Методы цветопробы: разновидности, особенности использования отдельных методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей репродукционного процесса является получение высококачест-
венного изображения, обеспечивающего наилучшее воспроизведение оригинала и его
информационного содержания с учетом возможностей технологического процесса. Как
проконтролировать этот процесс, на каких стадиях следует произвести оценку возмож-
ных ошибок, учесть и исправить их?

Содержание

Содержание
1 Назначение цветопробы
3
2 Цветопроба, как часть системы управления цветом
5
3 Требования, предъявляемые к цветопробе
5
4 Классификация цветопробы
6
5 Основные виды и методы получения цветопроб
7
6 Выбор системы цветопробы
22
7 Контроль цветопробы
23
7 Заключительный анализ
27
8 Список литературы
28

Работа содержит 1 файл

Кур_проект_ТОИИ_Палешева_С_Е_Т4.pdf

— 572.17 Кб (Скачать)
Page 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный университет печати
Институт открытого образования
Специальность 261202 - Технология полиграфического производства
Дисциплина «Технология обработки изобразительной информации»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Методы цветопробы: разновидности,
особенности использования отдельных методов»
Выполнила: студентка Палешева С. Е., Т4
Преподаватель:
Макеева Т. А.
Москва, 2010

Page 2

2
Содержание
1 Назначение цветопробы
3
2 Цветопроба, как часть системы управления цветом
5
3 Требования, предъявляемые к цветопробе
5
4 Классификация цветопробы
6
5 Основные виды и методы получения цветопроб
7
6 Выбор системы цветопробы
22
7 Контроль цветопробы
23
7 Заключительный анализ
27
8 Список литературы
28

Page 3

3
Назначение цветопробы
Главной задачей репродукционного процесса является получение высококачест-
венного изображения, обеспечивающего наилучшее воспроизведение оригинала и его
информационного содержания с учетом возможностей технологического процесса. Как
проконтролировать этот процесс, на каких стадиях следует произвести оценку возмож-
ных ошибок, учесть и исправить их? Есть много способов и методик, но наиболее часто
в современном полиграфическом производстве используется цветопроба – цветная
имитация будущего печатного оттиска.
Сегодня под термином «цветопроба» понимают как собственно технологический
процесс и устройства, предназначенные для этого, так и получаемое цветное изображе-
ние. Цветопробные устройства предназначены для имитации с наименьшими затра-
тами будущего печатного оттиска. К цветопробным устройствам в принципе относится
любое устройство, на котором можно получать цветное изображение. Поэтому во мно-
гих случаях очень сложно провести грань между профессиональными цветопробными
устройствами и обычной оргтехникой, установленной в офисе.
Все устройства, воспроизводящие цвет, делают это по-разному, причем каждое
устройство может воспроизвести только определенный набор цветов, называемый цве-
товым охватом или локусом. С появлением компьютерных технологий встал вопрос
управления цветом и манипулированием цветовыми охватами. С этой целью стали ис-
пользовать систему управления цветом CMS (Color Management System), которая позво-
ляет согласовывать цветовые охваты различных устройств, записанные в ICC-профили.
Следует различать создание цветового профиля устройства и его калибровку. На
практике понятие «калибровка» относится к внутренним тестам, заложенным
в устройство компанией-производителем. С помощью калибровки устройство выводит-
ся в рабочие режимы, то есть сигнал на входе приводится в соответствие сигналу на вы-
ходе. Например, измеренные относительные площади растровых точек на фотоформах
должны совпадать с их номинальными значениями, в противном случае необходимо
внести коррективы в настройки растрового процессора.
В настоящее время существуют четыре вида цветопроб: экранная, цифровая, ана-
логовая и пробная печать. Начинается этот список с самой простой и дешевой цвето-
пробы, а заканчивается наиболее технологически сложной и дорогой, но позволяющей
получать результаты, наиболее приближенные к тиражным оттискам. У каждого из ви-
дов цветопробных устройств есть свои достоинства и недостатки.

Page 4

4
Цветопроба в реальном технологическом процессе преследует две основные цели:
1) внутренний контроль подготовки цветных изображений;
2) предъявление результата работы заказчику до печати тиража.
Цветопроба необходима:
1) оператору компьютерной издательской системы для оптимизации режима
ввода изображения и его последующих преобразований;
2) художнику издательства для адекватной конечному результату оценки цве-
тового решения, создаваемого им;
3) для объективного регулирования договорных отношений издательства, ре-
продукционного центра и полиграфического предприятия;
4) для эффективного контроля важнейших показателей качества изображений
на различных стадиях подготовки иллюстраций к печати;
5) печатнику, как эталонное изображение при печатании тиража.
Соответственно своему назначению цветопроба может быть изготовлена практиче-
ски на любой стадии допечатного процесса.
Изготовление цветопробы является контрольной точкой в технологическом про-
цессе, в которой принимается решение – продолжать работу дальше или возвращаться
назад и производить цветокоррекцию и доработку файлов.

Page 5

5
Цветопроба, как часть системы управления цветом
Система управления цветом обеспечивает возможность пересылать один и тот же
набор данных для полиграфического воспроизведения в типографии, даже если печат-
ный процесс в каждой типографии осуществляется на различных машинах с примене-
нием различных технологий печати. В этом случае поставщик цифровых данных по-
ставляет цветопробу выполненную по наиболее предпочтительному для него профилю.
Это означает, что типография может не обеспечить точного совпадения цветопробы с
тиражным оттиском. На основании анализа отпечатанной контрольной шкалы можно
определить, для каких именно условий была изготовлена цветопроба. Для этого необхо-
димо выполнить ряд операций:
1. Поставщик данных изготавливает цветопробу согласно стандартному профилю
CMYK, например, для плоской офсетной печати на мелованной бумаге (ISO 12647-2).
2. Поставщик данных передает их получателю (значения RGB или XYZ). К данным
RGB прилагается профиль устройства ввода. Для всех задействованных устройств ввода
должны поставляться соответствующие профили.
3. Поставщик данных должен показать, что для получения пробы устройство цве-
топробы откалибровано должным образом. Цвет можно измерять колориметрическими
средствами, например, в пространстве CIELAB.
4. Получатель данных имеет две возможности:
1) печатный процесс соответствует ISO 12647-2, используя тот же стан-
дартный профиль, что и у поставщика, пересчитывает полученные данные XYZ или
RGB в данные CMYK. Полученная им цветопроба полностью соответствует оттиску;
2) печатный процесс не соответствует ISO 12647-2, а для пересчета в дан-
ные CMYK получателем используется свой собственный выводной профиль. В этом
случае он должен по своим данным CMYK изготовить новую цветопробу и утвердить ее
у заказчика.
Требования, предъявляемые к цветопробе
Цветопроба должна служить эталонным изображением в процессе печати тиража.
При этом должно быть учтено качество бумаги и способ печати. Идеальный вариант по-
лучения цветопробы – это использование печатного оборудования, бумаги и красок, ко-

