Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:03, контрольная работа
До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Выборы в системе государственной власти…………………………...5
Глава II. Классификация избирательных систем………………………………10
Глава III. Роль и функции выборов……………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Выборы
в системе государственной власти…………………………...5
Глава II. Классификация
избирательных систем…………………………
Глава III. Роль и
функции выборов……………………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем, - а если и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем, - что в последние 10-12 лет наша страна начала обретать иной исторический опыт смены власти.
Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых слов о том, как у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить выборы 1989 - 1990 гг., когда на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг открывшихся и, как тогда казалось, безграничных возможностей общественной инициативы, избиратели крупных индустриальных и культурных центров дружно проваливали высокопоставленных аппаратчиков и их обслугу и посылали сначала в союзный, а затем и российский парламент людей независимых, нередко не приспособленных к государственной и законодательной работе, но успевших завоевать моральный авторитет в обществе и не страшившихся говорить правду. И сравнить ту исполненную романтических ожиданий политическую весну с выборами последних лет, на которых свободное волеизъявление избирателей придавлено властью денег и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено грубыми подтасовками и искусными махинациями доброхотных и наемных умельцев.
И
все-таки не стоит ни идеализировать
запечатлевшуюся в памяти многих романтику
первых свободных выборов в России (достаточно
вспомнить "агрессивно послушное большинство"
союзного Съезда, избранное в ту же весну,
и "затаптывавшее" выступления Сахарова
и других демократических депутатов),
ни развенчивать последние выборы и недооценивать
тот опыт, которого на них набирается общество.
Ведь происходит вот что: за короткий исторический
отрезок Россия проходит путь, который
в развитых демократиях потребовал не
десятки, а сотни лет. Путь от цензовой
избирательной системы и "гнилых местечек",
представленных в парламенте наравне
с многолюдными промышленными агломерациями,
к всеобщему и равному избирательному
праву, утвердившемуся лишь в XX веке, да
и то не в начале его, от выборов, запомнившихся
примитивными приемами избирательного
жульничества, - к выборам, объявляемые
результаты которых, несмотря на все критические
оговорки, вызывают доверие общества.
Мы идем несколько иным путем и проходим
его в иные, хотелось бы надеяться, ускоренные
сроки. Данная работа посвящена раскрытию
общих особенностей выборов в политическую
систему власти.
Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа» (именно так переводится слово «демократия» с древнегреческого) в современном государстве, в отличие от Древних Афин с населением в двадцать тысяч жителей, немыслима вне выборных представителей власти.
Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов.
Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления — региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Наибольший
интерес заслуживает
Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое к ряде стран ограничено избирательными цензами: имущественным, цензом оседлости, образовательным, возрастным и т.д.
Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства — числе избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, как было в нашей стране по конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г., предоставлявшим избирательные льготы городам в ущерб деревне, а именно: один делегат на Всероссийский или Всесоюзный съезд Советов выдвигался от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских.
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено; первый в истории референдум был проведен н 1439 г. в Швейцарии), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (от лат. plebs—простой народ и scitum—решение, постановление). Референдум — это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны.
Говоря о выборах, следует различать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».
Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.
Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п.
В государствах со сложившейся демократией тон в избирательной кампании задают партии и блоки партий. Так называемые независимые кандидаты в этих государствах, как правило, не имеют серьезных шансов на победу, их соло тонет в мощном пропагандистско-агитационном хоре политических партий.
Избирательная борьба — основное поле деятельности политической партии в демократическом обществе. Можно даже в определенном смысле утверждать, что демократические партии рождаются и существуют для выборов. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат (от лат. elector — избиратель) — это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. Например, электорат социал-демократических партий составляют в основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники. Электорат не есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща некоторая относительная стабильность. От выборов к выборам электорат той или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. К примеру, после того, как из фактически двухпартийной системы Великобритании лейбористы вытеснили либералов, электорат первых в значительной степени пополнился за счет электората вторых.1
Предвыборная программа кандидата на пост президента или партии на парламентских выборах включает обычно четыре раздела: экономический, социальный, внутри- и внешнеполитический. Особенно чувствительны избиратели к социальному аспекту программы. Поэтому даже если ситуация требует применения экономических «кнутов», соискателям народного благоволения следует припасти для народа и социальные «пряники». Расплывчатость программных обещаний обычно не идет на пользу тем, от кого они исходят, но иногда она неизбежна. Хорошо украсить программу яркими, звучными лозунгами, завораживающим названием, с тем чтобы воздействовать не только на разум, но и на эмоции избирателей. Зачастую программы включают в себя заведомо невыполнимые или просто лживые обязательства.
Разумеется, далеко не все избиратели наивно верят и предвыборные посулы своих склонных к преувеличениям политиков. Для многих выборы — не более чем политическое шоу, к котором ценится состязание улыбок и остроумие егоучастников, т.е. на первый план выдвигается имидж, но уже в самом поверхностном, обывательском смысле.
Избирательная кампания—весьма дорогостоящее мероприятие. В результате преимущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто богат. С целью как-то смягчить это не украшающее демократию явление в некоторых странах (США, Великобритании, Японии, ЮАР) закон устанавливает допустимую максимальную сумму предвыборных расходов, но проконтролировать его выполнение трудно. Кроме того, с целью создания «равных условий» соперничающим на выборах группировкам практикуется их государственное финансирование в виде субсидий или возмещения избирательных расходов, но предназначенные для этого суммы попадают опять-таки в руки более сильных и менее нуждающихся. В одних странах для получения государственной финансовой помощи партии необходимо собрать определенный минимум голосов (в Швеции—2%, в ФРГ—0,5%), в другом — выдвинуть кандидатов в/определенном числе округов (Италия, Норвегия). Выделяемая сумма пропорциональна количеству собранных партией голосов (ФРГ, Норвегия) или выдвинутых ею кандидатов (Швеция, Дания, Финляндия).
Кульминацией избирательной кампании является день наборов. Однако в отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования есть тайна, «вещь в себе», и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем либо тогда, когда тайна нарушена, либо когда процедура еще не сложилась, не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой культурой, политической или общей. Известно, например, когда Наполеон Бонапарт решил «узаконить» свою диктатуру посредством народного плебисцита, голосование проводилось открыто, под строгим надзором властей, а в армии — по полкам, причем солдаты голосовали хором. Еще совсем недавно в Заире выборы депутатов парламента проводились на городских площадях, в ходе которых участники выражали одобрение или неодобрение кандидатам из зачитываемого мэром города списка.
Во многих современных государствах голосование — не только право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается нaказание: в Бельгии, Нидерландах, Австралии — штраф, в Пакистане —даже тюремное заключение. Объясняются подобные строгости нарастанием aбcентизма (от лат. Absentia - отсутствие) — уклонения граждан от участии в выборах
В некоторых странах во избежание «выборной давки» ограничивается количество кандидатов, баллотирующихся по каждому избирательному округу. Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти кандидатов. Кроме того, каждый кандидат вносит довольно большой денежный залог, который будет удержан, если претендент не наберет минимум 5% от общего числа голосов. Пятипроцентный барьер установлен ряде стран (в том числе, и России) и для партий. Во многих странах за день до выборов предвыборная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все-таки отдать свои голос.
День выборов - это как бы пик, апофеоз, праздник демократии. Нo нередко он становится объектом манипуляции политических элит и их лидеров.
Избирательная, кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни технической, ни моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят в их число, возможна и фальсификации итогов голосования.
В научной литературе термин "избирательная система" употребляется обычно в двух значениях — широком и узком.