Редакторская подготовка аппарата издания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

Аппарат издания - это комплекс текстовых (в отдельных случаях нетекстовых) элементов, содержащих сведения поискового, справочного, научного или пояснительного характера по отношению и произведению и изданию, призванных пояснить, растолковать основной текст, способствовать усвоению содержания вошедших в издание произведений, облегчить читателю пользование изданием, а также помочь его обработке в статистических, библиотечно-библиографических и информационных службах. Элементы аппарата помогают лучше понять основной текст произведения и облегчают работу с книгой.

Содержание

Редакторская подготовка аппарата издания 2
1.0 Назначение и состав аппарата издания 2
1.1 Аппарат издания2
1.2 Выходные сведения 2
1.3 Основные выходные сведения3
1.4 Дополнительные выходные сведения 3
1.5 Аннотация и реферат3
1.6 Предисловие6
1.7 Вступительная статья6
1.8 Послесловие7
1.9 Примечание7
1.10 Комментарии8
1.11 Вспомогательные указатели8
1.12 Библиографический аппарат издания10
1.13 Прикнижные (пристатейные) библиографические списки (указатели) 10
1.14 Оглавление11
1.15 Содержание11
1.16 Общие требования к оглавлению (содержанию)12
2.0 Задачи редактора при подготовке аппарата 13
Список используемой литературы16

Работа содержит 1 файл

Редакторская подготовка аппарата издания.docx

— 54.43 Кб (Скачать)

Элементы  делятся на обязательные (основное заглавие; порядковый номер издания; место и год выпуска, объем), то есть такие, без которых издание не может быть идентифицировано, и факультативные (остальные), которые дополняют библиографическое описание сверх обязательных элементов. Наиболее распространены такие факультативные элементы, как название издательства (имя издателя), сведения о серии, о наличии и характере иллюстраций и о сопроводительном материале.

Стандарты, регламентирующие библиографическое описание. Основной стандарт - ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Библиографическое  описание нетекстовых видов изданий  регламентируется другими государственными стандартами: ГОСТ 7.16-79 «Библиографическое описание нотных изданий», ГОСТ 7.18-79 «Библиографическое описание картографических произведений», ГОСТ 7.34-81 «Библиографическое описание изоизданий», ГОСТ 7.40-82 «Библиографическое описание аудиовизуальных материалов».

1.14 Оглавление - это перечень наименований разделов, глав и других частей произведения с указанием страниц, с которых они начинаются.

1.15 Содержание - перечень заголовков разделов и названий произведений с фамилиями авторов в сборниках, периодических или продолжающихся изданиях с указанием начальных страниц. Сведения в оглавлении и содержании дается в той последовательности, в каком они приведены в произведении и издании.

И оглавление и содержание - это указатели заголовков издания. Оглавление раскрывает в первую очередь строение произведения в моноиздании или только строение сборника (из каких частей или разделов он состоит). Содержание представляет прежде всего состав полииздания (какие произведения в него включены) или состав моноиздания - издания одного произведения (какие части, кроме этого произведения, в него вошли, например части аппарата). Если указатель заголовков сборника включает только заголовки его разделов (без заглавий произведений) - это оглавление сборника (раскрывается только строение издания). Если в указателе заголовков моноиздания помещено только заглавие произведения и заголовки аппарата - это содержание издания (раскрывается только состав издания).

 

Назначение  оглавления и содержания:

  • справочно-поисковая - упростить и ускорить розыск составных частей издания (глав, параграфов, статей, рассказов, примечаний, библиографических ссылок и т. д.);
  • информационно-пояснительная - дать читателю общее представление о содержании и структуре издания, подготовить его тем самым к чтению или к выбору материала, помочь восстановить в памяти прочитанное при перерыве в чтении;
  • рекламно-пропагандистская - завлечь читателя, вызвать у него интерес к просматриваемой книге, желание прочитать ее, а значит, купить или взять в библиотеке.

Оглавление (содержание), не полностью отвечающее всем этим задачам, снижает функциональные качества издания: замедляется поиск структурных частей, усложняется подготовка к чтению и выбор материала для несквозного чтения, удлиняется путь издания к читателю.

1.16 Общие требования к оглавлению (содержанию)

Заголовки внутри издания и в оглавлении (содержании) должны текстуально совпадать: грубые ошибки могут вводить читателя в заблуждение, мелкие - подрывать  доверие к изданию и издательству. Допустимо сокращать очень длинные  заголовки, характерные для старинной  книги, но без ущерба для смысла.