Page 6

6
торые применяются при печати тиража. Но вопрос стоимости и временных затрат жест-
ко ограничивает возможности реализации такого варианта.
По мере расширения области применения цветопробы возрастают и требования,
предъявляемые к ней. Область применения простирается от цветопроб, моделирующих
только цвет, до цветопроб, которые могут служить юридическим доказательством.
Таким образом, требования, предъявляемые к цветопробе, весьма различны. По-
этому на рынке представлены системы цветопробы, позволяющие получать разный уро-
вень соответствия тиражным оттискам. Исходя из этого, технологии цветопробы выби-
рают с учетом:
• формата (полоса и/или печатный лист);
• точности передачи цвета (визуальная или колориметрическая точность);
• воспроизведения растровой структуры (соответственно структуре, форми-
руемой на печатном оттиске);
• соответствия запечатываемого материала и формата листа, используемым
при печати тиража;
• приемлемости времени изготовления цветопробы;
• расходов на изготовление цветопробы (по отношению к затратам на выпол-
нение заказа).
Классификация цветопробы
Цветопробы выделяют в два широких класса:
Прямые цветопробы – это цветопробы, произведенные непосредственно из циф-
рового массива данных без использования фотопленок или форм. Их обычно называют
цифровыми.
Косвенные цветопробы – это цветопробы, произведенные косвенно из цифпрового
массива данных через промежуточные носители: пленки, формы или и то, и другое вме-
сте.
Кроме того цветопробы подразделяются на:
Мягкие – нематериальное изображение, показанное на цветном мониторе.
Твердые – материальное изображение, созданное красителями на подложке.

Page 7

7
Основные виды и методы получения цветопробы
Видеопроба (экранная проба, экранная цветопроба) – изображение обрабаты-
ваемого оригинала выведенное на экран монитора для оценки тождественности его цве-
та изображению, которое должно быть получено на тиражном оттиске.
«Мягкая» цветопроба моделирует изображения на мониторе. От того, насколько
правильно воспроизводит монитор цвета и оттенки, будет зависеть правильность вы-
полняемой цветокоррекции. Корректное воспроизведение цветов на мониторе тем
сложнее, чем ниже класс монитора. В худшем случае не поможет даже правильно по-
строенный профиль устройства.
Кроме того, синтез цвета на экране принципиально отличается от синтеза цвета
в печатающих устройствах. В первом случае это аддитивный синтез (то есть монитор
формирует все цвета и их оттенки путем сложения трех основных составляющих —
красного, зеленого и синего); во втором — субтрактивный синтез (основанный на вычи-
тании из падающего на окрашенный предмет света определенных длин волн).
При работах, связанных с высокими требованиями к качеству воспроизведения
цвета (многокрасочная печать, включая специальные цвета и т.д.), следует использовать
мониторы более высокого класса, нежели при работе с однокрасочной или двухкрасоч-
ной продукцией. При этом не стоит скупиться на приобретение приборной базы для по-
строения ICC-профилей устройств.
Применение экранной цветопробы в недавнем прошлом ограничивалось только
рамками отображения цветного изображения с целью проверки его общего цветового
содержания, а также состояния массива данных, подготавливаемых к выводу.

Page 8

8
Ныне достоверность экранного цветовоспроизведения значительно возросла благо-
даря применению формата PDF и дополнительного программного обеспечения (Viewer)
в сочетании с системой управления цветом. Следует иметь в виду, что цвет изображе-
ния на мониторе сильно зависит от условий рассматривания. Поэтому экранное изобра-
жение не всегда соответствует многоцветному печатному оттиску. В то время как усло-
вия рассматривания цветного изображения на экране обычно предполагают наличие не-
ярко освещенного помещения, отпечатанный экземпляр должен рассматриваться при
стандартном освещении, близком к дневному свету (например, D50).
Несмотря на некоторые компромиссы в достижении действительно удовлетвори-
тельного соответствия экранного изображения изображению, которое будет получено
позднее на оттиске, видео (мягкая) цветопроба может предоставить репродукционной
технологии интересные и перспективные методы взаимодействия между заказчиком и
исполнителем. При применении дистанционной (remote-proof) пробы массивы данных
можно быстро передавать по глобальным сетям, а затем моделировать тиражный оттиск
на сайте заказчика. В такой технологии производства ключевую роль играет система
управления цветом.
Конкретные решения свидетельствуют о реальных перспективах отображения на
мониторе. Просматривая изображения предстоящего тиража на мониторе печатной ма-
шины, можно даже проконтролировать их растровую структуру.
Для получения экранной цветопробы можно использовать как обычный про-
фессиональный откалиброванный монитор, так и специализированную ком-
мерческую систему для экранной цветопробы. В настольных издательских
системах для получения экранный цветопробы пользуются основными про-
граммами пакета Adobe: Photoshop, Illustrator, InDesign, Acrobat. Лучше всего
моделирует цвет на экране монитора программа Photoshop. Эти программы
позволяют управлять цветом, путем подключения к массивам цифровых дан-
ных (файлам с информацией) профилей полиграфического оборудования, мо-
делируют наложение цветов тиражного оттиска, воспроизводят цвет ти-
ражной бумаги.
Главное преимущество экранной цветопробы – оперативность и невысокая цена
за каждое использование.
Недостаток состоит с том, что психологически изображение на отпечатке (в от-
раженном свете) и самосветящееся изображение на мониторе воспринимаются челове-

