Возникновение политологии и ее судьба в нашей стране
Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:22, реферат
Описание работы
В течение всей истории развития человеческого общества политика оказывала и оказывает существенное влияние на судьбы народов и стран. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все сферы общественной жизни. В политике затрагиваются интересы различных социальных групп и образований, концентрируются и осмысливаются важнейшие проблемы человеческого бытия, вырабатываются способы их решения. Разобраться в сложном лабиринте политических событий - задача учёных и политиков. Но уметь осознать своё место в политической жизни общества, выработать свою позицию, своё отношение к тем или иным политическим явлениям процессам, различного рода политическим партиям и общественным движениям, предпринять усилие изменить существующий порядок к лучшему, должен стремиться каждый член общества.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..2 1.Возникновение политологии. Её судьба в нашей стране 1.1.История возникновения политологии как науки………………………………..3 1.2.Судьба политологии в нашей стране……………………………………………..5 2.Предмет и методы политологии 2.1.Объект и предмет политологии…………………………………………………..11 2.2.Методы и методологии политологических исследований……………………..14 3.Функции политологии в современном обществе 3.1. многообразие теорий и направлений в современной науке о политике……..18 3.2.функции политологии в современном обществе………………………………..20 Заключение……………………………………………………………………………..23 Список используемой литературы……………………………………………………25
1.Возникновение
политологии. Её
судьба в нашей
стране
1.1.История
возникновения политологии как
науки………………………………..3
1.2.Судьба
политологии в нашей стране……………………………………………..5
2.Предмет
и методы политологии
2.1.Объект
и предмет политологии…………………………………………………..11
2.2.Методы
и методологии политологических
исследований……………………..14
3.Функции
политологии в
современном обществе
3.1. многообразие
теорий и направлений в современной
науке о политике……..18
3.2.функции
политологии в современном обществе………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Список
используемой литературы……………………………………………………25
Введение.
В течение всей истории развития
человеческого общества политика
оказывала и оказывает существенное
влияние на судьбы народов
и стран. Современный этап развития
общества характеризуется возрастающей
ролью политики. Она воздействует
на все сферы общественной
жизни. В политике затрагиваются
интересы различных социальных
групп и образований, концентрируются
и осмысливаются важнейшие проблемы
человеческого бытия, вырабатываются
способы их решения. Разобраться
в сложном лабиринте политических
событий - задача учёных и политиков.
Но уметь осознать своё место
в политической жизни общества,
выработать свою позицию, своё
отношение к тем или иным
политическим явлениям процессам,
различного рода политическим
партиям и общественным движениям,
предпринять усилие изменить
существующий порядок к лучшему,
должен стремиться каждый член
общества.
1.Возникновение
политологии. Её
судьба в нашей
стране
1.1.История
возникновения политологии
как науки.
На
протяжении длительного исторического
периода политическая наука была
органично вплетена в единую
ткань обыденных политических
представлений, религиозных и
философски-этических взглядов. Исторически
первой формой осмысления политики
была ее религиозно-мифологическая
трактовка. Судя по сохранившимся
источникам, во II—I тысячелетиях
до н.э. у всех древних народов
господствовали представления о
божественном происхождении власти
и общественно-политического строя
и сами эти представления передавались
обычно в форме мифов. Примерно
с середины I тысячелетия до н.э.
наметилась тенденция рационализации
политических взглядов, появляются
первые политические категории
и дефиниции, а затем и целые
концепции, носящие философско-этическую
форму. Тем самым закладывается
основа собственно теоретических
исследований политики. Этот процесс
связан, прежде всего, с трудами
Конфуция, Платона и Аристотеля.
Аристотель трактует политическую
науку как высшую из всех
наук, поскольку она учит людей
жить по законам справедливости
и права и имеет своей целью
общее благо. В работе “Политика”,
полной житейской и политической
мудрости, он писал: “Желанно, разумеется,
и [благо] одного человека, но
прекраснее и божественней благо
народа и государства. Для своих
политических выводов и в частности
классификации государств этот
выдающийся мыслитель использовал
огромный фактический материал
— результаты конкретных исследований
158 городов-государств — полисов.