Необходимо  точное соблюдение в оглавлении (содержании) графической формы заголовков внутри издания. Все элементы заголовков в  оглавлении (содержании) рекомендуется  воспроизводить в той же форме, в  какой они напечатаны внутри издания. Если, например, числительное представлено арабскими цифрами, то и в оглавлении перед читателем должны предстать  арабские цифры (а не римские или  арабские с наращением падежного  окончания и не словесная форма  этого числительного):

Правильно:                                                                             Неправильно:

В тексте:                                                                         В тексте:

Глава 1         Глава 1

В оглавлении:       В оглавлении:

Глава 1        Глава 1-я или Глава первая

 

Различия  во внешней форме могут отвлекать читателя от смысла и цели чтения и потому нежелательны. То же относится и к порядку слов родо-нумерационной части заголовка. Менять этот порядок не рекомендуется. Если внутри издания читатель видит: Глава первая, то и в оглавлении эта часть заголовка должна предстать в такой же, а не в иной форме (например, не годится в этом случае Первая глава).

Важно соблюдать выдержанность смысловой  соподчиненности заголовков. Это  означает, что в оглавлении (содержании) должно быть хорошо видно, к какой  ступени рубрикации относится каждый заголовок, а сами заголовки распределены по ступеням в соответствии с действительной значимостью. Только в этом случае читатель правильно разберется в системе  смысловых взаимоотношений заголовков и составит верное представление  о структуре произведения и книги, а также о взаимосвязи рубрик.

Полнота состава заголовков, отвечающая способам и условиям использования издания. Заголовок в оглавлении (содержании) может быть воспроизведен в полном виде - со всеми своими структурными частями: родо-нумерационной и тематической, уточняющим жанровым и другими подзаголовками и т. д., а может быть усечен - та или иная структурная часть для экономии места отброшена.

Усеченный заголовок в оглавлении допустим только в том случае, если это  никак не усложнит ни один из видов  работы читателя с книгой.

    1. Задачи редактора при подготовке аппарата

Состав  аппарата издания определяется с  учетом специфики произведения и  видо-типологических характеристик издания. Аппарат позволяет упорядоченно работать с книгой. Если произведение рассчитано на многократное чтение и изучение или на выборочное фрагментарное использование его материалов, нельзя обойтись без вспомогательных указателей, библиографический списков, ссылок. Произведение с большим числом фамилий требует подготовки именного указателя. Монографическое исследование всегда дополняется расширенным библиографическим аппаратом. Глубокому осмыслению авторского текста, адекватному восприятию содержания помогают вступительная статья, примечания, комментарии. Для редактора важно отразить в аппарате концепцию произведения и издания. Для этого необходим комплексный подход к аппарату, который проявляется как при формировании состава аппарата, так и при отработке содержания и формы отдельных элементов. Подготовка аппарата издания - сложный и трудоемкий процесс, связанный с большим объемом организационных и рутинных операций. Работа редактора над аппаратом издания включает следующие этапы:

  • определение целесообразного для данного издания состава аппарата;
  • обоснование требований к содержанию и форме каждого элемента;
  • подготовку предисловия, содержания, отличительных и других элементов;
  • организацию подготовки неиздательскими специалистами вступительной статьи, примечаний, комментариев, указателей и др.;
  • анализ и оценку подготовленных элементов аппарата;
  • комплексную доработку и редактирование аппарата.

 

Для упорядочения работы редактора элементы аппарата группируются но авторской принадлежности. Это обязательные элементы аппарата в авторском оригинале, элементы аппарата, подготавливаемые редактором, и элементы аппарата, подготавливаемые неиздательскими специалистами.

Элементы  аппарата в авторском оригинале  анализируют, оценивают и дорабатывают в процессе работы над произведением. Подготовкой издательского предисловия, отличительных и других элементов  редактор, как правило, занимается по окончании работы над авторским  оригиналом. Формы и методы работы редактора с неиздательскими специалистами - авторами вступительной статьи, указателей, примечаний, комментариев и др. - разнообразны и определяются реальными ситуациями творческих и организационно-управленческих контактов.

Выделенные  стадии работы связаны с процессом  создания и комплектования аппарата издания в целом. После того как  редактор сформировал комплекс элементов  аппарата, он может приступить к  итоговому анализу, оценке и редактированию аппарата в совокупности всех элементов. Эта работа включает следующие направления:

  • определение соответствия каждого элемента предъявляемым к нему требованиям с учетом жанровой специфики и функционального назначения;
  • выявление и оценку содержательной и формальной связи материалов аппарата с основным текстом произведения;
  • анализ и комплексную оценку группы взаимосвязанных элементов (аннотации, реферата, предисловия, вступительной статьи, послесловия и др.);
  • анализ и комплексную оценку аппарата в целом;
  • обоснование комплексного подхода к доработке и редактированию аппарата;
  • доработку и редактирование элементов аппарата с учетом специфики каждого из них, а также особенностей произведения и издания.

