Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:33, реферат
целью данной работы является определение степени вероятности активизации женщин в российской политике и структурах власти.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
-изучение литературы по данной теме;
-анализ деятельности женщин – политиков на разных этапах развития истории России;
-Сопоставление мнений граждан и представителей органов власти относительно оценки деятельности женщин- политиков;
- В результате анализа результатов выборов в представительные органы различных лет определить степень вероятности нахождения у власти женщины как первого лица государства
Введение………………………………………………………………....3
Женщины российского политического олимпа доимперского и имперского периодов………………………………………….…4
1.1.Женщины у истоков русской государственности…………5
1.2.Царевна Софья Алексеевна………………………………………..8
1.3.Императрица Екатерина II………………………………....9
2. Представленность женщин в органах политической власти в советский период…………………………………………………..…11 3.Женщины российского политического олимпа рубежа ХХ–ХХI………………………………………………………………….....13
3.1Место современной женщины в политике России………....13
а) Мнение женщин- лидеров современной России о роли женщины в политике государства……………………………………………..13
б) Мнение граждан города Екатеринбурга о роли женщины в политике российского государства……………………………… 16
3.2.Роль женщин в Федеральном Собрании РФ, Правительстве, политических партиях и общественных организациях……………18
3.3.Представленность мужчин и женщин в органах государственной власти Российской Федерации ………………….23
3.4. Современная женщина- политик………………………………..29
4. Перспективы женской политики в России……………………….35
4.1.Проблема квоты………………………………………..….35
4.2.Основные проблемы, стоящие перед женским движением России………………………………………………………………..…36
Заключение…………………………………………………………….38
Используемая литература……………………………………………..41
Приложения ……………………………………………… ……………………..43
Справочно. Обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации возглавляют мужчины, но на пост одного из заместителей Председателя в обеих палатах в последние годы избирались женщины. Среди членов Совета Федерации 8 женщин. Двумя из двадцати шести комитетов и комиссий Совета Федерации руководят женщины. Пять из тридцати семи комитетов и комиссий Государственной Думы 4-го созыва возглавляли женщины. В руководстве Аппаратов обеих палат женщин нет.
В субъектах Российской Федерации в законодательных органах власти на государственных должностях женщин - 15%. Но среди государственных гражданских служащих категории «руководитель» число женщин в регионах вполне сравнимо с числом мужчин. Женщин 41% на высших должностях этой категории, 57% - на главных и 59,6% - на ведущих должностях.
Справочно. В настоящее время женщины возглавляют: Государственный Совет Республики Коми, Парламент Республики Северная Осетия Алания, Думу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
В федеральных органах исполнительной власти на 1 января 2007 на государственных должностях Российской Федерации не было ни одной женщины.
Среди «руководителей» на высших и главных должностях женщин было всего 15,3% и 22% соответственно. Среди «помощников (советников)» в федеральных органах исполнительной власти преобладают мужчины на должностях всех групп. Женщины и здесь сосредоточены на ведущих и старших должностях категории «специалисты» и на ведущих, старших и младших должностях категории «обеспечивающие специалисты».
Справочно. В Правительстве Российской Федерации две женщины, что составляет 9%. Они возглавляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В руководстве Аппарата Правительства России, среди руководителей секретариатов Председателя Правительства и его заместителей женщин нет. Из 15 департаментов Аппарата Правительства России только два – Департамент международного сотрудничества и Департамент отраслевого развития возглавляют женщины.
В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на государственных должностях женщин было 14%, а, в остальном, картина примерно та же, что и на федеральном уровне.
Справочно. В России только один губернатор – женщина. До избрания в 2003 году на этот пост в Санкт-Петербурге В.И. Матвиенко, женщин среди глав регионов не было.
В федеральных
органах судебной власти и прокуратуры
государственные должности
Справочно. В настоящее время среди 19 судей Конституционного Суда – 3 женщины. Председатель Верховного Суда – мужчина, среди его семи заместителей нет ни одной женщины. На должностях Председателя Высшего Арбитражного Суда и пяти его заместителей – мужчины, Первым заместителем Председателя Арбитражного суда является женщина.Уровень образования женщин замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы незначительно ниже, чем у мужчин. Так, высшее профессиональное образование имели 86,7% мужчин и 80% женщин, среднее профессиональное – соответственно 10% и 16%. Почти 12% мужчин и более 7% женщин имели два и более высших образований, 3% мужчин и 1% женщин имели послевузовское образование. 4% мужчин и 1% женщин (от числа имеющих высшее профессиональное образование) имели учёную степень. Количественно это сопоставимые доли, если принять во внимание численное превосходство женщин в органах государственной власти.На муниципальном уровне высшее образование имели 84% мужчин и 67% женщин, среднее профессиональное соответственно 14% и 30%.\
3.4.Современная женщина - политик
К одной из проблем российского общества относится то, что в рядах женских движений, да и в обществе в целом, слишком мало ярких личностей, способных и словом, и делом убеждать в необходимости общественной поддержки борьбы женщин за подлинное равноправие. Кадры женщин-политиков нужно уже сегодня готовить и отбирать по всей России, может быть, при помощи специального фонда. Очевидно, что среди женщин-политиков необходима смена лиц, появление среди женских масс ярких личностей. Например, как Галина Старовойтова.
