Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:09, доклад
Книжное дело в Китае занимает одну из ведущих позиций на рынке информации и является важной статьей центрального и региональных бюджетов, несмотря на определенные изменения конъюнктуры рынка информационных технологий.
Издательское
дело в Китае
Книжное дело в
Китае занимает одну из ведущих позиций
на рынке информации и является важной
статьей центрального и региональных
бюджетов, несмотря на определенные изменения
конъюнктуры рынка
В 2004 г. общий
тираж различных газет составил
40,4 млрд. экз., журналов — 2,75 млрд. экз.,
книг — 6,4 млрд. экз.
Ведущей организацией,
регулирующей вопросы издательской
политики в Китае, является Государственное
управление по делам прессы и печати
(ГУПП). Основополагающим документом в
работе ведомства является пятилетний
план по выпуску в стране книжных
изданий. Отдельные отрасли
Формирование конъюнктуры книжного рынка в Китае во многом исходит из тенденций развития китайского общества и приоритетов китайской внутренней и внешней политики. По данным китайских СМИ, в настоящее время наиболее важными направлениями государственной политики в области книгоиздания являются следующие.
Определенной популярностью продолжают пользоваться книги, связанные с развитием высоких технологий и машиностроения. По официальным данным, за 2005 г. в крупных точках распространения печатной продукции было реализовано 8384 наим. книг по этой тематике, что составило около 280 тыс. томов, общей стоимостью более 8 млн юаней (1 млн долл. США).
Большим спросом
пользуется учебная литература по иностранным
языкам, справочная литература, литература,
посвященная различным отраслям
производства (химия, медицина, архитектура,
сельское хозяйство, электроника и
механика).
Книги и периодические издания
В стране работают
568 издательств и 292 организации аудио-
и видеопродукции. Государственные ведомства
планируют издание основной литературы
и премируют лучшие проекты, что способствует
развитию издательского дела. Удивительными
темпами развивается издание периодики.
В 1949 г. в стране издавались лишь 257 наименований
журналов общим тиражом 20 млн. экз., в среднем
1 экз. на 10 человек. После начала реформ
и открытости в 1979 г. в стране уже издавалось
1470 наименований периодических изданий
общим тиражом 1 млрд. 184 млн. экз., в среднем
1 экз. на человека. В 2003 г. общее число периодических
изданий превысило 8000 наименований, общий
тираж составил 2,99 млрд. экз., в среднем
2,3 экз. на человека.
Электронные издания
По мере развития информатизации в Китае за относительно короткий срок сформировался рынок электронной продукции, которая все более заметно конкурирует с печатными изданиями. По данным ГУПП, в 2004 г. в стране насчитывалось 6081 вид электронной печатной продукции. Только в первом квартале 2005 г. появилось 140 новых электронных изданий.
По числу читателей (более 10 млн чел.), производству и распространению издательской продукции в электронном виде Китай занимает лидирующее место в мире.
Создание фондов
электронных изданий стало
Издания для зарубежной аудитории
Китайская международная
издательская корпорация — крупнейшая
в этой сфере, ее главная задача —
издание и распространение
По мере стремительного развития издательского дела в Китае приобретают свою актуальность меры по борьбе с незаконным распространением печатных и электронных изданий, а также контроль над качеством выпускаемой печатной продукции. В соответствии с принятыми постановлениями «О надзоре за качеством е издательском деле», об усилении мер по надзору е печати и издательском деле» рабочими группами по надзору за качеством печатных и электронных изданий ГУПП раз в два года проводятся крупномасштабные комплексные проверки.
По данным ГУПП.
в период с марта по ноябрь 2005
г. комплексные проверки были проведены
в 569 крупных и средних издательских
фирмах, по результатам которых 53 издательствам
было отказано в продлении лицензии
на право заниматься издательской деятельностью.
Сотрудничество в издательской области является одной из составных частей российско-китайского культурного взаимодействия. Сегодня Россия является одним из ведущих партнеров Китая в этой сфере.
Ведущей организацией в Китае, регулирующей вопросы покупки авторских прав и издания переводной литературы, является Китайское агентство по авторским правам. Агентство, созданное в 1988 г., объединяет 27 издательских компаний. По неполным статистическим данным, при посредничестве КААП было переведено с русского языка и издано около 3000 наим. книг. Компания поддерживает партнерские отношения с российскими издательскими фирмами «АСТ», «Вече», «Вагриус», и располагает действующими контрактами с 50 менее крупными издательскими агентствами.
Ежегодно при поддержке КААП в Китае заключается около 100 контрактов на приобретение авторских прав на издание и распространение произведений российских авторов.