Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:20, реферат

Описание работы

Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция регламентировалась в основном механизмами общественной самоорганизации.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность политики.
2. Политика как общественное явление.
3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества.
3.1 Взаимодействие экономики и политики.
3.2 Сущность взаимоотношения политики и науки.
3.3 Особенности взаимоотношения политики и религии.
3.4 Взаимоотношения политики и культуры и искусства.
4. Специфика политики как самостоятельной сферы общественной жизни.

Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Политика в  области культуры и искусства  осуществляется определенной иерархией  субъектов. Прежде всего, такими субъектами являются политические партии. В предвыборных программах политических лидеров могут  содержаться намерения, затрагивающие сферу культуры. Другим важным субъектом культурной политики выступает государство. Оно формирует и осуществляет культурную политику через законодательную и исполнительную ветви власти. Государство организует и правовую защиту культуры (охрану особо ценных объектов, интеллектуальной собственности, авторских прав), регистрирует уставы творческих организаций, принимает специальные программы (например, поддержки особо одаренных детей), формирует инфраструктуру культуры (строительство культурных объектов), финансирует сферу культуры, определяет особенности налоговой политики в отношении культурных учреждений, устанавливает общенародные государственные праздники, в которых соединяются политические и культурные аспекты.Многообразие субъектов и объектов культурной политики порождает и многообразие ее направлений. Классификация их - чрезвычайно сложный вопрос. Общий характер намерений по отношению к сфере культуры выражается в приоритетах трех ее общественных функций:

- охранительной  (сбережение традиций, социальной памяти и т. п.);

- творческой (создание  новых художественных ценностей);

- инструментальной (удовлетворение потребностей тех  или иных субъектов).

Разнообразны  направления культурной политики по содержанию, в зависимости от того, какую сферу культуры она затрагивает: науку, образование, искусство, религию, нравственность и др.

   Если  говорить о взаимовлиянии культуры  и искусства и социально-политической  сферы, то следует иметь в  виду, что политические режимы, социальные  процессы, происходящие в обществе, оказывают влияние на качество и содержание культурной жизни общества. С другой стороны, уровень культуры общества, его политических лидеров обусловливает принятие политических решений, проведение кампаний, разрешение конфликтов и т. п. Таким образом, это влияние является двусторонним и обоюдным, ибо и культура и политика - это «все во всем», некие силовые поля, которые в их всеобщности нельзя ни жестко определить, ни однозначно локализовать.В последнее время политическое искусство все больше и больше входит в моду, находится в центре внимания художественной общественности. Если сейчас кого-то приглашают на выставки на Западе, то чаще всего это выставки политического искусства. Практически все симпозиумы и конференции посвящены соотношению между искусством и политическим радикализмом.

   Взаимодействие  искусства с темами и фигурами, которые привлекают всеобщее  внимание, обусловлено изменением  соотношений тем в искусстве.  В данном случае изменилось  соотношение искусства и политики. Естественно, искусство всегда находилось в каком-то соотношении с политикой и политическим, представляя (репрезентируя) политику в различных вариантах, прежде всего в виде портретов, изображениях героев или важных политических событий, войн или революционеров... В искусстве всегда присутствовала политическая репрезентация. Кроме того, искусство традиционно выступало декорацией, орнаментом политической власти. Украшением дворцов, республиканских собраний и так далее. Культура сложна, ее носители - люди различных социальных слоев, различных культурных ориентаций. В периоды резких общественных перемен в искусствознании постоянно встает вопрос о месте искусства в общественной жизни, о его роли в формировании определенной общественной атмосферы. При этом актуализируется старый вопрос, касающийся художественного творчества: соотношение в нем общечеловеческого и классового, шире - конкретно-социального начал. Культура вообще по своей природе, по своей глубинной направленности общечеловечна. Она призвана выразить общечеловеческое содержание, воплотить и утвердить общечеловеческие, независимые от сословных и классовых различий духовные ценности, сделать их всеобщим достоянием. Культурная жизнь человечества - это «светлый путь синтеза, собирания добра». Так понимал ее русский философ Вл. Соловьев.  

Искусство всегда выражает психологию и мироощущение определенных социальных слоев, раскрывает их общественную позицию, а в некоторых  ситуациях связано с теми или  иными общественными движениями. Это приводит к тому, что нередко  оно приобретает более или менее ярко выраженное политическое значение. Не случайно поэтому в советский период истории нашей страны большое внимание уделялось партийности искусства. Категория партийности играла существенную роль в советской культуре. Немалые художественные ценности заключены в тех произведениях, которые были нацелены на раскрытие социалистических идей, на прославление вождей и утверждение культа личности. Лучшие образцы этого вида творчества (порою вопреки тому поводу, по которому они были написаны) выражали высокий строй чувств и глубокое человеческое содержание. Именно это служит основой того, что такие произведения, как кантаты к 20-летию Октябрьской революции и «Здравица» С.Прокофьева, музыка к кинофильмам, посвященная революции 1905 года 11-я симфония, оратория «Песнь о лесах» Д.Шостаковича, «Патетическая оратория» Г.Свиридова и многие другие сохраняют свою художественную ценность. Они останутся яркими свидетельствами жизни страны на протяжении значительного периода ее истории.