Ведь теперь женщина, которая хорошо говорит, выглядит успешной, способной на принятие решений и на самостоятельные поступки, которая не боится появиться на людях и занимает высокий социальный статус, такая женщина вызывает раздражение и часто агрессию. Я думаю, все помнят, каково было отношение к Раисе Горбачёвой, первой леди нашего государства. Её сравнивали с жёнами предыдущих вождей, и общественное сравнение оказывалось не пользу Раисы Максимовны. Хотя из тех жён многих невозможно было показать, и чувствовалась неловкость пребывания
с ними на людях. Они лишь входили в состав «провожающих и других официальных лиц на аэродроме», по которым, не останавливаясь, быстро пробегала телекамера.
Еще одним серьезным препятствием в равноправии женщин и мужчин в политике и в других сферах общественной жизни являются консервативные и патриархальные установки не столько массового сознания (хотя это, безусловно, имеет место), сколько сознания властвующей элиты во всех её составляющих. Не российское общество, а скорее его правящие группы не готовы принять идею гендерного равенства в политическом представительстве во власти и управлении, поскольку это угрожало бы их политической и культурной гегемонии. Существуют, разумеется, и объективные факторы, включая ситуацию экономического кризиса, социальной и политической нестабильности, когда женщины сами психологически склонны поддерживать «сильную руку», волевого лидера, способного навести порядок. Участвовать в грубой (а то и грязной борьбе), в жёсткой конкуренции за голоса избирателей, какою отличается нынешняя российская политика, сможет (или сочтёт нужным) далеко не каждая женщина. Однако сказанное не означает, что женщины должны сидеть и ждать, когда «созреет» общество или когда правящая элита согласится расстаться с собственной монополией на власть. Проблема реального равноправия мужчин и женщин в политике и других сферах жизни должна находиться в эпицентре современных политических дискуссий о судьбе и о будущем страны, о путях выхода из кризиса, об общественном оздоровлении духовно-нравственной ситуации в России.
Не всё так безнадёжно. Всё-таки 13% женщин имеют чётко выраженную позитивную установку и готовы участвовать в политической жизни на местах. Ещё у 15% есть такое желание, но они не считают себя пригодными к такого рода деятельности. Несколько лет назад эти цифры были гораздо ниже. Рассмотрим данные социологического опроса нашего города.
Подведя итоги, можно сказать, что все больше девушек хочет заниматься политикой, причем они вполне смогут восприниматься нашим обществом именно как политики, общественные деятели. Кроме того, большинство людей в возрасте от 25 до 40 относятся положительно к женщине во власти.
Другими
словами, в последнее время отчётливо
проявляется тенденция к
Яркий
тому пример, Элла
Памфилова, биография которой может
стать сюжетом для фильма о судьбе простой
советской женщины, прошедшей от рядового
инженера до министра социальной защиты,
выдвигавшей (одной из первых женщин) свою
кандидатуру на пост Президента в 2000 году.
Женщины начинают занимать естественную и необходимую нишу во власти, потому что того требует ход развития исторических событий России. Женщина во власти – это реальность на сегодняшний день, на которую уже глаза не закроешь. Но очень важно обратить внимание на то, какова же женщина, берущая власть сегодня, каков её образ.
Пока мы имеем некий собирательный образ, который лишь по признаку можно отнести к женскому. Образ некоторого активного, деятельного человека, имеющего внеполовые ориентиры. Такой образ с удовольствием поощряется социумом.
Но если женщина во власти рискнёт предъявить себя женщиной, это вызовет недоумение, растерянность, смятение всевозможного рода порицания в её окружении. Предъявлять в социуме своё женское начало считается постыдным. Стереотипы общества, наделившие мужчину главенствующим положением, рисуют мужское лицо политики. Единственная, кто из наших женщин-политиков отвоевал себе такое право, - это Ирина Хакамада. И именно потому, что её имидж, природные внешние данные сильно отличаются от российских стереотипов. Она – далеко не Некрасовская Женщина; она – символ инакости, который не распознаётся российским менталитетом как опасность. Имидж Ирины Хакамада стал её защитой не сразу. Её пытались отторгнуть, как представителя иной планеты, но в силу её запоминаемости и яркости, этого не произошло.
Нельзя
не видеть, что в последнее время
«слабый» пол потеснил мужчин в других
сферах общественной жизни. Например,
первый заместитель мэра в правительстве
Москвы - Людмила
Швецова; бывший вице-премьер правительства,
ныне губернатор Санкт-Петербурга –
Валентина Матвиенко; предводительница
молодёжных «единороссов» - Александра
Буратаева.
Может ли общество называть себя демократическим, если оно не пускает женщин во власть? Конечно, нет. Оно может называть себя как угодно, но никогда не будет демократическим, пока интересы более половины населения не представлены во власти. Россия не может назваться правовым государством, пока 53% её населения (женщины) не приобретут реальное, гарантированное законом и всей мощью законодательной и исполнительной власти, равенство с мужчинами.
А ведь я взяла только женщин. А есть мы, дети. Нас 20%, и наши интересы тоже не представлены!
Летом
2000 года в Государственной Думе состоялись
парламентские слушания закона «О гарантиях
равноправия мужчин и женщин в Российской
Федерации». Его подготовили вице-спикер,
один из лидеров движения «Единство»
Любовь Слиска
и Екатерина Лахова.
Дискуссия
была о том, что в большинстве
европейских стран в
4. Перспективы женской политики в России
4.1.Проблема квоты.
По опыту мировой практики, на увеличение женского представительства в высших законодательных органах положительно влияют следующие факторы:
Необходимо разработать систему квот для женщин по западному образцу, например, скандинавских стран, где доля женщин в политической жизни и управлении составляет 30%. В Финляндии Президентом республики в 2000 г. стала женщина.
Информация о работе Женщины в российской политике и структурах власти