Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:35, реферат
Политология как самостоятельная, независимая академическая дисциплина возникает во второй половине XIX века в США. В 1857 г. в Колумбийском колледже Френсисом Либером создается кафедра «Истории и политической науки». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политической науки. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук.
Возникновение политологии
как науки
Политология как
самостоятельная, независимая академическая
дисциплина возникает во второй половине
XIX века в США. В 1857 г. в Колумбийском
колледже Френсисом Либером создается
кафедра «Истории и политической науки».
В 1880 г. в этом же колледже организуется
первая школа политической науки. В 1903
г. создана Американская ассоциация политических
наук.
В дореволюционной
и послереволюционной России отношение
официальных государственных
В самом общем
виде политология - это наука о
политике. Но неискушенному студенту
данное определение ни о чем не
говорит, так как при его формулировании
было нарушено одно из правил определения,
гласящее, что нельзя определять неизвестное
через неизвестное. Чтобы разобраться
в сути политологии необходимо вначале
разобраться в сути понятия и
явления под названием «
Политика как публичная
система регулирования властных
отношений – относительно молодое
явление в системе общественных
отношений. В начальный период истории
человеческого общества все возникавшие
в процессе человеческого общежития конфликты
разрешались при помощи традиционных
механизмов регулирования общественных
отношений: сложившихся религиозных обрядов
и верований, традиций властных отношений
кровнородственного и семейного характера.
По мере усложнения
социальных отношений, появления института
частной собственности, увеличения
социальной мобильности, социального
и имущественного неравенства, демографического
роста и появления религиозной
неоднородности традиционные механизмы
регулирования человеческого
Нарастание социальной
разнородности, появление групповых
интересов, которые нельзя было удовлетворить
без ущемления интересов
В этот момент возникли
специфические общественные институты,
которые путём социального
Социальные группы
стали осознавать, что доступ к
институтам власти и их использование
может в большей степени
Как в истории
общественной мысли, так и в современной
политической науке мы не найдем однозначного
определения термина «политика»
· директивные, подходящие
к пониманию политики как деятельности
по руководству и управлению общественными
процессами с использованием механизмов
власти. Данный подход к пониманию
политики является самым древним. Мысль
о том, что политика есть управление,
высказывали и Платон и Аристотель;
· социологические,
характеризующие политику как форму
взаимоотношений между
· субстанциональные,
ориентирующие на раскрытие первоосновы
политики. Большинство исследователей
придерживающихся субстанциональной
трактовки политики, рассматривают
в качестве её первоосновы власть
и её носителей. Политика, при таком
рассмотрении предстаёт как действия,
направленные на власть, её обретение,
удержание и использование. Один
из создателей политологии, немецкий ученый
М. Вебер, определял политику как
«стремление к участию во власти
или к оказанию влияния на распределение
власти, будь то между государствами,
или внутри государства между группами
людей, которые оно в себя заключает»;
· структурно-функциональные,
рассматривающие политику как подсистему
общества, связанную с функциями
целеполагания и целеосуществления в
масштабах общества, с функциями осуществления
власти и принятия обязательных решений.
Реализация этих функций предполагает
действия особых социальных институтов
и прежде всего государства и партий. Политика,
рассмотренная через призму структурно-функционального
подхода, предстает перед нами как политический
процесс, т. е. динамика политической системы;
· нормативные, раскрывающие
ее высшие, идеальные цели. Например,
политика – это деятельность государства,
направленная на защиту естественных
(фундаментальных, врожденных) прав человека
(прав на свободу, на собственность, на
жизнь). Концепцию естественных прав разработали
такие мыслители как Гуго Гроций, Джон
Локк, Шарль-Луи Монтескье.
Сущностные различия
в понимании политики проявились
в развитии представлений о политике.
Можно выделить несколько этапов
в эволюции этих представлений. На первом
этапе можно говорить о государствоцентристском
понимании политики. Ведь сам термин «политика»,
возникший в Древней Греции образовался
от слова polis - город, государство. Аристотель
заявлял, что политика – это, прежде всего,
государство. Данная тенденция наблюдалась
и в начале XX века. Так в учебнике Дж. Гарнера
утверждалось, что «политическая наука
начинается и заканчивается государством».
Исходя из государствоцентристского подхода
к пониманию политики можно сформулировать
следующее ее определение: политика –
это сфера государственного управления.