Учитывая огромные заслуги Аристотеля
в развитии политической мысли,
его нередко называют родоначальником,
отцом политической науки. Однако
это не совсем так, поскольку
становление политологии — длительный
процесс, в котором соседствуют
истина и заблуждение, глубокие
проникновения в сущность политических
явлений и поверхностные, исторически
ограниченные и прямо ошибочные
суждения, например утверждение
Аристотеля о не политичности рабов
по своей природе. Политические исследования
Аристотеля, как и его предшественников,
еще не выделились в самостоятельную дисциплину
и были неразрывно переплетены с философскими
и этическими идеями. Впоследствии политическая
мысль постепенно освобождается от религиозного
влияния и философско-этической формы.
Так, произведения Цицерона “О республике”
и “О законах” уже не содержат каких-либо
общефилософских или религиозных рассуждений.
Наиболее
четко размежевание политической
науки, философии и этики осуществил
в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил
политические исследования в
качестве самостоятельного научного
направления, уподобил политические
процессы природным явлениям, поставил
в центр анализа проблемы государства
и власти, разработал целый комплекс
методов борьбы за власть. Его
творчество не только ознаменовало
крупный шаг на пути превращения
политологии в самостоятельную
науку, но и способствовало
сближению теории и практики,
подчинению политических исследований
решению реальных задач борьбы
за власть и ее удержание.
Свое дальнейшее развитие политическая
наука получила в трудах Гоббса,
Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона,
Берка, Милля, Токвиля, Маркса,
Энгельса, Ленина и других мыслителей.
Несмотря
на наличие достаточно широких
политических исследований, вплоть
до второй половины XIX в. политология
развивалась без самостоятельной
дисциплинарной оформленности, главным
образом как учение о государстве
и политико-философская теория. С
этим связаны трудности в определении
времени завершения процесса
ее формирования. Некоторые ученые
считают формальным началом политологии
как самостоятельной науки образование
в первой половине XIX в. правовой
школы в Германии, другие же
— преимущественно американские
авторы — датируют ее возникновение
второй половиной XIX в. и связывают,
прежде всего, с именем Френсиса
Лейзера, который в 1857 г. начал
читать в Колумбийском университете
курс лекций по политической
теории и создал необходимые
условия для открытия там же
в 1880 г. сменившим его Джоном
Берджессом высшей школы политической
науки. В последующие годы в Америке создается
целая сеть политологических учебных
и научных институтов, что позволило учредить
в 1903 г. Американскую ассоциацию политических
наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч
членов. В конце XIX — начале XX в. сам термин
“политическая наука” получает признание
и распространение и в Европе. В 1896 г. один
из виднейших европейских политологов
и социологов итальянец Г. Моска называет
свой ставший позднее классическим труд
“Элементы политической науки”. Вначале
XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную
академическую дисциплину в основном
завершается. Развитию политических исследований
заметно способствовало создание в 1949
г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации
политической науки, которая продолжает
свою плодотворную деятельность и сегодня.
1.2. Судьба политологии
в нашей стране.
В России политическая мысль
имеет длительную историю и
содержит много интересных и
оригинальных идей. Современный
облик политические исследования
приобретают здесь в конце
XIX — начале XX в. Не будет преувеличением
сказать, что политология в
ХХ в. нигде не пережила того,
что с нею случилось в России.
Если в начале развития политической
мысли в России ничем принципиально
не отличалось от происходящего
в других странах (развертывался
сложный и противоречивый процесс
становления политологии как
науки о политике), то с Октября
1917г. судьба политологии в России
резко изменилась. Победа Октябрьской
революции и утверждение большевистской
власти не устранили ни политики,
ни политических проблем, но
они круто изменили не только
сам подход к ним, но и
ту интеллектуальную среду, где
велось их изучение, те задачи
и цели, во имя которых совершался
этот познавательный процесс.
Если говорить схематично, а для
первоначального ознакомления такой
подход допустим, то с Октября
1917 г. и до апреля 1985г. , т. е.