Таким образом, разработанные отечественным искусствознанием категории тенденциозности, классовости, партийности искусства в целом подтверждают свою методологическую значимость для анализа художественных явлений и их роли в жизни общества. Если категории «классовость», «народность» раскрывают объективную связь искусства с интересами, стремлениями социальной группы, класса, народа, то категория «партийность» характеризует не только объективную, но и субъективную связь художника с классом, народом, обществом. Открытое и сознательное, целеустремленное и воинственное служение своему классу, обществу - вот что такое партийность искусства». Добавим, что речь может идти не только о коммунистической партийности, но о партийности любой социальной направленности. Переход России к рыночной экономике сопровождается разгосударствле-нием сферы культуры. Это проявляется в отказе от тотального идеологического контроля со стороны государственных органов и навязывания партийных установок, в свободе творчества для мастеров культуры, а для общества - в свободе удовлетворения культурных потребностей.Законодательно определено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Народы и этнические общности РФ имеют право на сохранение и развитие своей национально-культурной самобытности, защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания. Государство, выступая одним из главных субъектов политики, несет определенные обязанности перед гражданами. Оно должно обеспечивать необходимый культурный уровень жизни, свободный доступ к духовным ценностям и благам культуры, сохранять и развивать самобытность, историческую преемственность, приумножать национально-культурное достояние общества. Это непременная обязанность всех государственных органов, общественных организаций и самих граждан, если речь идет о цивилизованной стране.

    Таким  образом, соотнесение общечеловеческого  и конкретно-социального в искусстве  оказывается сложным и неоднозначным.  С одной стороны, общечеловеческие  идеалы не могут быть выражены  в искусстве иначе, как в  конкретной социальной форме. С другой стороны, между двумя этими полюсами существуют заметные противоречия, выражающиеся в противоположной устремленности к относительной независимости искусства от общественных и политических движений, к чистой художественности или, в противовес этому, в стремлении ангажировать музыкальное искусство, сделать его непосредственным орудием общественной борьбы. 
 

4. Специфика политики как самостоятельной сферы общественной жизни. 

Политика -- это  самостоятельный мир, отличный от других сфер общественной жизни. Он охватывает государственные и иные общественно-политические организации, механизмы государственной власти и властеотношения, правовые институты, партийные системы, политическую культуру общества и многое другое, что связано с принятием и реализацией политических решений.

Роль политики в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами  общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения  между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. Политика - наиболее активный фактор воздействия на всю жизнь общества. Она находит свое проявление и отражение во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Сфера политики одна из наиболее значимых сфер общественной жизни. В разные исторические периоды и в разных странах политика не в одинаковой степени проникает в повседневную жизнь людей и вызывает неодинаковый интерес и различное отношение. Но ее влияние на все стороны человеческой жизнедеятельности неоспоримо. Поэтому в зависимости от той сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия, в структуре политики выделяют экономическую политику, социальную политику, политику в собственно политической сфере, культурную политику. Каждая сфера общественной жизни имеет свои менее широкие области жизнедеятельности, которые являются относительно самостоятельными объектами политики. Поэтому в структуре политики, как правило, выделяют и ее более узкие направления. Например, в сферу экономической политики входят такие ее составляющие, как научно-техническая, структурная, аграрная, инвестиционная, внешнеэкономическая и др. Политическая сфера - область общественной жизни, охватывающая политические отношения данного общества. Ее образуют взаимоотношения больших социальных групп, слоев, наций и государств, общественно-политических организаций, движений и сил по решению различных политических проблем как внутри страны, так и за ее рубежами. Это одна из основных сфер функционирования общества.

К структуре  политической сферы общественной жизни, в самом общем виде, могут быть отнесены институты гражданского общества и властные органы. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства. Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных институтов (партий, групп давления, средств массовой информации и т. д.), выражающих общие интересы, решающим образом воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества. 

Важно учитывать  относительность и подвижность  рамок политической сферы жизни общества, ее взаимосвязи с процессами, развертывающимися в экономике, в области права, в духовном развитии общества, в сфере взаимодействия социума с природой и др.  

Специфика политической сферы общественной жизни в том  и состоит, что она, отражая особенности всех иных сфер, каждая из которых имеет собственную логику развития, свои потребности, обеспечивает на политическом уровне достижение того компромисса между ними, без которого общество не сможет не только развиваться, но и существовать. Сложность самого явления политики обусловливает целесообразность и необходимость исследования ее под разными углами зрения и с различных сторон общественного знания.  

Будучи связанной  со всеми сферами жизни общества и воздействуя на них, политика выполняет  исключительно важные функции. Американский политолог Т. Парсонс подчеркнул следующие три функции:  

- определение  коллективных целей общественного  развития;  

- мобилизация  и принятие решений;  

- сохранение  стабильности социума и распределение  ресурсов.  

Французский политолог  Р.Дебре видит главную функцию  политики в сохранении целостности  и стабильности общества.  

В отечественной  политологии отмечаются такие функции  политики:  

1. выражение  властно значимых интересов всех  групп и слоев общества,  

2. разрешение общественных конфликтов, их рационализация,  

3. руководство  и управление политическими и  общественными процессами в интересах  тех или иных слоев населения  или всего социума в целом,  

4. интеграция  различных слоев населения за  счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,  

5. политическая  социализация,  

6. обеспечение  преемственности и инновационности  социального развития общества.  

Выявление специфики  политики как самостоятельной сферы общественной жизни непосредственно определяется сугубо функциональными методами и приемами, обозначающими познавательные приоритеты, и место политики в обществе в целом. Иными словами, конкретизируются в зависимости от понимания политики как:  

Информация о работе Взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни