопримечательностей укрепляет связь производителя с местным рынком, помогает завоевать симпатии покупателей. Неслучайно интернациональные фирмы, работающие в Украине, в некоторых случаях стремятся использовать художественное наследие русской старины. Примером может служить орнамент и фактурный фон на упаковках мороженого «Царевна» и «Боярское» производства «Нестле». Но в тех случаях, когда нужно подчеркнуть свойство товара быть востребованным и любимым в любой точке земного шара, упаковка остается одинаковой на всех рынках, как кофе и детское питание той же компании «Нестле».

      Обращение к быстро растущим этническим рынкам (рынкам национальных меньшинств) посредством  рекламы и упаковки является устойчивой высокоэффективной тенденцией в странах с развитой экономикой. Получает оно распространение и в Украине. Конечно, использование фольклорных мотивов разных народов в упаковках продуктов питания – это, в первую очередь, обращение к любителям национальной кухни и стремление расширить круг потребителей национальных блюд. Например, на упаковках каш «Быстров по-восточному» (с изюмом и орехами, с дыней) восточные орнаменты помогают в создании образа продукта. Появление национальных символов делает продукты привлекательными также для представителей этнических рынков.

    1. Изыски  не для эконом - класса

      Дорогая полиграфия, орнаментальные мотивы, изящная  шрифтовая композиция и рельефные элементы, экстравагантный силуэт - характерные отличительные черты упаковки элитной продукции. Но в эконом-классе товар, оформленный похожим образом, скорее выполняет роль «свадебного генерала»: придания престижности всему ассортименту. Изыски в упаковке ведут к удорожанию товара и часто снижению его конкурентоспособности. К тому же, чрезмерное увлечение дорогостоящими орнаментальными элементами может быть отмечено конкурентами, которые тут же призовут потребителя «не переплачивать за упаковку».

    1. Декор и форма в борьбе на полках

      Как известно, прибыльность товара определяет его место на полках магазина. Как быть товару-новичку или товару, чувствующему приближающийся лязг челюстей конкурентов? Помимо поиска в бюджете дополнительных средств на рекламу и продвижение, можно подготовится к конкурентной борьбе на полках магазина с помощью дизайна упаковки. «Приспособляйся к обстоятельствам, выпавшим на твою долю», - говорил римский император Марк Аврелий. Конкуренты стараются «опустить» товар – передвинуть на нижние полки, - или «отфутболить на чердак» - на престижные и хорошо обозримые, но всё же не такие прибыльные верхние. На Западе верхним и особенно нижним полкам уделяют повышенное внимание маркетологи, мерчандайзеры и разработчики упаковки. Декоративные элементы на упаковке, в том числе орнаменты, могут помочь выживанию и процветанию товара на полках магазина. Они могут украшать верхнюю плоскость упаковки или крышку, если есть вероятность, что товар окажется на нижней полке. Не стоит забывать, что покупатель смотрит на товар сверху и при благоприятных обстоятельствах – объёмном представлении.

      С самого низа товар может начать делать карьеру, но он не может с легкостью  менять свой наряд. При каждой смене  есть риск утраты достигнутого положения. Часто встречаются случаи, когда товар лучше «переодеть», но удачные упаковки могут учитывать различные варианты положения товара и удобство его выкладки. В качестве примера можно привести упаковки «Солнечных» хлопьев и мюслей производства ООО «Овсяный проект». Передняя и задняя грани практически одинаковы – у сотрудников магазина нет проблем с соблюдением правила «лицом к покупателю». Через прозрачные боковые грани легко рассмотреть содержимое, следовательно, возрастает доверие к товару у покупателя. Наклон передней грани обеспечивает перпендикулярность к лучу зрения покупателя при нахождении на нижних полках. Треугольное боковое сечение упаковки, сохраняя и даже увеличивая её репрезентативность, делает более экономичной перевозку и хранение, к тому же треугольная форма сдвигает вниз центр тяжести, обеспечивая дополнительную физическую и визуальную устойчивость товара на полке, что особенно важно для магазинов самообслуживания.

      Наклонная передняя грань упаковки хорошо работает как на нижних, так и на верхних полках. Принцип положительного воздействия небольшого наклона от зрителя стен и колонн был хорошо известен в Древнем Египте и Древней Греции. Строителями тогда было установлено, что строго вертикальная стена вызывает у человека внутренний страх – она может обрушиться. Исследованию этого эффекта в 20 веке уделил много внимания сэр Кристофер Дей, любимый архитектор принца Чарльза. Страх или внутренний дискомфорт испытывают покупатели в магазинах самообслуживания, если им приходится брать товар с верхних полок. А вдруг упадёт? Не только сам разобьётся, но и другие товары попортит. Если понаблюдать, можно насчитать достаточно случаев, когда покупатели отказываются от выбора товара, устойчивость которого вызывает у них сомнения. Устранить опасения можно с помощью наклона фронтальной поверхности товара от покупателя, это покажет устойчивость упаковок. При этом важно, чтобы ценники на верхних полках оставались перпендикулярны лучу зрения покупателя.