почти 68 лет, политологии в
России не существовало. Но в
рамках доступного протекали
процессы своеобразного изучения
политических событий, отклонений
и концепций, по–своему перерабатывались
официальной идеологией и преподносились
населению в том виде, как это
было нужно власть имущим для
поддержания порядков и медленного
дрейфа навстречу перелому. Только
на самой завершающей фазе
этого перерыва, после ряда промежуточных
ступеней, когда воспоминания прошлых
политических знаний соединялись
с достижениями критического
анализа недавнего тоталитаризма,
снова начинает возрождаться
политология в том смысле, в
котором ее признают сегодня
во всем мире. И уже в самые
последние несколько лет российская
политология все прочнее входит
в ткань общественного сознания,
становится наукой, готовой стать
соперницей и конкуренткой той
политологии, которая сегодня
известна в цивилизованных странах.
Чтобы дать более полное, а
главное объективное, представление
о том, что было у нас с
политическими знаниями и чего
мы достигли сегодня, разделим
дальнейшее рассмотрение на этапы
развития политологии в России.
Истории политической мысли столько
же лет, сколько русской государственности.
Как и в Европе, на Руси вначале
политическая мысль не отделялась
от религиозной. Она была растворена
в синкретическом видении мира,
общины. В древних источниках
княжеская власть выступала как
отцовская, праведная. Источник
власти идентифицируется с божественным
началом, и в этом существенный
общий момент политической мысли
на Руси и средневековой Европы.
Однако на Руси сильной оказалась
тенденция идентификации основы
власти согласием властвующих
и подданных. Практика и идеология
русской государственности развивались
после обоснования независимости
от внешних политических центров.
С принятием христианства на
Руси перестала в осознание
ее особой миссии в отношении
православия во всем мире. Сложилась
важнейшая идеологическая основа
согласия и определения границ
государственных интересов. Если
для средневековой Европы характерными
были политическая конкуренция,
острая борьба между королями
и церковью за первенство, то
в Росси был прочный союз
царя и церкви. Обычно княжение
и царствование идеализировались
в летописях. Всевластие царей
считалось незыблемым принципом,
а вмешательство церкви в дела
государственные – недопустимым.
Однако царь должен был знать
пределы своего волеизъявления.
Последствия союза царской власти
и церкви неоднозначны для
политического развития России.
Союз укреплял центральную власть,
государственность, но одновременно
лишал Русь существенного источника
развития – критики власти. Более
того, церковь в основном находилась
под властью князей и царей,
что сказывалось на ее потенциале
как критика власти. В XVI - XVII вв.
в российскую политическую мысль
проникло манихейство, которое
всегда было характерно для
русской религиозной логики. На
политику была перенесена вера
в абсолютность и не примиренность
добра и зла. Такой подход
означал деление всех на своих
и чужих, которые могут быть
только смертельными врагами.
Манихейство исключало какую-либо
возможность взаимовлияния, развития
государства как объединяющего всех подданных
на приемлемой для них основе. В XIX веке
манихейство выливается в глубокий раскол.
Сознание несовместимости либерализма
и консерватизма, славянофильства и западничества.
В массовом сознании дворянства и разночинцев
господствовали консерватизм и радикализм.
Соединившись с вольницей и пугачевщиной,
раскол перерос в бесконечный террор,
революции XX в. Русская политическая мысль
допетровской эпохи в целом развивалась
параллельно с государственностью. Она
выражала социально-культурную специфику
древней устойчивые традиции политической
жизни. На Руси не произошло реформации
подобной той, что прошла по Европе. Эпицентр
развития не переместился на человека.
Православие несло с собой идею полного
подчинения человека Божеству, растворение
личности в Божестве. Не был острым вопрос
о двоевластии, церковь находилась под
властью царя. Церковь была «прогосударственно»
настроенной, но оставалась так же источником
развития антигосударственных тенденций,
т. к. противостояла среднему слою. В средневековой
Руси сложилась манихейская традиция
перепадов в ориентациях ,позициях , ненависти
к противникам. Уже в XVII в. в России развивается
собственно политическая мысль, т. е.вопросы
власти становятся предметом особого
наблюдения и оценки. Формируются идеи
об экономических основах прочности государства,
превосходством монархии над другими
формами правления – олигархией, республикой,
деспотией. Екатерина II открыла новую
полосу в развитии политической мысли.