Page 9

9
ком по-разному. Для использования таких систем печатник должен обладать специаль-
ными навыками.
Цветопроба на подложке («твердая» цветопроба)
Классификация методов цветопробы на подложке («твердой») пробы включает
пять больших групп:
1. «Синька» (светокопия).
Для того чтобы получить первое представление о содержании, верстке, спуске по-
лос и наличии дополнительных элементов, которые должны печататься вместе, можно
изготовить светокопию, так называемую «синьку». Оба эти термина пришли в цифро-
вые технологии из традиционных процессов.
Светокопирование – диазография, способ получения и копирования изобра-
жений, отличающийся от традиционной фотографии тем, что он реализу-
ется без использования галогенидов серебра.
Изображение вначале наносят на полупрозрачную бумагу – кальку (каран-
дашный рисунок или тушь), затем кальку накладывают на специальную све-
точувствительную бумагу, после чего оба листа прокатывают вместе под
ультрафиолетовой лампой, время экспозиции – несколько секунд.
Светокопии (синьки) делают путем контактной печати на светочувствительном ма-
териале с фотоформ. Они могут быть одно- или двухцветными, негативными или пози-
тивными, одно- или двухсторонними.
Светокопия является обычной формой получения пробных отпечатков спусков на-
борных полос. Ее делают с монтажей, которые затем используются для изготовления
печатных форм.
2. Цветопроба верстки полос/спуска полос.
Чтобы получить впечатление об общем цветовом решении, получаемом в соответ-
ствии с файлом данных (не обязательно с точным соответствием цветам печатного от-
тиска), изготавливается цветопроба спуска полос с похожей целью, что и при использо-
вании синьки, т.е. для проверки содержания и расположения элементов изображения.
Сегодня эти пробы наилучшим образом воспроизводятся во множестве недорогих ши-
рокоформатных плоттеров, которые большей частью оснащены струйными печатаю-
щими устройствами. Этому способствует универсальность языка PostScript.
Главным преимуществом данного вида цветопробы является поддержка техноло-
гии RIP, то есть на плоттер выводится именно тот конвертированный файл, который бу-
дет использован для экспонирования пленки или печатной пластины. Это важно при ра-

Page 10

10
боте с ФНА большого формата и абсолютно необходимо для CTP. Доступна печать в
цвете и по сепарациям.
3. Цифровая цветопроба.
Основу цифровой цветопробы составляет цифровое печатающее устройство, рабо-
тающее по тому или иному принципу формирования изображения. К цифровым цвето-
пробам принято относить электрофотографические, цветные, струйные, сублимацион-
ные и твердочернильные принтеры. Имитация оттиска будет наиболее точной у тех уст-
ройств, которые используют красящие вещества (чернила и тонеры) и печатные основы,
по своим спектральным и физическим характеристикам приближающиеся к исполь-
зуемым в полиграфическом процессе.
Все цифровые цветопробы соединены с компьютерными станциями и получают
информацию в цифровом виде. В этом случае качество имитации печатного оттиска бу-
дет зависеть также от используемых профилей устройств (монитора, цветопробного
устройства и печатной машины). При отсутствии устройств профилирования с по-
мощью цифровой цветопробы будет воспроизводиться интерпретация печатающим уст-
ройством цветов, заданных в прикладной программе, без учета цветовых охватов.
Основные технологии получения цифровых цветопроб:
Струйная печать
Принцип работы устройств основан на формировании с помощью нагрева или пье-
зоэлектрического эффекта мельчайших капелек жидкого красителя и перенос их на но-
ситель – бумагу или пленку. Для цветной печати в подобных устройствах может ис-
пользоваться комплект из 3 или 4 красок (в некоторых моделях до 6 и 8). Краски струй-
ного принтера сделаны на водной или водно-спиртовой основе, поэтому оттиск, отпеча-
танный таким способом, отличается низкой влагостойкостью.
Рабочее разрешение таких принтеров составляет от 300 до 1440 точек на дюйм. Ха-
рактерными недостатками струйной печати являются сильная зависимость качества
изображения от свойств используемой бумаги и сложность имитации растровой струк-
туры. Данные принтеры могут, конечно, использоваться для получения цветопробы, но
очень часто результаты бывают далеки от печатного оттиска. Однако существуют ши-
рокоформатные принтеры, использующие принцип струйной печати, например Iris
SmartJet (компании Scitex), Epson Stylus Pro 4800 (компании Epson)на которых достига-
ется хорошее приближение к печатному оттиску.
Компания Epson в марте 2010 года презентовала несколько новых устройств. Наи-
более интересное – Stylus Pro WT7900, первый струйный широкоформатный принтер,

Page 11

11
использующий белые чернила на водной основе, которые являются собственной инно-
вационной разработкой компании Epson. Их частицы имеют пустотелую сферическую
форму, позволяющую равномерно рассеивать свет, что создает иллюзию чистого белого
цвета. При помощи цветных чернил белому цвету можно придавать требуемый оттенок.
Белые чернила обладают высокой кроющей способностью, а отпечаток – хорошей крат-
косрочной стабильностью цвета, позволяющей использовать принтер как цветопроб-
ный. Stylus Pro WT7900 можно применять для производства цветопроб макетов с
кроющими белилами, выполненных на металлизированных и прозрачных пленках
(включая термоусадочные). Наиболее интересно применение данного принтера произ-
водителям этикетки и упаковки, использующим флексографский способ печати. Шири-
на печати принтера 609,6 мм, разрешение 1440х1440 dpi.
Сублимационная печать
Принтеры с использованием сублимационного (или термосублимационного) спо-
соба формирования изображения дают отпечатки с гладкими переходами цветов, напо-
минающие фотографические, вследствие чего подобные устройства печати устанавли-
ваются в современных фотолабораториях. При этом способе печати вместо прямого на-
ложения чернил или красок на бумагу применяются лавсановые пленки с красителем,
испаряющимся при нагреве элементов печатной головки. Используемые краски должны
быть прозрачными, так как после испарения и попадания на специальное покрытие бу-
маги они проникают в него и там частично смешиваются.
На представлен принцип действия печатающего механизма: изображение перено-
сится на подложку 1 под действием нагревательных элементов головки 6. Пигментная
пленка 2 подается с бобины 3 и после переноса изображения сматывается в рулон 4.
При этом пленка определенного цвета расходуется по всему формату листа, даже если
элемент изображения имеет минимальный размер. Степень нагрева микроскопических
нагревательных элементов головки контролируется, и разные цвета получаются смеше-