Качество  аппарата в значительной степени  влияет на уровень культуры издания. Бывает так, что от аппарата зависит, получилось ли задуманное издание или  нет. Если читателю предстоит работать с книгой, а в ней нет необходимых  для этого элементов аппарата (предметного указателя, списка сокращении, библиографических списков и  др.), говорить о должном уровне культуры издания нельзя. Отсутствие нужных читателю элементов аппарата снижает  эффективность произведения и издания. Хорошо подготовленный аппарат издания  порой представляет самостоятельный  текстовой комплекс. И ценность издания  может быть в комментариях, вступительной  статье и др.

При обосновании  требований к содержанию и форме  каждого элемента аппарата учитывается  функциональное назначение отличительных  элементов, элементов, дополняющих  и поясняющих основной текст, и справочно-поисковых. Просчеты в обосновании этих требований приводят к недостаткам в содержании и форме материалов аппарата, а  в результате функции отдельных  элементов в полной мере не реализуются.

Недостатки  в любом элементе аппарата очень  заметны и всегда отрицательно отражаются на интересах читателя. К наиболее распространенным недостаткам аппарата следует отнести:

  • нецелесообразную степень полноты аппарата (отсутствие отдельных элементов, необходимых для работы с книгой);
  • дублирование материалов в нескольких элементах аппарата (например, одни и те же сведения варьируются или повторяются в аннотации, предисловии, вступительной статье);
  • логические противоречия в сведениях, сопоставимых по содержанию, в разных элементах аппарата (например, упоминание разных литературных источников по одному и тому же поводу в комментариях и библиографических списках, противоположные оценочные выводы);
  • фактические ошибки и неточности, идущие от авторского оригинала, или появляющиеся при подготовке материалов к печати;
  • отсутствие единообразия в терминологии;
  • просчеты, связанные с отражением содержания произведения (например, в именной указатель попали все фамилии, встречающиеся в произведении, т.е. он был составлен по формальному принципу, в то время как в произведении упоминание отдельных фамилий к содержанию его имеет косвенное отношение и для осмысления фактов роли не играет);
  • многословие, излишняя распространенность высказываний;
  • общие фразы, высказывания общего плана, не позволяющие конкретизировать смысл;
  • языково-стилистические погрешности и ошибки;
  • неточности в элементах, устанавливающих связи между материалами аппарата и основным текстом произведения (например, в предметном указателе страницы не соответствуют фрагментам произведения);
  • неточности в заголовках элементов аппарата (например, издательское предисловие называют по-разному: Обращение к читателю, К читателю, Слово к читателю, вместо формального заголовка, содержание называют оглавлением и наоборот, не уточняют, какой именно библиографический список предлагается читателю - рекомендательный, использованной литературы и др.).

 

 

 

 

Отдельные недостатки вызывают у читателя чувства  досады и недоумения, другие сводят на нет практическую ценность аппарата издания. Так, противоречивые и многословные высказывания снижают действенность  материалов, малоинформативная аннотация  с общими фразами, неточности в страницах  указателя, неполное предисловие, где  нет необходимых сведений, например, о 2-м издании, приводят к тому, что  читателю просто нет никакой пользы от аппарата. Последствия такой неряшливой работы довольно серьезны. И дело не только в том, что читатель не получил  нужных материалов в конкретном случае. Все значительно сложнее. У читателя, не один раз увидевшего аннотацию, которая  не позволяет узнать что-либо новое  о произведении и издании по сравнению  с библиографическим описанием, быстро формируется отрицательное  отношение к аппарату и вскоре аннотация для него вообще перестанет существовать, так как скажется тот  отрицательный опыт, который он имеет. То же самое относится и к неточностям  в заголовках элементов аппарата. Если читатель часто видит слова  содержание и оглавление в неправильном, случайном употреблении, он может  впоследствии путать эти понятия, они  для него будут синонимами. Так  формируются неправильные понятийные представления. Аппарат издания  призван повышать уровень культуры чтения, и поэтому любые просчеты издателей приносят значительный вред.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Антонова С. Г. Редакторская подготовка изданий (МГУП 2005)
  2. Калинин С. Ю. Выходные сведения и справочно-библиографический аппарат издания(университетская книга 2011)
  3. http://www.hi-edu.ru (сайт МГУП)

Информация о работе Редакторская подготовка аппарата издания