Под влиянием просветительных идей дух
прогресса, либерализма частично овладевает
монаршими особами, влияет на позиции
первых реформаторов. Екатерина обосновывает
необходимость монархии при задаче монарха
– достижение общего блага и склонность
всех к добрым делам. Для России это был
гуманистический прорыв. Впервые признается
обязательство монарха перед обществом.
Признается тезис Локка-Монтескье о равенстве
всех граждан перед законом. При Александре
I были идеи отмены крепостного права,
но постепенно, сверху. Предполагалось
учредить выборную думу, систему представительных
органов. Вся власть сохраняется в руках
императора, но дума может вносить предложения
в проект закона. Однако в начале XIX века
не было социальной базы для проведения
этих акций, хотя сознавалась их необходимость.
Страх перед дворянством, наступательностью
консервативного окружения предопределили
крах этих идей. Мысль о демократизации
монархии развивал Н. М. Муравьев. Он обосновывал
введение конституционной монархии, высокого
имущественного и возрастного ценза, предполагал
двухпалатное Народное вече. Политический
застой при Николае II, поражение революций
в Европе обострили вопросы о судьбах
России. Думающая часть общества была
втянута в спор западников и славянофилов.
Западники видели в Европе образец для
подражания. Ориентация на западные ценности
проявилась в деятельности целой плеяды
ученых, философов. В целом, идеи западников
были событием общественной мысли в России.
Они помогали преодолевать инерцию и консерватизм,
идеализацию экономической, социальной,
политической отсталости. Но влиятельной
политической силой западники не стали
и движение за реформы, за конституцию
не возникло, хотя раскол во дворянстве
определился. Новая полоса в развитии
либерализация началась на фоне отмены
крепостного права, судебной и земской
реформ, демократизации университетского
образования. Либерализация развивается
в разных направлениях. Гигерин Б. Н. был
сторонником правового государства, конституционной
монархии. Он критиковал "близорукий
деспотизм" Александра III и Николая
II и социализм как возможный строй. Он
предполагал, что для того, чтобы идти
вперед, необходимо, чтобы абсолютная
власть заменилась властью, ограниченной
законом и обставленной независимыми
учреждениями. Гражданская свобода должна
быть заменена политической. П. И. Новгородцев
развивал идею правового государства,
где каждый имел хотя бы минимум социальных
прав, гарантированных государством –
это право на труд, профессиональную организацию,
социальное страхование. Он подходит к
идее социалистического государства.
Вообще же видел решение проблем России
в творческом подходе к процессу эволюции
самодержавия, в переходе от традиционной
автократии к государству с рыночной экономикой
и демократическими институтами, с контролем
за развитием социальных отношений. Либеральна
мысль России проделала большой путь от
прямых заимствований западных идей до
соединения идей свободы с гуманистической
стороной этатизма, открыла ценность социального
правового государства. Однако, в целом
либеральные начала политического мышления
России распространены были слабо, имели
малое влияние, что было обусловлено слабостью
начал индивидуализма в культуре и экономике.
Политика, и тем более, мораль, не пережили
процесса отделения от религиозных представлений,
мораль не эволюционировала под влиянием
утилитаризма и прагматизма. Преобладал
синкретизм, исключавший поиск идей развития
политики. Б. Н. Гигерин заметил, что драматизм
русской политической мысли заключается
в преобладании крайностей – радикализма
и консерватизма. В первой половине XIX
века консерватизм выливается в специфически
русскую идеологию славянофильства, где
усматривалась сущность : православие,
самодержавие, народность исходя из того,
что русский народ религиозен, мистичен,
покорен царю, хозяину. Именно на вере
держится государство, порядков стране.
Хотя власть сама по себе разлагается,
монарх отделяется отправления, но т. к.
народ божественен, то начинает разлагаться
и народная вера во власть. Консерваторы
мешают введению в стране конституционной
монархи и считая, что простые русские
люди расположены к монархии и не знают
демократии, не имеют понятия о Земском
соборе, идею о котором выдвинул Александр
III. Они уверяли царя в том, что власти в
глубинках нет, местное крестьянское самоуправление
расстроено и иссякает, вся сила в руках
капиталистов и местных кулаков. Преимущества
монархии консерваторы видели в том, что
с развитием капитализма Россия стоит
перед испытанием на целостность, единство.