Page 12

12
нием разных количеств основных красителей. Испаряющаяся краска ложится на по-
верхность бумаги в виде «пятна» 7. Валик 5 выполняет двойную функцию – является
опорой и в то же время протягивает лист бумаги.
Достоинство этого способа состоит в получении плавных цветовых переходов, соз-
дающих иллюзию фотографического отпечатка. Недостатками же являются невозмож-
ность имитации растровой структуры и обязательное использование только определен-
ной бумаги, сертифицированной компанией-производителем. Если поверхность бумаги
не очень гладкая, переход красителя на бумагу может быть неполным. Имитация раз-
личной степени растискивания возможна лишь с помощью соответствующего измене-
ния плотности накладываемых красок и может задаваться программно.
Отпечатки характеризуются хорошей цветопередачей, благодаря тому что термо-
сублимационные принтеры имеют большой цветовой охват. Эти принтеры печатают,
как правило, с физическим разрешением, не превышающим 300×300 точек на дюйм.
Твердочернильная печать
Твердые чернила – это материал на основе синтетических восков с добавлением
красителя, отсюда и второе название этих принтеров – восковые. Брикеты такого краси-
теля в принтере расплавляются, и расплав подается к печатающей головке, представ-
ляющей собой ряд инжекторов, переносящих микрокапли красителя на запечатываемый
материал. При соприкосновении с бумагой капли почти мгновенно застывают, что сни-
мает проблемы возможного смешения красок, растекания их и впитывания в бумагу.
Чернила обладают высокой насыщенностью, и поэтому устройства имеют большой цве-
товой охват.
Значения разрешения твердочернильных принтеров невысоки – 300×300 или
600×600 точек на дюйм, что является самым большим недостатком данной технологии
печати. Вторым недостатком является невозможность имитации растровой структуры.
К преимуществу данной технологии относят возможность использования различ-
ных запечатываемых материалов, хороший цветовой охват и влагостойкость оттисков.
Электрофотографическая печать
В основу работы принтеров этого вида заложен принцип электрофотографии. По-
верхность светочувствительного барабана или светочувствительной ленты сначала за-
ряжается в электрическом поле коронного разряда. Затем с помощью управляемого луча
определенные участки поверхности разряжаются, создавая скрытое изображение, про-
являемое далее тонером одного из цветов. При последовательном наложении всех четы-
рех тонеров создается полноцветное изображение, переносимое под действием электро-

Page 13

13
статического поля на бумагу. Последняя операция – припекание тонера к бумаге. Раз-
решение принтеров высокое – обычно 1200×1200 точек на дюйм, причем эти принтеры
могут имитировать растровую структуру.
Из недостатков данного способа следует назвать невозможность получения растро-
вой точки с резкими краями. Поскольку частицы тонера велики, он расплывается под
воздействием температуры и давления, что снижает резкость изображения. Эти принте-
ры обеспечивают не очень большой цветовой охват, и качество отпечатка получается
немного ниже, чем на струйных или сублимационных.
Общие преимущества рассмотренных выше систем цифровой цветопробы заклю-
чаются в оперативности получения пробы, удобстве применения, относительно низкой
стоимости изготовления отпечатков, а также в возможности устранения ошибок на ран-
них этапах работы. При наличии достаточно развитых программных средств управлени-
ем цветом и измерительного оборудования возможно использование ICC-профилей уст-
ройств.
4. Растровая (истинная) цветопроба
Если в цифровом способе печати может быть смоделирована и растровая структура
будущего печатного оттиска, то говорят о растровой цветопробе (True-Proof). В этом
случае качество цветопробы, воспроизводящей также и растровую структуру изображе-
ния, максимально приближается к качеству тиражного оттиска. Информация о структу-
ре растровых точек служит печатнику, кроме всего прочего, для раннего распознавания
отклонений размеров растровых точек и связанных с ним цветовых сдвигов или откло-
нений в совмещении красок. В случае необходимости можно целенаправленно вмеши-
ваться в градационную кривую процесса.
Эффекты, обусловленные растровой структурой, такие, как глянец, контраст и диа-
пазон изменения тонов, муар или розеточные эффекты, могут быть выявлены до начала
печатного процесса и в случае необходимости обсуждены с заказчиком.
Поскольку растровая структура в файле PostScript, как правило, отсутствует, рас-
тровый генератор PostScript-интерпретатора устройства цветопробы должен создавать
точно такие же растровые точки, как и RIP устройства записи на фотопленку или форм-
ный материал. Гарантию идентичности формы печатных элементов частоты растровой
структуры и углов ее поворота дает использование одного и того же растрового процес-
сора.
Для изготовления истинной растровой цветопробы, обеспечивающей идентичность
с тиражным оттиском, некоторыми производителями предложено несколько специаль-

Page 14

14
ных пробопечатных систем. Так, например, работают устройства, использующие реаль-
ные краски многоцветного печатного синтеза (CMYK). Цветопроба изготавливается с
применением цветных пленок (под краски СМУК) и термопереноса красителей на спе-
циальные носители или на тиражную бумагу.
Обе системы подобны экспонирующим системам и предназначены для четырех
страниц формата А4 (превышают А2) и также для восьми страниц А4. Применяя один и
тот же RIP, на ней можно изготавливать растровую цветопробу и производить запись на
формную пластину («Компьютер – печатная форма»).
Указанные системы полной растровой цветопробы используют цветные пленки,
которые надо обрабатывать в отдельных устройствах (ламинаторах) для переноса изо-
бражения с промежуточных носителей на тиражную бумагу или для ламинирования,
защищающего цветопробу или придающего ей поверхностные свойства, близкие ти-
ражной бумаге.
Бурное развитие цифровых печатных устройств и рост разрешения принтеров дает
возможность получения растровой цифровой цветопробы. Однако, процесс получения
такой цветопробы требует значительно большего контроля над допечатным процессом,
нежели при получении обычной цифровой цветопробы.
Растровая цифровая цветопроба позволяет:
1) моделировать растровые структуры с низкими линиатурами (до 100 lpi), так как
крупный растровый рисунок, заметный невооруженным глазом, должен быть отражен
на цветопробе, которая претендует на контрактную;
2) моделировать растровые структуры с любыми формами точек и различными ал-
горитмами растрирования (амплитудно-модулируемое и частотно-модулируемое);
3) точно воспроизводить мелкие элементы изображения. Здесь имеется в виду си-
туация, когда детали изображения меньше или сопоставимы по размерам с растровой
точкой, что может приводить к их потере. В графических макетах с невысокой линиату-
рой это может проявляться на надписях, расположенных на фоновых растяжках:
4) контролировать результаты цветоделения и растрирования, проверять файлы на
предмет правильности выполнения цветоделения, а также процедур преобразования PS-
файлов в однобитные файлы.

