Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа
Целью курсового проекта создать дизайн и конструкцию упаковки для парфюмерной воды, исользуя технику монотипии.
Для успешной разработки дизайна и конструкции упаковки необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие монотипии;
2. Изучить историю данного вида графики;
3. Изучить техники монотипии;
4. Выполнить в технике монотипия серию работ;
5. Разработать дизайн и конструкцию макета упаковки, используя серию выполненных работ в технике монотипия;
6. Обосновать выбор оптимального варианта проектного решения и идеи подачи проекта.
Введение...................................................................................................................3
1. Монотипия как вид графической техники. Понятие монотипии....................4
1. 1 История монотипии……………………………………………………..........6
1.2 Основные приемы создания эстампа в монотипии.......................................8
2. Практическая часть. Основные материалы для упаковки парфюмерных товаров…………………………………………………………………………....14
2.1 Разработка дизайна и конструкции упаковки, на основе выполненной монотипии..............................................................................................................15
Заключение.............................................................................................................22
Библиографический список..................................................................................23
Федеральное Агентство Образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Омский Государственный Технический Университет
Кафедра «Дизайн и технологии медиаиндустрии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Оформление печатной продукции»
Использование монотипии в дизайне упаковки.
Выполнила: студентка гр. ВДН-617
Леганович В.В
Руководитель: Машанов А.Н.
Работа сдана на проверку__________ Защищена с оценкой___________
2012 г.
Содержание
Введение......................
1. Монотипия
как вид графической техники.
Понятие монотипии.............
1. 1 История монотипии…………………………………
1.2 Основные
приемы создания эстампа в
монотипии.....................
2. Практическая
часть. Основные материалы для
упаковки парфюмерных товаров……
2.1 Разработка
дизайна и конструкци упаковки,
на основе выполненной
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение.
Актуальность выбранной темы.
Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным..
Интерес к этой методике получения оттисков связан с тем, что получаемое изображение всегда отличается от того, что изобразил художник на печатной форме. Замысловатые узоры, проявляющиеся на запечатанном материале, носят случайный характер и не могут быть в точности воспроизведены художником.
Целью курсового проекта создать дизайн и конструкцию упаковки для парфюмерной воды, исользуя технику монотипии.
Для успешной разработки дизайна и конструкции упаковки необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие монотипии;
2. Изучить историю данного вида графики;
3. Изучить техники монотипии;
4. Выполнить в технике монотипия серию работ;
5. Разработать дизайн и конструкцию макета упаковки, используя серию выполненных работ в технике монотипия;
6. Обосновать выбор оптимального варианта проектного решения и идеи подачи проекта.
1. Монотипия как вид графической техники. Понятие монотипии
Монотипия - вид печатной графики. Это особая техника создания художественных оттисков. Как свидетельствует название (греч. monos – единый и typos – оттиск) монотипия не относится к способу типографского тиражирования изображений. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность (стекло, лист меди и др.). Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.
Классификация монотипии:
- деотипия;
- акватипия;
- акваграфия
- негативная монотипия;
- кляксография;
- флоротипия (термин предложен Л.Антимоновым);
- декалькомания.
В зависимости от способов получения изображения монотипию можно разделить на два основных вида. Для первого их них характерно то, что изображение художником полностью регулируется. Второму виду монотипии присуще получение сложных и красивых эффектов и фактур, всегда являющихся открытием. Но художник не всегда может предугадать и предвидеть окончательный результат изображения. Поэтому этот вид монотипии частично применяется в тех местах композиции, где необходимо соответствующее фактурное пятно, или если он является подготовительным этапом будущей работы художника.
Обладая некоторым навыком и зная, что изображение зависит от толщины и состава краски, нанесённой на доску, от качества и фактуры бумаги, на которую переносится изображение, от силы давления, от затраченного на работу времени, от степени и скорости высыхания красочного слоя, художник может достичь необходимого эффекта в законченной работе.
По цветовому решению
- монохромную;
- полихромную.
Монохромная монотипия, как правило, выполняется одним цветом и чаще всего черной типографской или офсетной краской.
Полихромная монотипия насыщена большим количеством цвета и выполняется разнообразными красками (акварель, масляные и гуашевые, офсетные, типографские). Безграничное множество способов и приемов работы в монотипии дает возможность каждому художнику экспериментировать и открывать свои методы, использовать новые и новые приемы, получать в эстампе своеобразные графические фактуры и цветовые эффекты.
В зависимости от поставленной задачи изображение можно получить светлыми линиями на тёмном фоне, напоминающими ксилографию или фотографический негатив (негативная монотипия), а также темными линиями и штрихами, напоминающими литографию или технику мягкого лака, но с присущей только монотипии фактурой.
Средством выражения в монотипии, как и в других видах художественной практики, являются линия, штрих, пятно, фактура и цвет, однако метод их использования имеет свою специфику.