Жизнь показывает, что во все времена оживления
экономических отношений актуализируется
проблема целостности единства России.
Консерваторы считали, что монархия не
даст раздробиться России, сохранит ее
целой и неделимой. Большая часть славянофилов
относилась к существующему режиму критически,
выступала за некоторые свободы, отмену
крепостного права, но против заимствования
западных, в том числе политических идей.
Славянофилы, не отрицая необходимости
изменений, предупреждали, что европейский
путь сопряжен с большими потерями в культуре.
Доблестью России они считали внутреннее
согласие народа, ценность духовности.
Их пугала гибельность для России приобретения
враждебности одних к другим. Казалось,
что враждебность противоречила основным
началам России, явилась привнесенным
в ее культуру. Стали возникать идеи русского
народа – подлинного христоносца, пытаясь,
тем самым, доказать, что России необходимо
брать примеры со всех религий: православия,
католицизма, иудейства и объединить все
это в одном синтезе. Но для России это
было неприемлемо. Таким образом, русская
идея, обращенная к политике, была консервативна,
ограничена рамками устоявшегося, не давал,
а повода для автономии и свободы. Русская
идея – по преимуществу религиозная идея,
достояние прошлого, последовательное
выражение русского консерватизма. Однако,
в русской идее выражены существенные
моменты русской культуры, которые всегда
влияли и на менталитет, и на выбор форм
правления. Русская идея в любом варианте
оказывалась поиском национальной идеологии
через обоснование особого предназначения
России, само жертвенности во имя высшего.
Русская идея может восприниматься современником
как чрезмерно «оцерковленная». Случайно
ли это? В активности религиозных философов
видна тревога за судьбу России из–за
кризиса православия, поэтому и пытались
навязать народу другую религию, которая
могла и погубить народ. Во всех вариантах
русской идеи есть общее: понимание особенностей
русской истории, предназначением России
быть хранительницей христианских ценностей,
общности в устройстве и самоуправлении.
Через эти ценности Россия влияет на мир.
Если на Западе революционное направление
развития политической мысли стало терять
свое значение уже во второй половине
XIX в. , то в России революционная идея оживала.
Это связано с радикализмом. Политические
воззрения А. Н. Радищева уже включали
в себя важнейшие черты русского радикализма.
Он критикует крепостническое право, абсолютизм;
был сторонником народной революции. Идеал
власти видел в добровольной организации
вольных городов, где истинным государем
является народ на вечевых собраниях.
Был критиком идеи разделения властей.
Как видим, идеи были утопические, вели
в догосударственное начало. Вообще же
в радикализме стали просматриваться
идеи террора, царе убийства, мысли о восстании,
считали смешным представление, что к
социализму можно прийти без насильственных
перемен и крови. В своих прокламациях
писали, что народ сможет завоевать свободу
только собственными руками, поэтому надо
организовыванно готовиться к восстанию.
Видели классовую борьбу как обязательное
условие и основу развития. Царской реформе
противопоставляется только революционный
вариант преобразований. Россию, не пережившую
эпоху становления гражданских свобод,
радикалы соблазняли приобщением к социальным
притязаниям, подталкивали к революции
в условиях, когда очень мало было пространства
для развития человека с правом на инициативу
и развитой и развитой ответственностью.
Экстремум, обострение борьбы стали впоследствии
той гранью, перейдя которую Россия вошла
в полосу гражданской войны, ожесточения,
геноцида. Что же дальше, после восстания?
Вопрос не ставился. Но были отдельные
идеи, которые дают основание считать,
что значение политической власти, политических
свобод осознано не было. Целью разумного
законодательства должно быть равномерное
распределение, устранение причин высокой
смертности, преступности, эпидемий, нищеты.
Однако вопрос о государственности не
был популярен среди приверженцев радикализма.