Page 15

15
Растровая цифровая цветопроба позволяет экономить средства по следующим при-
чинам:
1) своевременное обнаружение ошибок из разряда тех, которые могут быть иден-
тифицированы только на растрированной цветопробе;
2) заказчику на одобрение подается цветопроба и все вопросы, связанные с довод-
кой дизайна, уточняются на стадии допечатной подготовки. Проще говоря, отпадает не-
обходимость приглашать заказчика на приладку для проведения согласования конечно-
го результата;
3) печатник имеет перед глазами прообраз тиражного оттиска и, руководствуясь
им, а не общими замечаниями по цветности и характеру дизайна – каким он должен
быть, осуществляет оперативную приладку и выход на тираж в кратчайшие сроки.
Пример цветопробного комплекса, позволяющего получить цифровую растро-
вую цветопробу:
1. Принтер Epson SP 2100, RIP BEST Screen Proof 4 UP.
2. RIP основного процесса: ALFA FlexWorks RIP версия 1.63.038 (формирова-
ние однобитных PCX-файлов).
3. RIP для изготовления цветопробы: BEST ScreenProof 4UP версия 4.6.3.
Поддерживаемые устройства: Agfa, Canon, Encad, Kodak, Mimaki,
Roland, Hewlett-Packard, Epson.
Поддерживаемые форматы однобитных файлов: TIFF без компрессии,
TIFF с компрессией G3/G4/ /Packbit/LZW, Presstek.
Формат воспринимаемых графических файлов: PostScript, TIFF, TIFF-IT
P1, EPS, PDF 1.4, PDF/X3, Heidelberg DeltaList, Scitex CT/LW.
Типы воспринимаемых PostScript-файлов: композитный или цветоде-
ленный (Separated), до 12 сепараций; графический формат DCS 1 и DCS
2; имитация треппинга и оверпринта.
Библиотеки цветов: имитация спот-цветов (Pantone и др.) на основе их
Lab-значений.
Управление цветом: цветокалибровка с помощью ICC-профилей.
4. Принтер: EPSON Stylus Photo 2100.
Технология печати: струйная пьезоэлектрическая (DOD).
Печатающая головка: 96x7=672 сопла.
Цветность: черный, серый, голубой, светло-голубой, пурпурный, свет-
ло-пурпурный, желтый.

Page 16

16
Разрешение: 2880x1440 dpi.
Чернила: UltraChrome пигментные.
Формат печати: А3+.
5. Основа (бумага для изготовления цветопробы): BEST Color Proof Paper
9150.
6. Спектрофотометр: GretagMacbeth SpectroLino+ SpectroScan.
7. Софт для профилирования: GretagMacbeth Profile Maker Pro 4.1.
5. Аналоговая цветопроба
Этот вид цветопробы создавался как альтернатива пробной печати, поэтому ис-
пользуемые пигменты наиболее приближены по своим свойствам к средним колоримет-
рическим показателям стандартной красочной триады, а набор подложек имитирует
наиболее популярные бумажные основы (мелованная, немелованная, глянцевая и т.д.).
Аналоговая цветопроба изготавливается с цветоделенных растрированных фото-
форм и по своему месту в технологическом процессе находится ближе к печатному от-
тиску, нежели цифровая цветопроба. Естественно, что цена ошибки, обнаруженной на
этой стадии (стоимость пленки, расходных материалов цветопробы, времени работы
оператора), гораздо выше, чем в случае экранной или цифровой цветопробы.
Аналоговые цветопробы подразделяются на так называемые сухие и мокрые. Раз-
личие заключается в том, что в процессе получения оттиска в сухих цветопробах не ис-
пользуются никакие химические растворы – снятие пигмента с пробельных элементов
осуществляется механическим способом. При мокрой цветопробе происходит химиче-
ское проявление.
Мокрая цветопроба
Технологию изготовления мокрой цветопробы рассмотрим на примере системы
MatchPrint 2635 компании Imation.
1 – цветопробное устройство;
2 – фильтр для очистки воды;
3 – емкость для отработанного раствора;
4 – емкость с проявляющим раствором;
5 – емкость с водой для промывания.

Page 17

17
Система цветопробы MatchPrint 2635 содержит три составляющие: контактно-
копировальную раму, процессор и расходные материалы. Процесс нанесения пигментов
каждого цвета разбивается на три этапа: прикатка пигментной пленки, экспонирование
и проявление. Основными используемыми расходными материалами являются пленки
цветов CMYK, основа, на которую наносятся цвета, матовая и полуматовая пленки, ко-
торые служат для снятия глянца, проявитель (слабощелочной раствор) и вода.
Контактно-копировальная рама компании 3М – обычное устройство с источником
УФ-освещения, которую можно использовать и при изготовлении печатных форм. Про-
цессор представляет собой комбинированную установку, которая состоит из ламинатора
с рабочей температурой 140 °С и устройства для проявки отэкспонированного материа-
ла. Используя различные пленки, можно достичь имитации растискивания в пределах
12–25%. Все пигментные пленки позволяют воспроизводить растровую структуру
в диапазоне плотностей растровых точек от 2 до 98%.
Перед началом экспонирования цветоделенная фотоформа соответствующего цвета
накладывается на пигментную термоклейкую пленку, уже нанесенную на основу,
и прикрепляется скотчем. После этого такой «полуфабрикат» помещается в контактно-
копировальную раму и экспонируется. Экспозиция зависит от цвета пленки, мощности
источника света, спектра его излучения и от расстояния до рабочей поверхности экспо-
нирующего устройства. Контроль экспозиции проводится по контрольным шкалам, со-
держащим микролинии различных размеров. После экспонирования пленка с основой
пропускается через проявочный процессор. В процессе проявки пигментный слой, под-
вергшийся воздействию УФ-излучения, разрушается и смывается водой. В итоге изо-
бражение с цветоделенной пленки остается на основе. Далее все три этапа повторяются
для каждой пигментной пленки (пурпурной, желтой и черной).
Для того чтобы изображение не поблекло под воздействием солнечных лучей, по-
сле проявления последнего (черного) пигмента проводится дополнительное экспониро-
вание. Полученное изображение изначально имеет глянцевый эффект. Если необходимо
получить матовую или полуматовую поверхность, соответствующая пленка накладыва-
ется на последний пигментный слой.
Сухая цветопроба
К
сухим
цветопробам
относятся, например, AGFA PressMatch
Dry
и DuPont Chromalin Studio Sprint.

