Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:33, курсовая работа
Идейной основой социально-политических доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты Священного Писания, догмы официального вероучения. В силу этого проблемы общества и государства обсуждались лишь в борьбе за власть между духовенством и светскими феодалами. Соответственно одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна имеет приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).
Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть:
Сравнение Средневековой мысли с Древним миром…………………….4
Политические учения Средневековья:…………………………………….5
- Августин Блаженный (354-430гг.)………………………………………...6
- Фома Аквинский (1226-1274гг.)………………………………………….7
* учение Фомы Аквинского (Аквината) о государстве и праве………..8
- средневековые ереси:……………………………………………………14
* богомильство…………………………………………………………..15
* манихейство…………………………………………………………...16
* бюргерская и крестьянско-плебейская ереси……………………….16
* лолларды и табористы ……………………………………………….17
2.3. Возрождение и Реформация – как самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья:………………………….18
- Николо Макиавелли (1469-1527гг.)……………………………………18
3. Вывод……………………………………………………………………………21
4. Список использованной литературы
Петля, топор палача, костер всегда были
последними аргументами церкви и тогдашнего
государства в борьбе с ересями. Однако
со смертью еретиков вовсе не погибали
и не исчезали бесследно с исторической
сцены оппозиционные, бунтарские еретические
идеи. Часть бюргерских ересей, например,
вошла в духовный арсенал бюргерско-церковной
Реформации XVI в. Немало элементов крестьянско-плебейских
ересей, в свою очередь, вошло, включилось
в идеологию революционных масс, участвовавших
в ранних буржуазных революциях XVI– XVII
вв. (Германия, Голландия, Англия).
2.3. Возрождение и Реформация – как самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья.
Идеологи этого периода не просто черпали
свои представления о государстве, праве,
политике и законе из сокровищницы духовной
культуры античности. Демонстративно
обращаясь к античности, они выражали
неприятие, отрицание политико-юридических
порядков и доктрин католической церкви,
господствовавших в Европе в Средние века.
Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический деятель Флоренции эпохи Возрождения, автор ряда трудов: “Государь”, “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “История Флоренции”. Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.
Основное содержание труда “Государь” – выявление природы государства и механизмов государственного управления. Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на “унаследованные” и “новые”. Среди “новых”, в свою очередь, выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они “искони жили свободно”. Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех “хороших” форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех “плохих”: самодержавие – в тиранию, аристократия – в олигархию, а “народное правление” – в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считалгубительной: “хорошие” по причине их кратковременности, а “плохие” – “в силу их злокачественности”.
Понятие практической пользы в политике решительно отделяется Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле Божьей, не по прихоти людей, а под воздействием “действительного хода вещей”.
По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом в любом государстве являются хорошие законы и крепкое войско. Причем, опорой закона является именно армия, вооруженная сила. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной. В самосохранении и упрочении политической власти любой ценой состоит доминирующий интерес государственности.
Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.
Совершенно чуждо Макиавелли (в труде “Государь”) представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ – это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать как опекун народа, защищающий его от произвола чиновников, обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность. Причем государь должен заботиться о том, чтобы подданные воспринимали его действия именно как благодеяния. В отличие от обид, которые следует наносить разом, благодеяния надо осуществлять малыми порциями, чтобы они длились дольше и вызывали большую благодарность и любовь к правителю.
Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх – более надежная опора власти, чем любовь. Страх должен поддерживаться наказанием, при этом правитель не должен пренебрегать самыми суровыми и жестокими мерами. Подданные должны постоянно чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.
В словаре Макиавелли отсутствует понятие
государственного суверенитета, однако
его трактовка государственной власти
показывает, что он совсем близко подошел
к этому важнейшему для науки о государстве
понятию. “Государь”, анализирующий технологию
осуществления государственной власти
и поставивший политику вне морали и ее
категорий добра и зла, оперирует лишь
понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли
в том, что он до предела заострил и бесстрашно
выразил это объективно существующее
соотношение политики и морали.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой сте-пенью идеологизации общества. Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшая базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.
Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин. Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому варварами.
Крупнейшим идеологом средневекового
католицизма в XIII в. стал доминиканский
монах Фома Аквинский. В своих трудах «О
правлении властителей», «Сумма теологии»,
используя ряд положений философии и политических
взглядов Аристотеля и соединив их с духом
католических канонов, он разрабатывает
собственное политическое учение. Фома
Аквинский пишет, что в обществе должна
существовать строгая иерархия: во главе
государства стоит правитель, которому
как высшему существу должны повиноваться
существа низшие, т.е. народные массы. Вместе
с тем, Фома утверждает, что если правитель
нарушает церковные законы, то он является
«тираном», и церковь имеет право его низложить,
причем подданные тирана в этом случае
обязаны подчиниться церкви.
Ответом на всевластие и произвол церкви и феодалов являлись еретические взгляды и движения, которые в религиозной форме были революционной оппозицией существующему строю.
Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.
По
Макиавелли, государь должен быть озабочен
созданием прочного фундамента власти.
Таким фундаментом в любом государстве
являются хорошие законы и крепкое войско.
Причем, опорой закона является именно
армия, вооруженная сила. О праве и справедливости
речи нет. Государственная власть должна
быть твердой и решительной. В самосохранении
и упрочении политической власти любой
ценой состоит доминирующий интерес государственности.
4. Список
использованной литературы:
1. Актон Д. История свободы в эпоху христианства
//О свободе. Антология западноевропейской
классической либеральной мысли, М., 1995.
2. Гофф Ж. Цивилизация средневекового
Запада. М., 1992.
3. Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О.,
Ускеев С.Ш. История политических и правовых
учений. Учебно-методическое пособие для
студентов, обучающихся по специальности
«Юриспруденция». Улан-Удэ: Издательство
ВСГТУ, 2004.
4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология:
Учебник. М.: Юристъ, 2002.
5. История политических и правовых учений:
Учебник. // Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая
литература, 1997.
6. История политических и правовых учений.
// Под ред. В. С. Нерсесянца. М, 1998.-М.:
ИНФРА
7. История политических учений. // Под ред.
О.В. Мартышина. М., 2002.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд.,
тт. 1-50, М., 1955-1981.
Информация о работе Західноєвропейська політична думка Середньовіччя