Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:05, реферат
После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 (в довоенный период) до 52.1 Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение безопасности страны, борьба против возрождения фашизма. СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы только с США.
4.
Внешняя политика
СССР в послевоенные
годы.
После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 (в довоенный период) до 52.1 Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение безопасности страны, борьба против возрождения фашизма. СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы только с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).
Наметившееся
после войны потепление международного
климата оказалось недолгим. С 1946
г. происходит обострение отношений
между ведущими странами мира. Главной
осью конфронтации стали отношения
между двумя сверхдержавами - СССР
и США. Коренные различия в социально-политическом
строе, системе ценностей и идеологии,
а также геополитические
Имевшиеся
между СССР, США и Великобританией
противоречия вспыхнули с новой
силой. США выступили с претензией
на мировое господство, используя
для давления на СССР и другие страны
имевшуюся у них монополию
на атомное оружие. 1946 год стал поворотным
в процессе создания новой системы
международных отношений: от политики
сотрудничества бывшие союзники перешли
к конфронтации. Считается, что с
речи У. Черчилля в Фултоне (США) в
международной политике началась эра
«холодной войны» — идеологического,
политического и военно-
С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства (в 1945-1952 гг. одних долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов). Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через СЭВ (1949 г.). В целях поддержки зарубежных левых партий, рабочих и общественных организаций в разных странах мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1952 г. при ВЦСПС был создан Фонд помощи левым рабочим организациям, средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50%)4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Послевоенное устройство мира отличается целым рядом особенностей. Мировое сообщество, пережив самую кровопролитную за всю историю войну (более 50 млн. погибших) и сумев объединить усилия в борьбе против фашизма, рассчитывало на мир и процветание. Однако победа над фашизмом вскоре обернулась расколом мира и угрозой новой мировой войны. Для объективного анализа сложившейся ситуации необходимо дать оценку международной ситуации. Из войны 1941–1945 гг. СССР вышел с чрезвычайно возросшим авторитетом, что было проявлением признательности многих народов за освобождение от фашизма. Претензии на лавры «страны-победительницы» имелись и у США, что диктовалось созданной за годы войны мощной экономической базой. Монопольное обладание ядерным оружием давало возможность этой стране действовать «с позиции силы» в отношениях с потенциальным противником. Постепенно складывается двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоящих им западных стран, вступивших в союзнические отношения. Антигитлеровская коалиция с ее детищем – ООН была поставлена под угрозу. Общество втягивалось в «холодную войну». В США утверждалось мнение, что ХХ век – век Америки и нужно перестраивать мир по своему подобию.
Ответным
шагом со стороны СССР была жесткая
пропагандистская кампания против Запада,
форсированное продвижение
Внутреннее положение Советского государства было не менее противоречивым. Его определяющие факторы: - чувство гордости за одержанную победу, возросший авторитет страны подпитывали идею исключительности социалистической державы; - материальные и моральные потери, человеческие жертвы порождали, наоборот, пессимизм, неверие, утраченное чувство перспективы; - «холодная война», обострение международной обстановки провоцировали экстремальную обстановку с акцентом все на тот же энтузиазм; - в обществе зрела «критическая масса» (вернувшиеся с фронта, из лагерей, интеллигенция), в центре внимания которой был вопрос и системе и необходимости ее пересмотра. К тому же общая угроза сблизила народы и понятие «система» потеряло смысл. Победа предоставила Советскому государству выбор: развиваться с цивилизованным миром, или по прежнему искать «свой путь». Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности. Высокими темпами развивались наука и техника. Крупных достижений добилось отечественное ракетостроение, авиастроение, радиотехника. Социальные проблемы решались медленнее. Однако уже в 1947г. была отменена карточная система и одновременно проведена денежная реформа, обеспечившая стабилизацию денежной системы. Высокие темпы восстановления и развития промышленности обеспечивались за счет изъятия средств из сельского хозяйства, что сказывалось на положении крестьян. Доходы крестьян оставались в 4 раза ниже доходов рабочих и служащих.
Сложной
оставалась политико-идеологическая ситуация
в стране. «Эйфория победы» утвердила
мысль об идеальности советской
системы. В 1947-1951 гг. были проведены
погромные «дискуссии» по философии,
языкознанию, политэкономии, истории,
физиологии, в ходе которых насаждались
единомыслие и административно-
Только скоропостижная кончина И. Сталина 5 марта 1953 г. изменила обстановку в стране. С его кончиной закончилась целая эпоха в жизни страны. Самой серьезной проблемой для наследников Сталина было решение вопроса о сохранении созданной ими системы. Но каждый из них понимал, что оставить ее без изменений было уже невозможно.
Советская директивная экономика, в силу ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому внедрению научно-технических разработок в производство (кроме военно-промышленного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночной экономикой. Предпринимаемые попытки реформирования командно-административной системы не привели к положительному результату. Но поскольку руководство СССР инициировало только реформы в определенных пределах, в конечном итоге все это оказалось бесплодными попытками совершенствования административно-командной системы. Изучая данный период экономической истории России, приходится констатировать, что советское руководство, приступая к реформам, не имело комплексной перспективной программы дальнейшего развития страны. Этим объясняются многочисленные, лишенные здравого смысла, повороты в экономической политике. Это приводило к поспешности и в определении сроков достижения намеченных целей, и в выборе методов их осуществления, что зачастую обесценивало положительный эффект от нововведений5.
Общественно-политическая
обстановка в СССР в послевоенные
десятилетия характеризовалась
двойственностью. С одной стороны,
народ-победитель заслуженно ожидал значительных
перемен и либерализации
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Внешняя политика СССР в послевоенные годы