Page 18

18
AGFA PressMatch Dry состоит из копировальной рамы с УФ-источником освеще-
ния, ламинатора, служащего для прикатки пигментных слоев к основе, и расходных
материалов.
Процесс изготовления пробы состоит из трех операций, которые повторяются для
каждой краски: прикатка пигментной пленки, экспонирование, отделение пленки от
пигментного слоя. Качество цветопробы AGFA PressMatch Dry соответствует стандар-
там европейской триады красок. Возможна имитация растискивания растровой точки от
17 до 22%.
DuPont Cromalin Studio Sprint – система «сухой» цветопробы, которая состоит из
четырех элементов: ламинатора, копировальной рамы, так называемого печатного прес-
са и комплекта расходных материалов.
Процесс изготовления цветопробы состоит из следующих операций: ламинирова-
ние, экспонирование, отделение светочувствительной пленки и перенос краски на осно-
ву под прессом. Красочный слой, переносимый с фольги, практически идентичен пиг-
менту печатных красок европейской триады, что обеспечивает визуальное соответствие
цветопробы офсетным оттискам, отпечатанным по нормам Евростандарта. Для экспо-
нирования используется обычная контактно-копировальная рама с УФ-источником ос-
вещения.
На лист плотной бумаги со специальным покрытием с помощью ламинатора нано-
сится слой светочувствительного материала с защитной пленкой сверху. Затем поверх
защитной пленки крепится фотоформа. Все это помещается в копировальную раму
и производится кратковременная засветка. Происходящие при этом фотохимические ре-
акции являются основой формирования изображения. Светочувствительный слой, кото-
рый до экспонирования был клейким по всей поверхности, задубливается и теряет клей-
кость в тех местах, на которые попадает свет. А там, где свет был прикрыт элементами
изображения, задубливания не происходит. После экспонирования фотоформа снимает-
ся и удаляется защитная пленка. Бумага с воспринявшим изображение светочувстви-
тельным слоем пропускается через печатный пресс, где по ней прокатывается покрытая
пигментным слоем фольга. При этом слабо держащийся на поверхности фольги пигмент
прилипает к оставшимся незадубленным клейким элементам, в результате чего на уча-
стках бумаги, соответствующих печатным элементам, создается изображение.
Для получения полноцветного изображения процесс повторяется четыре раза
(обычно в порядке K-C-M-Y). Каждый раз берется фольга с соответствующим пигмен-
том. Совмещение красок производится обычно вручную, по приводочным крестам. По-

Page 19

19
сле нанесения последней краски готовый оттиск покрывается защитным ламинатом для
обеспечения устойчивости к внешним воздействиям.
Преимущества аналоговой цветопробы – это не только широкий цветовой охват
и попадание в цвет офсетного оттиска, но и возможность проконтролировать качество
готовой фотоформы, то есть качество растрирования векторных элементов, треппинг,
наличие муара, а в некоторых случаях даже воспроизведение смесевых красок.
К недостаткам систем аналоговой цветопробы относятся высокая себестоимость
оттиска, а также тот факт, что не всегда имеется возможность изготовления цветопробы
на тиражной бумаге, причем в некоторых системах иногда невозможно моделировать
особенности печатных процессов, например растискивания.
Аналоговая цветопроба применима только в технологии «Компьютер – фотофор-
ма». С внедрением на предприятиях полиграфии технологий «Компьютер – печатная
форма», «Компьютер – печатная машина», аналоговая цветопроба становится неакту-
альна, так как перестает быть достоверной. При таких технологиях ее не изготавливают,
так как это приводит только лишь к дополнительным материальным и временным за-
тратам.
6. Пробная печать
Пробная печать – самый точный вид цветопробы. Печать обычно выполняется на
тиражной бумаге, используются те же печатные формы и тиражные краски. Пробную
печать можно производить на печатных машинах (в случае особо ответственных работ)
либо на специальных пробопечатных станках, которые обладают широким набором ре-
гулировок, в частности возможностью изменения давления в печатных парах. Единст-
венный минус – пробная печать стоит дорого.
Примеры пробопечатных устройств:
Офсетная печать. Пробопечатный станок обычно представляет собой однокра-
сочную плоскопечатную установку, как, например, модель KORREX 2000 компании
FAG или модель СПП 5 Оптико-механического экспериментального завода №106.
Пробопечатный станок плоской офсетной печати для изготовления цветопробы
(Korrex 2000, FAG).

Page 20

20
Полуавтоматические офсетные пробопечатные устройства позволяют использовать
различные запечатываемые материалы, в широких пределах варьировать давление печа-
ти и устанавливать разные по жесткости офсетные полотна.
Пробопечатное устройство C1 компании IGT
Флексографская печать. В флексографии используются полуавтоматические
флексографские пробопечатные устройства, оснащенные полимерным печатным форм-
ным материалом, несколькими анилоксовыми валами и ракельной системой, а также
системой регулировки натиска в печатной паре.
Пробопечатное устройство FlexiProof 100 компании RK Print
Формат таких устройств должен обеспечивать достаточную для измерения и визу-
ального контроля площадь области печати. Дополнительно могут поставляться анилок-

Page 21

21
совые валы с необходимыми параметрами гравировки. Для имитации реального печат-
ного процесса поставляются устройства с максимальной скоростью печати до 100
м/мин.
Глубокая печать. Полуавтоматические пробопечатные устройства глубокой печа-
ти включают гравированную форму или формный цилиндр и гибкую систему настройки
ракеля.
Пробопечатное устройство Labra Tester компании Norbert Schlafli
Общим требованием к пробопечатным устройствам является точность и стабиль-
ность работы во времени, иными словами – повторяемость. Ручные устройства, исполь-
зуемые в основном во флексографии и глубокой печати, являются самым дешевым ре-
шением, однако они позволяют получать качественные оттиски только при умелой экс-
плуатации опытным специалистом. К недостаткам ручных пробопечатных устройств
можно отнести нестабильность натиска, угла наклона устройства к поверхности и ско-
рости печати. Главной причиной получения разных оттенков и насыщенности цвета на
отпечатке является различная толщина красочной пленки.
Полуавтоматические пробопечатные устройства в основном лишены вышеуказан-
ных недостатков.
Основными параметрами процесса пробной печати, например для флексографии,
являются вязкость краски, которая должна соответствовать принятой на производстве;
настройки ракеля; параметры анилоксового валика; скорость печати; характеристики
запечатываемого материала.
Применение устройств, способ печати которых не соответствует имитируемому
процессу, может затруднить согласование печатных устройств. Основной причиной
ошибок будет являться различие количества переносимой краски (толщины красочного

Page 22

22
слоя) в пробопечатном устройстве и реальной печатной машине. Например, краскопе-
ренос в глубокой печати больше, чем во флексографии, поэтому использование флексо-
графских пробопечатных устройств для имитации глубокой печати лишь в редких слу-
чаях будет давать положительный результат.
Выбор системы цветопробы
Нет никакой универсальной системы цветопробы, которая является универсальной
для каждого назначения. Фактически предприятие может использовать две или больше
систем цветопробы. Изготовление цветопробы больше, чем другие этапы цветовоспро-
изведения, требует сочетания технического, финансового, производственного и челове-
ческого факторов при выборе той или иной системы. Важные критерии выбора:
1. Выбор запечатываемого материала. Цветопроба будет наиболее достоверна,
если выбранная подложка близко соответствует материалу, который будет ис-
пользоваться для печати тиража.
2. Разрешение. Разрешение цветопробного устройства должно по крайней мере
равняться этому показателю для печатных форм или видов других носителей
изображения, используемых в производстве.
3. Цветовой охват. Для установленных систем красителей цветовой охват ( цве-
товой тон, насыщенность основных цветов, оптическая плотность, процент
краскопереноса) должен соответствовать цветовому охвату системы производ-
ства для действующей комбинации «краска – бумага – печатная машина».
4. Тоновая шкала. В случае прямых цифровых цветопроб число ступеней тоно-
передачи системы должно соответствовать таковым в системе производства.
5. Растровая структура. Если проблемы сюжетного муара важны, цветопроба
должна иметь растровую структуру, которая соответствует условиям производ-
ства. Цветопроба с растровой структурой также потребуется, если нерастровые
(полутоновые) цветопробы неспособны к моделированию ухудшения цветового
охвата, вызванного растром нарушения пропорций изображения.
6. Стабильность. Возможность получения одинаковых результатов на одном и
том же устройстве цветопробы на протяжении длительного времени. Это отли-
чает цветопробу, полученную на специальных устройствах от пробного оттиска,
полученного на печатной машине.