Однако были нигилистических настроенные,
которые считали, что с народа нельзя снимать
государственную опеку, т. к. могут развиться
страшные бедствия. В России сформировался
самый выдающийся последовательный теоретик
анархизма М. А. Бакунин. Основой анархизма
является тезис Руссо о том, что государство
– зло. Руссо противопоставлял современному
государству народное правление, которое
нельзя назвать государством. М. А. Бакунин
был однозначно за разрушение государства
как стража отношений подавления, враждебного
народу. Анархисты пренебрегали формой,
процедурой, государственностью как общей
организацией, как ценностью, приобретаемой
и совершенствующейся поколениями. В пренебрежении
государственностью проявилась более
общая российская тенденция правового
нигилизма. Славянофилы и радикалы были
близки в своем пренебрежении правом.
Славянофилы считали, что правовой нигилизм
русского народа является его преимуществом.
Правовой нигилизм был устойчивым качеством
русской социальной демократии, которая
теоретически допускала ограниченное
избирательное право и возможность разгона
неугодного парламента. В. И. Ленин всегда
подчеркивал положительную роль только
революционных традиций борьбы русской
социал-демократии, традиции декабрьского
вооруженного восстания, верности революционным
заветам. разрыва со всеми традиционными
привычками, заветами буржуазной демократии,
предопределяя сопротивления мелкотоварного
производства. Радикализм был в России
постоянным объектом критики со стороны,
как либералов, так и консерваторов. От
славянофилов–консерваторов шла традиция
критики революции, революционеров. Они
идентифицируются с бесовщиной, бесами,
что было не по сердцу большевикам и коммунистам.
Целые поколения советской эпохи были
лишены возможности знакомиться с критикой
радикализма. Выдающимся памятником высокого
развития социально-политической мысли
России начала XX в. являются "Вехи".
В знаменитом сборнике статей дан глубокий
анализ истоков, содержания революционного
течения русской мысли, прозвучал мощный
голос предупреждения опасности для всего
русского общества революционизма. В "Вехах"
и многочисленных работах, особенно в
книге "Истоки и смысл русского коммунизма",
Бердяев дал глубокий философский анализ
развития социально-политической судьбы
России. Его работы являются важнейшим
источником анализа особенностей политической
эволюции России до и после Октября. Наиболее
ценны для теории политики выводы Бердяева
об истоках советской тоталитарной власти.
Он обосновывал мысль о том, что господство
свободы над всем ведет к иррационализму
в общественном устройстве, распаду и
хаосу. Крайняя форма возврата к хаосу
– революция. Ей предшествует процесс
распада, падение веры, утраты людьми объединяющего
духовного центра. Революции ничего не
создают, но разрушают. Творчество начинается
лишь в годы реакции, после революций.
По Бердяеву, в период революций "народ
становится добычей дьявола", т. к. теряет
свою духовность. Руководящую роль в обществе
играют люди, которые воображают себя
творцами нового будущего, на деле они
рабы прошлого, зависти, мысли, злобы. Революционная
интеллигенция и молодежь формировались
в условиях притеснения и изоляции от
общества, усиливали в себе особую психологию,
развивали максимум и нетерпимость, недостаток
исторической трезвости. На этой идейной
основе в революции 1905–1907 гг. был разгул
своеволия, экспроприаторства, массового
террора. Точность характеристик мышления
и политической практики радикалов подтвердила
послеоктябрьская история. Революционеры
были политически безответственными.
Вместо того чтобы формировать политическую
культуру широких слоев, они видели проблемы
лишь во внешнем устройстве жизни. Политика,
являясь ограничительным средством, превращалась
во всеобъемлющую цель. Однако вне идеи
воспитания есть лишь две возможности
в политике: деспотизм и охлократия. Предъявляя
самые радикальные требования, во имя
их призывая народ к действиям, революционеры
на первое место поставили призыв к борьбе
и не занимались формированием политической
культуры. Трагические последствия революции
для политических судеб России связаны
с тем, что революционизированный марксизм
стал узкой политической доктриной служения
народу, не предполагал никаких обязанностей
у народа, не ставил ему никаких нравственных
и воспитательных задач. Поэтому на деле
революционная доктрина стала основой
"массовой разнузданности и демократизации"
Русская интеллигенция оказалась оторванной
от народа, хотя в начале, опираясь на социальное
дно, смогла разрушить основы российской
государственности, а уничтожение. Возможно,
это произошло от того, что политическое
мировоззрение русской интеллигенции
складывалось не под влиянием государственного
либерализма Чичерина, а под воздействием
анархизма Бакунина. В послеоктябрьский
период политическая мысль России разделилась
на два основных русла. Первое, ортодоксально
марксистское, обеспечивало идеологию
политики партии. В этом направлении не
было места – все заменил марксизм-ленинизм.
