Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:44, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Задачи и структура работы.
Глава 1. Политика и международные отношения.
– дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
– систематизировать типологию международных отношений;
– дать теоретическое обоснование международных отношений;
– выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Политика и международные отношения………………………..
5
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления……………………………...
5
1.2. Типология международных отношений………………………..
7
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений…….
8
1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику……………………………………….
10
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе…………………….
16
2.1. Россия в системе международных отношений…………………
16
2.2. Внешняя политика современной России……………………….
21
2.3. Геополитическое положение современной России……………
23
Заключение…………………………………………………………………...
26
Список использованной литературы………………………………………..
27
Исследователи
считают, что в 1945-1989 гг. существовала
особая система международных
В условиях перехода
к новой системе международных
отношений Россия (преемник СССР) претерпела
глубокую трансформацию как участник
системы международных
Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли все, и все выиграли от ее окончания. Тем не менее основу взаимоотношений в период распада мирового социализма, Варшавского договора и СССР составляли заявления западных политиков о «ненанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в «неиспользование нынешней слабости России в своих односторонних интересах»). Такие формулировки свидетельствуют об одном: сложилось новое соотношение сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией статуса великой державы на мировой арене[32].
Россия не в состоянии была оказать противодействие созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран Балтии и других стран). Все это — попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности. Такое развитие событий может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в крайне невыгодной обстановке для обеспечения своего участия в формировании положения дел в Европе и мире, России нужно в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.
Одним из результатов
таких дипломатических усилий стало
подписание Основополагающего акта,
регулирующего отношения между
Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ
предусматривает в рамках деятельности
Совместного постоянного совета
участие сторон на равноправной основе
в случае достижения консенсуса в
планировании и подготовке совместных
операций, в том числе и миротворческих
под руководством Совета Безопасности
ООН или под ответственностью
ОБСЕ. Вместе с тем положения
Для западных политиков, несмотря на определенную слабость, Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Не случайным является приглашение России присоединиться к «большой семерке» ведущих развитых государств и составить вместе с ними «большую восьмерку». По мнению ряда исследователей, «семерка» стала эффективным регулятивным центром международных отношений, продолжающих оставаться системой децентрализованной и подчас стихийной. Как регулятивный центр «семерка»/«восьмерка» решает две важные задачи функционирования системы международных отношений: 1) ликвидировать существующие и не допускать возникновения в будущем региональных конфронтационных военно-политических осей; 2) активизировать демократизацию стран с авторитарными режимами (создание единого мирового политического пространства)[34].
Стать полноценным
членом «большой восьмерки» — сложная
задача, поскольку членство в ней
связано не только с правами, но и
определенными финансовыми
Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной задачей внешней политики самостоятельной России является возрождение и укрепление ее международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правительством Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.
Одной из особенностей данной концепции является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий к какой-либо политической силе, поворот к национальным интересам России и ее гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного демократического государства.
К основным положениям относятся: обеспечение процессов формирования государственности России и защита ее территориальной целостности; создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ; активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место.
В складывающейся
системе международных
Любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооруженные конфликты в сопредельных государствах рассматриваются как угроза безопасности страны и жизненно важным интересам ее граждан.
Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере[35].
В фокусе внимания
российской внешней политики остаются
отношения со странами Востока и
Центральной Европы, находящихся
в исторически сложившейся
Для России большую
значимость имеют отношения со странами
Западной Европы. Они важны с точки
зрения вхождения в формирующееся
политическое, экономическое, правовое,
социальное пространство, ядром которого
выступает Европейское
Объективной базой
развития российско-американских отношений
является взаимная заинтересованность
в формировании стабильной и безопасной
системы международных
В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.
Российская внешнеполитическая
концепция имеет целью
2.2.
Внешняя политика
современной России
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений[36].
В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.
Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.)[37].
Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.
Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем[38].
В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие[39]:
– создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
– вхождение в европейское и мировое сообщество;
– разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
– разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
– активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
– равноправное развитие отношений с США;
– противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
– участие в миротворческих
акциях прекращения вооруженных конфликтов
под эгидой ООН.
2.3
Геополитическое
положение современной
России
Роль и место
России в современном мире во многом
определяется ее геополитическим положением,
т.е. размещением, мощью и соотношением
сил в мировой системе
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей[40].