Page 23

23
7. Экономические факторы. Стоимость материалов, время на производство цве-
топробы и инвестиции в цветопробное оборудование нужно рассматривать в
комплексе. Получение пробного оттиска экономически оправдано, когда боль-
шое количество оттисков может быть отпечатано с пробных форм.
8. Производственные факторы. Следует учитывать технологический процесс и
требования к цвету при выборе между быстрым производством цветопробы и
точностью результатов.
9. Совместимость. Устройство прямой цветопробы должно быть совместимо с
другими устройствами в электронной системе допечатного производства.
10.Потребности клиента. При выборе системы цветопробы приходится ориенти-
роваться на требования клиентов. Некоторые клиенты отказываются принимать
у утверждению цветопробы без растровой структуры, другие настаивают только
на пробном оттиске, но многих вполне устраивает цифровая цветопроба, полу-
ченная на струйном принтере или они вовсе довольствуются экранной цвето-
пробой.
Контроль цветопробы
Документы, оговаривающие эталонные значения и точность их имитации цвето-
пробной системой, – стандарты ISO 12647, появившиеся в 1996 г., – с некоторыми пере-
работками и дополнениями действуют по сей день. В них приведен набор параметров,
определяющих условия печати для различных полиграфических процессов. В стандар-
тах шесть документов: методы измерений, офсетная печать, газетная и глубокая, шелко-
графия и флексография.
Во всех разделах, посвящённых печатным процессам, прописаны допуски на цве-
топробу. Согласно документам, для оценки качества цветопробы применяется общая
методика – задаются эталонные значения и допуски, которым должны соответствовать
замеры контрольных элементов на цветопробе. Эталонными являются Lab-координаты
первичных цветов и значения растискивания (прироста относительного значения рас-
тровой точки). Допуск на глянец бумаги ±5 (измерения по ISO 8254-1, 75 град.).
Данный метод наиболее хорош для аналоговых систем и систем с пробной печа-
тью. Так как, в аналоговой цветопробе (а в пробной печати и подавно) применяются
красящие пигменты, близкие к реальным офсетным. И хотя в ISO 12647 не оговорены

Page 24

24
эталонные значения и допуски на цвет наложений (R, G, B, тройные, прочие), а баланс
серого есть только в виде рекомендации, это не столь критично.
Но в цифровых цветопробных системах иные пигменты, другая методика форми-
рования изображения на бумаге. В результате возникают случаи, когда по формальным
признакам проба удовлетворяет ISO 12647, но визуально имеет мало общего с тем, что
должно получиться в тираже.
Методика Fogra
Для устранения недостатков ISO 12647 при работе с цифровыми печатающими
устройствами и введения единообразия при проверке цветопередачи, на оттисках циф-
ровых цветопробных систем немецкий институт Fogra в 2002 г. разработал новую мето-
дику. Она не противоречит ISO 12647, но дополняет и ужесточает – проба, удовлетво-
ряющая Fogra, автоматически будет удовлетворять и ISO 12647.
Методика заключается в следующем:
При печати цифровой цветопробы рядом с ней помещается контрольная шкала
UGRA/Fogra MediaWedge CMYK v.2, подвергающаяся тем же преобразованиям, что и
выводимый файл. На пробе, как минимум, должна присутствовать информация об име-
ни файла, дате и времени печати пробы, об использованных ICC-профилях.
После печати контрольная шкала промеряется спектрофотометром, Lab-
координаты её полей сравниваются с эталонными значениями, зависящими от ICC-
профиля имитируемого процесса. Допуски не должны превышать величины, установ-
ленные в нормативных документах. Критерии колориметрической проверки цифровых
цветопроб по Fogra (Media Standard Print 2006) и ISO 12647'7 (2007):
Допуск по Fogra
(Media Standard Print 2006)
Допуск по
ISO 12647'7 (2007)
Среднее арифметическое
отклонение, dE, не более
4
3
Максимальное отклонение, dE,
не более
10
6
Максимальное отклонение по
первичным цветам CMYK,
dE, не более
5
5
Максимальное отклонение по
цвету бумаги, dE, не более
3
3
Максимальное отклонение по
первичным цветам CMYK,
dH, не более

2,5
Среднее арифметическое откло-
нение по серым полям, dH, не
более

1,5

Page 25

25
Кроме того на каждом предприятии полиграфии могут быть приняты свои внут-
ренние стандарты (зачастую жестче, чем требования стандартов). Некоторые клиенты
пытаются диктовать свои условия, которые предприятиям приходится принимать в ус-
ловиях конкуренции.
Хотя изначально в документе был допуск на глянец цветопробной бумаги, его бы-
стро исключили ввиду редкости приборов для измерения глянца, а также зависимости
от сюжета и количества нанесённых чернил.
Методика Fogra дополняется созданием отчёта о величинах отклонений, который
прилагается к пробе (в виде отдельного печатного листа или наклейки) и показывает,
что она выполнена корректно.
Компоненты контроля
Для контроля цветопроб по методике Fogra необходимы следующие компоненты:
1. Контрольная шкала UGRA/Fogra MediaWedge CMYK v.2 (далее для простоты
Fogra MW2).
2. Спектрофотометр.
3. Файл с Lab-значениями полей шкалы Fogra MW2 для заданного печатного про-
цесса (или его ICC-профиль).
4. Программное обеспечение для измерения шкалы на пробе, сравнения результата
измерений с эталонными значениями и вынесения вердикта.
Контрольная шкала. Хотя для использования Fogra MW2 нужно купить лицен-
зию, она входит в состав большинства цветопробных растровых процессоров. Даже ес-
ли в составе RIP её нет, пользователь может нарисовать шкалу в любом растровом ре-
дакторе (CMYK-значения полей — не секрет). Представитель Fogra на вопрос о право-
мерности применения «самодельной» шкалы сказал, что ограничение в том, что нельзя
легально указывать имя Fogra в названии шкалы или создаваемого на её основе отчёта.
Спектрофотометр. Подходит любой прибор с геометрией 45/0 или 0/45, нейтраль-
ный (No) или UV-фильтр. Популярные приборы этого класса – GretagMacbeth EyeOne,
Spectrolino/SpectroScan, X-Rite DTP41, Pulse. Тип приборного фильтра должен быть та-
кой, как при замере эталонных значений. Если, например, проверяется цветопроба, ими-
тирующая тестовую печать FOGRA 27L (широко известный ICC-профиль ISO Coated),
должен использоваться спектрофотометр с No-фильтром.
Эталонные значения. Вердикт о точности цветопередачи цифровой цветопробной
системы выносится на основе сравнения Lab-значений Fogra MW2 на пробе с эталон-
ными, которыми в данном случае являются результаты промеров такой же Fogra MW2,