 
Рисунок №1

      Решение проблемы устойчивости и эргономичности упаковки определило коническую форму бутылки некоторых напитков и уксусов. Но обеспечение высоких эргономических качеств упаковки - условие необходимое, но не достаточное для завоевания покупателя. Нельзя забывать и о рекламной функции. Создавая значительное расширение основания упаковки, можно одним выстрелом убить двух зайцев: обеспечить удобство для продавца и покупателя, и эффектнее представить свой продукт, создавая вокруг него мысленную оправу и тесня конкурентов:

 
Рисунок №2

      Проектируя  упаковку, о вертикальных размерах, иначе ваш продукт будет казаться меньше, чем он есть на самом деле, особенно на фоне рослых товаров конкурентов. Обеспечить желаемый вертикальный размер можно за счёт вытянутой верхней части, объём которой весьма незначителен. Сохраняя объем неизменным, можно увеличить место, отводимое под товар на полках: для этого упаковка может иметь форму пирамиды, конуса или призмы. Если же форма упаковки близка к сферической или кубической (тела, имеющие максимальный объём при минимальных линейных размерах), можно дополнить ее вытянутыми элементами.

 
Рисунок №3

 

  1. ПРИМЕР  РАЗРАБОТКИ УПАКОВКИ ДЛЯ ПАРФЮМЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

      Парфюмерные товары выпускаются в фасованном виде и таре, которая должна предохранять их от испарения, вредного воздействия света, воздуха, влаги и посторонних запахов. Поэтому тара должна быть герметичной и достаточно прочной. Материал для тары не должен вступать во взаимодействие с компонентами парфюмерной жидкости. Особенность парфюмерных изделий в том, что внешний вид тары, упаковки является эстетическим показателем качества изделия в целом и часто основным показателем, по которому покупатель выбирает духи.

      В качестве тары для фасовки парфюмерных  жидкостей в основном применяют  стеклянные флаконы, реже хрустальные  или керамические.

      По  технической характеристике, типу горлышка и способу укупорки флаконы подразделяются на:

    • Флаконы с горлышком под притертую пробку;
    • Флаконы с горлышком под винтовой колпачок;
    • Флаконы под укупорку аэрозольным клапаном;
    • Флаконы под укупорку пульверизационным клапаном.

      По  способу обработки выпускаются  флаконы:

    • со шлифовано-полированной поверхностью,
    • без дополнительной обработки,
    • с сочетанием не скольких видов обработки.

      В последние годы флаконы для парфюмерии, особенно за рубежом, широко декорируются чернением, травлением, гальванизацией, лакировкой, печатью, металлизацией, используется и цветное стекло.

      Что касается упаковки парфюмерных товаров, то в последнее время обычно используется пластик и стекло, но и картон пока не сдает своих позиций. Как правило, из него изготавливаются коробочки, в которые упаковывают флаконы с духами, одеколоном и прочими ароматическими веществами, тубы с косметикой. Такие коробки производители парфюмерной продукции называют вторичной упаковкой.

      В Украине до последнего времени использовались лишь стандартные типы коробок, но сегодня, когда отечественная промышленность начала выпускать среди прочей и элитную парфюмерию, появился спрос на эксклюзивные, оригинальные формы дизайна картонных коробок. Более того, в упаковке этих товаров все чаще пользуются спросом именно традиционные материалы, к которым относится и картон. На Западе сегодня явно виден отход от яркой аляповатости в дорогой упаковке. Связано это, прежде всего, с изменением предпочтений потребителей – люди устали от всех этих сверхсовременных технологий, им хочется чего-то более привычного, надежного и понятного в океане враждебного мира. И в первую очередь это касается именно парфюмерии, так как такие вещи входят в круг интимных, личных вещей владельца, призваны создавать вокруг него ту самую ауру покоя и красоты, ради которой они приобретаются. Кроме того, картон обладает и другими положительными свойствами.

    • относительная прочность при транспортировке;
    • легкость;
    • компактность;
    • возможность упаковывать большое количество самых разнообразных продуктов;
    • высокая экологичность.

      К качеству картона, используемого для  упаковки парфюмерной  продукции, всегда предъявлялись самые высокие требования. В связи с этим до недавнего времени основная масса такого картона завозилась из-за границы, ведь в Украине такой картон не производился. Однако сейчас ситуация стала меняться – на рынке все больше предложений отечественных производителей, ассортимент их постоянно расширяется. Связано это как с увеличением спроса российских парфюмерных фирм на тару, так и с обновлением и модернизацией производственной базы «картонщиков», таким образом в данном секторе начался долгожданный рост производства. Тем более отечественным производителям было бы полезно узнать о том, какие технологии применяются в данной сфере в западных странах, как можно украсить упаковку из картона, превратив ее практически в шедевр.

      Схема картонной упаковки для парфюмерного флакона.

Информация о работе Упаковка товара