Взаимосвязь элементов формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 11:08, реферат

Описание работы

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно выглядит; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти.

Содержание

Введение...................................................................................................3
1. Предпосылки возникновения государства........................................4
2. Сущность и функции государства......................................................7
3. Понятие формы государства и её основные элементы....................9
4. Элементы формы государства............................................................11
5. Взаимосвязь элементов формы государства.....................................18
Заключение...............................................................................................19
Список использованной литературы......................................................20

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 86.50 Кб (Скачать)


20

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................3

1. Предпосылки возникновения государства........................................4

2. Сущность и функции государства......................................................7

3. Понятие формы государства и её основные элементы....................9

4. Элементы формы государства............................................................11

5. Взаимосвязь элементов формы государства.....................................18

Заключение...............................................................................................19

Список использованной литературы......................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важность четкого определения формы государства становится понятной после того, как разрешается вопрос о сущности государства. После определения того, чем же является государство, необходимо четкое, ясное представление о его разновидностях, классификации; о форме государства.

Форма государства - это реальное выражение его сущности, а также его функций. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно выглядит; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности. Рассмотреть форму государства - это значит изучить его составные части, структуру, методы осуществления государственной власти. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства, и политического режима. Это три составляющих, которые и образуют форму государства. Поэтому представляется необходимым рассмотреть их по отдельности, с конкретными историческими и политическими примерами, а затем представить себе форму государства в целом, во всем многообразии ее составляющих.

Цель данной работы — показать, как связаны формы государства с его историческим типом, раскрыть само понятие «формы государства» , а также понятие государство. 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки возникновения государства

 

Возникновение первых в истории человечества государств было обусловлено разделением социально-однородного общества на классы и социальные группы с разнообразными, нередко противоположными 
интересами. Это был неизбежный, закономерный результат развития экономики. Экономика первобытнообщинного строя прогрессировала по мере совершенствования орудий труда. Первостепенное значение имеет крупное разделение труда.

Первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым — ремесло, позже обособился класс людей, занятых только товарным обменом — купцы.

Это третье крупное разделение труда. Разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник избыточный продукт. Его наличие позволило некоторым семьям, а точнее сказать их главам, а также старейшинам и военачальникам сосредотачивать (накапливать) в своих руках орудия труда, запасы произведённых товаров, а позже и владеть обособленными участками земли. Эта возможность реализовывалась в процессе обмена избыточного продукта (поначалу случайного и неравноценного), что повлекло за собой имущественное неравенство — межродовое и внутриродовое, появилась частная собственность. Общество раскололось на имущих и неимущих. Появилась возможность использовать чужой труд, получать прибавочный продукт.

На смену родовой общине пришла территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности. В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла необходимость во внешней власти, а следовательно в формировании государства, как особой организации политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением.

Государство - это политическая организация гражданского общества, объединяющая всё население на основе такого членства, как гражданство, характеризующаяся наличием специального разряда должностных лиц и органов государства, занимающихся управлением и непосредственно держащих в своих руках аппарат принуждения. [1]

Государство всегда является классовым и выражает волю и интересы экономически господствующих слоев общества. Государство имеет ряд отличительных признаков: 

Государство предстает как всеобъемлющее социальное образование, охватывающее всё население страны на основе общего характера принадлежности (членства), связанного фактом рождения или постоянного проживания на её территории, то есть гражданства, это позволяет государству быть эффективным средством для мобилизации усилий всех членов общества для разрешения тех или иных проблем.

Государство является аппаратом управления и социальными учреждениями принудительного характера.

Государство издаёт общеобязательные для населения правила поведения — юридические нормы и обеспечивает их реализацию 
(соблюдение).

Государство обладает суверенитетом, то есть политико-юридическим свойством государственной власти, определяющим её независимость и неделимость как внутри страны, так и за её пределами.

Различают две 
стороны: 

— внутреннюю, которая проявляется в распространении государственной власти на всё население и все общественные организации страны;

— внешнюю, которая проявляется в том, что государство является равноценным участником международного общения, непосредственно заключает договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, способствует укреплению общего мира и международной безопасности. [2]
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и функции государства 

 

Сущность — главное в государстве, решающее в его содержании, деятельности и назначении. Сущность и назначение государства выражается в его функциях. 

Функции государства — основные направления деятельности государства, непосредственно выражающие его сущность и назначение. Они объективно обусловлены системой социально-экономических, социально-
политических и других факторов, а также природой данного государства. 
Функции государства подразделяются на две группы:

— внутренние функции направления государственной деятельности, выраженные главным образом в осуществлении политической власти внутри 
страны. К ним в частности относятся: создание демократических условий, институтов для выявления, учета и координации интересов различных социальных групп общества; содействие развитию образования, науки, 
культуры; обеспечение законности, правопорядка и т.п.;

— внешние функции направления государственной деятельности, затрагивающие внешнюю политику государства.

К ним относятся: оборона страны от нападения извне, международное сотрудничество и т.д. Функции государства осуществляются в определённых формах и определёнными методами. Формы осуществления функций характеризует связь государства с правом, как одним из основных средств — властвование. 

Различают три формы осуществления функций: 

— правотворческая государственная деятельность, заключающаяся в разработке и принятии юридических норм путём издания нормативных актов; 

— правоисполнительная государственная деятельность, выражающаяся в принятии по исполнению норм права путём издания властных правовых актов. 

— правообеспечительная государственная деятельность, которая заключается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. 

Методы осуществления функций государства — те средства, с помощью которых решаются задачи государства.

Государственные функции реализуются с помощью государственного аппарата. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие формы государства и её основные элементы

 

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства — монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. Истории и современной конституционной практике известны такие разновидности монархии, как раннефеодальная, сословно-представительная, абсолютная, дуалистическая, парламентарная монархия. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики — президентская и парламентская республика, однако распространение получает и смешанная республика, известны и другие разновидности республики — советская республика, суперпрезидентская республика.

Форма государственного (территориального) устройства — это способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме территориального устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Унитарное государство — простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) — сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями также есть конфедеративное государство- это добровольный союз государств, объединенные для достижения определённой цели (чаще всего в оборонительных и экономических целях)

Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Элементы формы государства

 

Выделяют три основных элемента в форме государства:

• форму правления,

• форму территориального (государственного) устройства

• политический (государственный) режим.

В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Информация о работе Взаимосвязь элементов формы государства