Page 26

26
отпечатанной на имитируемой печатной машине. Всё зависит от того, что конкретно
имитирует цифровая цветопробная система. При имитации печатного стандарта (ISO
12647, SWOP и пр.) обычно используются значения, полученные по результатам тесто-
вой печати. Она проводится со строгим соблюдением стандарта, а измерения получают-
ся усреднением 50-ти и более листов.
При имитации конкретной печатной машины эталонные значения могут быть по-
лучены несколькими способами: как результат измерений отпечатанной на машине
Fogra MW2, из файла промера шкалы ECI2002 (в ней содержатся все поля Fogra MW2),
вычислением из имеющегося ICC-профиля имитируемого печатного процесса.
Вычисления незначительно снижают точность метода, ибо соответствуют точности
таблицы A2B1 (из CMYK в Lab с учётом цвета бумаги) ICC-профиля печатного процес-
са, которая заметно меньше прочих погрешностей цифровой цветопробной системы.
Программное обеспечение. Практически все производители цифровых цвето-
пробных систем имеют в арсенале либо модули, либо отдельные программы проверки,
выполняющие промер тестовых шкал, их анализ и создание отчётов по методике Fogra.
Интегрированные в растровый процессор модули имеют свои преимущества. Рабо-
та автоматически попадает в очередь проверки, что снижает вероятность ошибок, на-
пример, из-за неверно выбранного файла с эталонными значениями.
Изложенная методика с успехом применяется для контроля цветопроб любого пе-
чатного процесса, хотя возможны нюансы:
1. Стандартные файлы с эталонными значениями есть только для офсета. Для кон-
троля цифровых цветопробных систем, имитирующей, например, флексографию или
глубокую печать, необходимо либо создать файлы самостоятельно, либо использовать
программное обеспечение, способное извлекать эталонные значения из ICC-профиля.
2. Затруднённость проверки точности имитации цвета на растровой пробе, изготав-
ливаемой из однобитных файлов. Дело в том, что шкала Fogra MW2, подкладываемая к
заданию в растровом процессоре, представляет собой файл EPS, а значит, не содержит
растра. Это не совсем корректно в случае растрированной пробы, поэтому проверку
цветопередачи на ней желательно проводить по растрированной шкале Fogra MW2, пе-
риодически отправляя её на печать. В некоторых цветопробных растровых процессорах
можно даже подменить ею штатную безрастровую.
3. Отсутствие учёта особенностей восприятия цветовых различий человеческим
зрением. В методике Fogra цветовые различия вычисляются по стандартной формуле ∆E
76 (корень квадратный из суммы квадратов разностей), не делающей различий между

Page 27

27
отклонениями в насыщенных и нейтральных тонах. А человеческий глаз очень чувстви-
телен к малейшим отклонениям в нейтральной области, не замечая значительных в на-
сыщенных тонах. Эта особенность компенсируется изменением метода расчёта ∆E. Со-
гласно экспертным оценкам (X-Rite Incorporated, A Guide to Understanding Color
Communication, 2000 г.), при использовании стандартной формулы ∆E 76 измеренные
цветовые различия и их визуальное восприятие согласуются на 75%, а при использова-
нии ∆E 94 или ∆E CMC – на 95%.
Многие программы контроля допускают использование разных методов расчёта ∆E
либо применение более жёстких допусков на отклонение.
Невозможность проверки точности воспроизведения смесевых цветов (например,
Pantone). Шкала Fogra MW2 содержит только поля CMYK, поэтому, когда цветопроб-
ный оттиск имитирует печать смесевыми цветами, проконтролировать их нельзя. Неко-
торые растровые процессоры имеют встроенную функцию проверки точности таких от-
тенков, но это можно сделать и самостоятельно.
Заключительный анализ
Цветопроба представляет собой главный перекресток в цветовоспроизведении.
Именно здесь клиент, оператор цветоделительного оборудования и печатник объединя-
ются, чтобы сформулировать мнения о желательном и ожидаемом внешнем виде рабо-
ты. Цветопроба – главный инструмент коммуникации.
Чтобы быть достоверной цветопроба должна быть разумным воплощением внеш-
него вида готовой печатной продукции. Условия для «совершенной» цветопробы пости
никогда не создаются в действительности, поэтому цветопробы, представляющие гото-
вую печать с различными степенями соответствия, обычно используются вместо нереа-
лизуемого идеала. Этих цветопроб обычно хватает, чтобы принять решении о цвете.
Проблема несоответствия цветопробе – в значительной степени одна из проблем
коммуникации. Если оператор знает о характере условий печатного процесса, то он мо-
жет получить цветопробу, которая очень близка к результатам печати. Чтобы обеспе-
чить процесс соответствия тестовые изображения должны быть включены в расположе-
ние и печатных листов, и цветопробы. Тестовые изображения представляют собой не-
кий стандарт.
Выбор систем цветопробы – главным образом техническое решение, но экономи-
ческие и человеческие факторы также нужно принимать во внимание.

Page 28

28
Список литературы
1. Киппхан Г. Энциклопедия по печатным средствам информации. М.: МГУП, 2003
2. ОСТ 29.106-90. Стандарт отрасли. Оригиналы изобразительные для полиграфическо-
го репродуцирования.
3.
Кузнецов Ю.В. Технология обработки изобразительной информации. М.: МГУП, 2000 г.
4.
Андреев Ю.С. Методическое руководство по изучению дисциплины «Технология об-
работки изобразительной информации».
5. Гарри Филд. Фундаментальный справочник по цвету в полиграфии: учебное пособие
для вузов. Пер. с англ. Н. Друзьева. – М.: ЦАПТ, 2007
6. Журнал «Флексо Плюс». №№ 10-2003, 1-2010.
7. Журнал «КомпьюАрт». № 4-2010.

Информация о работе Методы цветопробы: разновидности, особенности использования отдельных методов