Другое направление складывалось из работ
по политике социалистического и консервативного
характера. Однако только в первые годы
советской власти эти мысли имели какое-то
влияние, т. к. вскоре большая часть ученых
оказались в эмиграции. Только в 90-е гг.
стали известны другие политические мысли,
что дало право на становление новой политологии
как отдельной отрасли знаний, как науки.
Русская и российская политология отличаются
от западной, прежде всего своеобразием
набора и содержания, поставленных и решаемых
вопросов, особенностями видения общих
для всех стран проблем, отстаиванием
в постановке одних вопросов, заимствованием
основополагающих идей Запада. Конечно,
нельзя говорить, что политология как
наука существовала всегда. Свое развитие
она получила с развитием политической
мысли, с появлением политических направлений:
либерализма, консерватизма, радикализма.
Ведь именно в это время появляются великие
ученые философы, теоретики, чьи имена
ярко сияют на небосводе славы. Эти ученые
продвигают своими работами политическую
мысль вперед, соответственно, и политологию
как науку. Сейчас политология у нас еще
слабая, по сравнению с западной, т. к. она
фактически не существовала на протяжении
последних почти семидесяти лет. Но она
все сильнее набирает обороты и скоро
станет достойной соперницей западной
политологии. Конечно, сейчас трудное
время и для более глубокого изучения
политологии мало литературы, но, даже
используя известные исторические факты,
а история нашей страны очень богатая,
можно судить о предстоящих событиях,
которые, в свою очередь, будут обогащать
политологию политическими учениями.
2.
Предмет и методы
политологии
2.1
Объект и предмет
политологии.
Как показывает опыт, в жизни
общества тесно взаимодействуют
две его крупнейшие системы
- экономическая и политическая.
Нет сомнения в том, что в
хозяйственной жизни современной
России (как и других государств)
все сферы экономики (финансы,
банковское дело, страхование, налогообложение,
аудиторские услуги, рынок ценных
бумаг и т.д.) прямо или косвенно
испытывают воздействие политических
процессов. Многие общественные
явления можно осмыслить только
на основе понимания сути взаимодействия
экономики и политики. Итак, современная
политология относится к числу
высоко дискуссионных общественных наук:
практически по каждой рассматриваемой
в ней теме, проблеме и даже отдельному
вопросу имеется несколько (порой прямо
противоположных) точек зрения. Во многом
это проистекает из того, что и по “стартовому”
для любой науки вопросу - о ее предмете
- нет единства мнений.
Политология — наука, традиционно
занимающаяся исследованием государства,
партий и других институтов, осуществляющих
власть в обществе или воздействующих
на нее, а также ряда других политических
явлений. Как это отражено в англо-американском
“Словаре политического анализа”, к нынешнему
этапу развития ее предметное содержание
значительно расширилось и обычно включает
“управление на национальном и местном
уровнях; сравнительный или межстрановый
анализ; политику и политическое поведение;
публичное право и судебно-правовое поведение;
политическую теорию; публично-административную
деятельность и организационное поведение;
международные отношения”. В этом случае
политология — дисциплина, однопорядковая,
с политической социологией, политической
философией, политической психологией
и т.п., т.е. одна из наук о политике. Важную
роль в изучении вопроса о предмете политологии
и в интернационализации её академического
признания сыграл известный Международный
коллоквиум по вопросам содержания и структуры
политической науки, созванный по инициативе
ЮНЕСКО в Париже .В 1948 году. Политологи
из различных стран договорились о неком
едином международном стандарте в понимании
объекта, предметного поля и границ политической
науки. Согласно этому политология должна
включать в себя следующие основные компоненты:
1.
политическую теорию – теорию политики
и историю политических идей.