1. 1 История монотипи.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Монотипия известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам — многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.
В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.
Крупные мастера русской и советской монотипии: Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.
В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии (Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самого его автора стали величать «Эвклидом ХХ века». Не будем углубляться в дебри математики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок - фрагмент картины «Потоп» Леонардо да Винчи, на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.
В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин «фрактальная монотипия».
Фрактальная природа монотипии была обнаружена химиком В. М. Лившиц и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией.
Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.
1.2 Основные приемы создания эстампа в монотипии
Деотипия. Самой доступной манерой монотипии является деотипия (от греч. "de" –отделение, удаление и "typos"– отпечаток).
Материалы:
- стекло, пластик;
- газеты;
- ватман;
- краска;
- эскиз рисунка;
- разбавитель (скипидар);
- чистая тряпка.
Для получения деотипии без применения пресса или станка печатные формы могут быть изготовлены из зеркального или оконного стекла толщиной 5-6 мм. Для этого стекло нарезают на куски нужных форматов и зачищают фаски наждачной бумагой. Можно изготовить также печатные формы из асбестовой плиты.
Для снятия отпечатка с печатной формы при помощи пресса или офортного станка необходимо использовать доски, изготовленные из материалов, устойчивых к сильному давлению. Это могут быть: металлические плиты толщиной 2-3 мм (медь, латунь, цинк, нержавеющая сталь и др.), белый пластик, оргстекло, ДВП, плотный картон и др. Лучшими материалами для изготовления досок являются оргстекло и пластик, которые не требуют большого труда при обработке и позволяют делать хорошего качества оттиски. Для досок, толщина которых превышает 2 мм, необходимо изготовить специальные рамки. Готовится рама для каждой печатной формы отдельно. Величина ее должна быть больше печатной формы на 22 см по ширине и высоте. На полях рамки слева и снизу на расстоянии 2 см от ее края чертятся линии, указывающие размер эстампа и его размещение на плоскости, что дает возможность использовать печатную форму при выполнении горизонтальных и вертикальных композиций и экономно расходовать бумагу.
В работе над деотипией используют набор различных инструментов:
- иглы;
- деревянные и пластмассовые палочки;
- костяные, пластиковые или резиновые гребешки;
- куски фетра;
- фломастеры;
- щетинные и колонковые кисти;
- картон;
- зубные щетки;
- тампоны из разных фактурных материалов;
- валики и др.
После того, когда все подготовлено (рисунок на кальке, бумага, инструменты, краска), поверхность доски протирают тонким слоем льняного масла или керосином. Офсетная или типографская краска раскатывается на стекле и затем валиком наносится на доску тонким красочным слоем темного тона. В зависимости от количества и консистенции краски, а также от толщины и фактуры бумаги, линии и штрихи будут получаться не равнозначными: чем тоньше красочный слой и тоньше бумага, тем тоньше можно получить штрих и линию. В зависимости от нажима инструментов на бумагу, на оттиске будут получаться более темное или светлое пятно, толстые или тонкие штрих и линия.
После нанесения красочного слоя печатная форма помещается в рамку. И вместе с рамой покрывается листом бумаги, поверх накладывается калька с рисунком. Кальку кладут изображением вниз. Просвечивающийся через кальку рисунок будет в зеркальном изображении, но при снятии окончательного варианта деотипии рисунок приобретает характер первоначального изображения. Бумага и калька крепятся к раме скотчем. Любое случайное прикосновение пальцем или карандашом может дать нежелательное пятно или штрих на будущей работе.
Фактура линий, получаемых в этой манере,
столь разнообразна и интересна,
что после первого опыта
Негативная монотипия. Монохромную монотипию можно выполнить и другим способом. После снятия оттиска в манере деотипии на печатной форме образуются светлые следы в тех местах, где бумага прижималась к доске различными инструментами. Уже непосредственно на доске с помощью тех или иных инструментов, можно нанести рисунок.
Доска с продавленным рисунком кладется
на поверхность офортного
Рисунок можно доделать используя валик, карандаши, кисти с красками и другой разнообразный материал.
Акваграфия, представляют собой изображение, полученное с поверхности воды. Данная техника известна еще с XV века. В Турции и Персии она называлась "искусством облаков" (эбру). Некоторые иранские источники утверждают, что эбру появилось в Индии, где его переняли фарсы, от которых оно и перешло к туркам. Другие же источники сообщают, что роспись под мрамор появилась в Бухаре, и после иранцев ее переняли турки. На Западе этот вид искусства носит название "турецкая бумага". Но и сегодня художники самостоятельно открывают для себя этот необычный способ получения отпечатка и даже пытаются его патентовать. Многим это удается. Видимо из-за того, что существует большое количество способов мраморирования. В разных странах применяют разные технические приемы. Наиболее часто встречаются два способа: раскраска по воде или размывка краски по клеевой основе.
Информация о работе Использование монотипии в дизайне упаковки