Начиная с конца XVIII
века, в ряде государств Европы начинают
формироваться первые профсоюзы
и политические партии, избирательные
и партийные системы, которые
стали оказывать заметное влияние
на политическую жизнь. Постепенно государство
опутывается сложной сетью
Исходя из социоцентристского
понимания политики, можно сформулировать
следующее ее определение: политика –
это процесс формирования, принятия и
реализация обязательных (императивных)
решений в ответ на возникающие политические
проблемы. При этом политика «касается
проблем, влияющих на жизнь всего общества,
и выражает отношения конфликта и сотрудничества
между политическими акторами». Так как
политических акторов (субъектов) может
быть достаточно много и все они разнообразны,
то можно говорить о включении в сферу
политики различных видов негосударственной
деятельности, которые оказывают влияние
на решение важнейших общественных проблем.
Итак, мы видим, что,
во-первых, политика связана с процессом
государственного управления и функционированием
государственных институтов, во-вторых,
она включает в себя основные общественные
проблемы, события и отношения, которые
оказывают существенное воздействие
на жизнь социальной общности в целом
и влияют на интересы больших групп
людей.
Если попытаться
сформулировать интегрированное определение
сути политики, то получится, что это
деятельность социальных групп и
индивидов по артикуляции (осознанию
и представлению), удовлетворению коллективных
интересов и решению
Необходимо отметить,
что главное отличие
Артикуляция интересов
осуществляется через особые политические
структуры – институты, организации
(парламент, правительство, политические
партии и др.). Не всякий интерес может
являться основой политики, а только
политический интерес.
Необходимо отметить,
что практически каждая социальная
общность, группа имеет свои политические
интересы, которые зачастую не совпадают
и даже противоречат друг другу, что
позволяет говорить о политической
структуре общества, т. е. расслоении
общества по политическим интересам. Стремление
тех или иных социальных групп, общностей
к реализации своих политических
интересов являет собой динамическую
первооснову политики, приводит к
росту социальной напряженности, появлению
политических проблем и как следствие
к политическому конфликту. Выполняя
регулятивную роль, политика и ее институты,
с учетом соотношения действующих
сил, стоящих за теми или иными
вариантами достижения политических
интересов, вырабатывают политические
решения.
Реализация политических
интересов и целей
Раскрывая суть политики,
необходимо остановиться на ее структуре
и основных элементах. К основным
элементам политики можно отнести:
политический интерес; политических субъектов;
политическую деятельность; политическую
организацию; политическую культуру и
сознание; политические отношения.
В. П. Пугачев и
А. И. Соловьев выделяют несколько иную
структуру политики, основные позиции
которой повторяют выделенные нами
элементы. Так в структуре политики
они выделяют форму, содержание и
процесс (отношения).
Форма политики - это
ее организационная структура (государство,
партии и т. д.), придающая ей устойчивость,
стабильность и позволяющая регулировать
политическое поведение людей. Содержание
политики выражается в ее целях и
ценностях, в мотивах и механизмах
принятия политических решений, в проблемах,
которые она решает. В политическом
процессе находит отражение сложный,
полисубъектно-полиобъектный и конфликтный
характер политической деятельности.
Политике присущи
определённые свойства. Дадим им краткую
характеристику.
Это всеобщность
– как способность политики определять,
направлять, воздействовать на любые
стороны жизни, элементы общества, события,
отношения, начиная с масштабов
государства и заканчивая отдельным
человеком.
Инклюзивность – способность
политики проникать в другие сферы и отношения.
Атрибутивность –
это способность политики к симбиозу,
сочетанию с неполитическими
сферами общества, это ее свойство
функционировать и
Императивность –
свойство политики, характеризующее
ее обязывающую, принудительную силу,
которая подкреплена системой социального
контроля, включающего в себя различные
санкции.
Конфликтность, конкурентность
– эти свойства говорят о противоборстве,
противоположности и противоречивости
разнонаправленных интересов и воль в
политическом пространстве, столкновении
и борьбе различных социальных субъектов
– народов, наций, государств, социальных
групп, общественных организаций и т. п.,
продиктованных несовместимостью их устремлений.
Насильственность, т.
е. возможность использовать насилие
и принуждение, отличающая политику
от других социальных механизмов, регулирующих
общественную жизнь (мораль, нормы, ценности).
Безличность, обобщенность,
опосредованность касается особенностей
принятия и реализации политических
решений, которые обычно направлены
на большие группы людей, а не на
конкретных индивидов. Политические решения
принимаются, как правило, от имени
народа, партии, класса, нации. Представительский
характер, опосредованность в принятии
решений в политике создают возможность
анонимности, ухода от ответственности,
ограничения аморальности в политике.
Институционализированность,
которая, являясь характеристикой всех
основных видов жизнедеятельности людей,
достигает в политике более высокого уровня
нормативной регламентации и такой же
степени использования принуждения по
отношению к личности.