Західноєвропейська політична думка Середньовіччя

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Идейной основой социально-политических доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты Священного Писания, догмы официального вероучения. В силу этого проблемы общества и государства обсуждались лишь в борьбе за власть между духовенством и светскими феодалами. Соответственно одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна имеет приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть:
Сравнение Средневековой мысли с Древним миром…………………….4
Политические учения Средневековья:…………………………………….5
- Августин Блаженный (354-430гг.)………………………………………...6

- Фома Аквинский (1226-1274гг.)………………………………………….7

* учение Фомы Аквинского (Аквината) о государстве и праве………..8

- средневековые ереси:……………………………………………………14

* богомильство…………………………………………………………..15

* манихейство…………………………………………………………...16

* бюргерская и крестьянско-плебейская ереси……………………….16

* лолларды и табористы ……………………………………………….17

2.3. Возрождение и Реформация – как самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья:………………………….18

- Николо Макиавелли (1469-1527гг.)……………………………………18

3. Вывод……………………………………………………………………………21

4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Західноєвропейська політична думка Середньовіччя.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

      Петля, топор палача, костер всегда были последними аргументами церкви и тогдашнего государства в борьбе с ересями. Однако со смертью еретиков вовсе не погибали и не исчезали бесследно с исторической сцены оппозиционные, бунтарские еретические идеи. Часть бюргерских ересей, например, вошла в духовный арсенал бюргерско-церковной Реформации XVI в. Немало элементов крестьянско-плебейских ересей, в свою очередь, вошло, включилось в идеологию революционных масс, участвовавших в ранних буржуазных революциях XVI– XVII вв. (Германия, Голландия, Англия). 
 

2.3. Возрождение и Реформация – как самые крупные и значительные      события позднего западноевропейского Средневековья.

        Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно обращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание политико-юридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в Средние века. 

                                   Никколо Макиавелли (1469-1527)

      Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический деятель Флоренции эпохи Возрождения, автор ряда трудов: “Государь”, “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “История Флоренции”. Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.

      Основное содержание труда “Государь” – выявление природы государства и механизмов государственного управления. Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на “унаследованные” и “новые”. Среди “новых”, в свою очередь, выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они “искони жили свободно”. Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех “хороших” форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех “плохих”: самодержавие – в тиранию, аристократия – в олигархию, а “народное правление” – в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считалгубительной: “хорошие” по причине их кратковременности, а “плохие” – “в силу их злокачественности”.

       Понятие практической пользы в политике решительно отделяется Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле Божьей, не по прихоти людей, а под воздействием “действительного хода вещей”.

     По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом в любом государстве являются хорошие законы и крепкое войско. Причем, опорой закона является именно армия, вооруженная сила. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной. В самосохранении и упрочении политической власти любой ценой состоит доминирующий интерес государственности.

      Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.

     Совершенно чуждо Макиавелли (в труде “Государь”) представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ – это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать как опекун народа, защищающий его от произвола чиновников, обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность. Причем государь должен заботиться о том, чтобы подданные воспринимали его действия именно как благодеяния. В отличие от обид, которые следует наносить разом, благодеяния надо осуществлять малыми порциями, чтобы они длились дольше и вызывали большую благодарность и любовь к правителю.

     Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх – более надежная опора власти, чем любовь. Страх должен поддерживаться наказанием, при этом правитель не должен пренебрегать самыми суровыми и жестокими мерами. Подданные должны постоянно чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.

      В словаре Макиавелли отсутствует понятие государственного суверенитета, однако его трактовка государственной власти показывает, что он совсем близко подошел к этому важнейшему для науки о государстве понятию. “Государь”, анализирующий технологию осуществления государственной власти и поставивший политику вне морали и ее категорий добра и зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          3. Вывод

      Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой сте-пенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшая базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

     Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин. Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому варварами.

       Крупнейшим идеологом средневекового католицизма в XIII в. стал доминиканский монах Фома Аквинский. В своих трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии», используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Фома Аквинский пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. Вместе с тем, Фома утверждает, что если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви.  

      Ответом на всевластие и произвол церкви и феодалов являлись еретические взгляды и движения, которые в религиозной форме были революционной оппозицией существующему строю.

      Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.

     По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом в любом государстве являются хорошие законы и крепкое войско. Причем, опорой закона является именно армия, вооруженная сила. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной. В самосохранении и упрочении политической власти любой ценой состоит доминирующий интерес государственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                4. Список использованной литературы:  
 
1. Актон Д. История свободы в эпоху христианства //О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли, М., 1995.  
2. Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.  
3. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004.  
4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002.  
5. История политических и правовых учений: Учебник. // Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.  
6. История политических и правовых учений. // Под ред. В. С. Нерсесянца. М, 1998.
-М.: ИНФРА  
7. История политических учений. // Под ред. О.В. Мартышина. М., 2002.  
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., тт. 1-50, М., 1955-1981.
 
 
 
 
 

Информация о работе Західноєвропейська політична думка Середньовіччя