Внешняя политика и международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 23:24, контрольная работа

Описание работы

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.
Целью данной контрольной работы является изучение внешней политики и международных отношений России.

Содержание

Введение 3
1. Внешняя политика государств: сущность, формирование, функции и методы осуществления. 4-7
2. Глобальные проблемы современности, их влияние на международные отношения. 7-11
3. Внешняя политика России на современном этапе 11-12
Заключение 13-14
Литература 15

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

      Кафедра социальных наук, педагогики и права 
 
 

      Контрольная работа по политологии

      Тема  № 29 «Внешняя политика и международные  отношения» 
 
 

      Выполнила студентка: Сивцева Юлия Сергеевна

      Учебной группы 07 ДЗИМ  шифр189 
 
 

      Контрольную работу                                 Допущена к защите:

      Проверил: Грищенко Н.А.                     _________________________

                                                                                  (дата и подпись преподавателя) 
 
 

      Контрольная работа

      зачтена _____________________

                 (дата и подпись преподавателя) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

2010

      План 

Введение 3 

1. Внешняя политика  государств: сущность, формирование, функции  и методы осуществления. 4-7

2. Глобальные проблемы современности, их влияние на международные отношения. 7-11

3. Внешняя политика России на современном этапе 11-12

Заключение 13-14

Литература 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Успехи, а в равной степени и неудачи в экономической, политической, социальной и иных сферах жизнедеятельности любого государства во многом зависят от состояния международных отношений, составляющих одну из самых сложных и многогранных областей человеческой деятельности.

     Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене.

     Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны.

     На  основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

     Целью данной контрольной работы является изучение внешней политики и международных  отношений России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Внешняя политика государств: сущность, формирование, функции и методы осуществления.

     Отношения между государствами осуществляются через внешнюю политику, представляющую собой совокупность целей и интересов, которые государство и его  господствующая элита защищает всеми  имеющимися средствами в своих отношениях с другими странами.

     Внешняя политика любого государства формируется  под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся общественно-политический строй, уровень развития производительных сил, науки и техники, военная мощь государства, географические условия, исторические, демографические, национальные и другие факторы. Субъективные факторы включают в себя сознательную внешнеполитическую деятельность индивидов, социальных групп, классов, политических партий и правительств.

     В наши дни, несмотря на то, что объективные  факторы по-прежнему играют решающую роль в формировании внешней политики, значительно возросла роль субъективных факторов, и, в первую очередь народных масс, хотя нельзя сбрасывать со счетов и участие политических лидеров в развитии и укреплении межгосударственных отношений.

     Важное  значение для понимания сущности внешней политики имеет положение  о связи ее с внутренней политикой, их единство и диалектическая взаимозависимость. Сегодня уже стало очевидным, что внешняя и внутренняя политика — это два разных, относительно независимых типа поведения одного и того же субъекта, каждый из которых определяется некоторой совокупностью своих, тоже независимых факторов. Следовательно, связь внутренней и внешней политики не носит однозначно детерминированный характер. В качестве примера можно привести войну СССР в Афганистане, которая не отражала внутренние интересы государства, а наоборот, подорвала веру в непогрешимость политических лидеров СССР и привела к громадным материальным и людским потерям.

     Внешняя политика, как и другие сферы политической деятельности, имеет свои принципы, которые действуют в отношениях между государствами независимо от их общественного и государственного строя и уровня развития. К таким интернациональным принципам можно отнести принцип приоритета во внешней политике общечеловеческих ценностей и интересов, принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

     Рассматривая  международный аспект приоритета общечеловеческих интересов и ценностей, необходимо отметить, что ныне нет такой страны и народа, которые могли бы изолировать себя от процессов, происходящих в остальном мире. Никто и нигде не может считать себя защищенным от катастрофических последствий оружия массового уничтожения, от негативных экологических воздействий производственной деятельности человека и т.п. Это делает принцип приоритета во внешней политике общечеловеческих ценностей одним из базовых в мировом общественном развитии.

     Следующим глобальным принципом является принцип мирного сосуществования. Под ним понимается международный порядок, при котором господствует не сила, а разум, добрососедство и сотрудничество, идущие на пользу всем народам. Сегодня этот принцип признан всеми странами, он зафиксирован в Уставе ООН и в 1975 г. закреплен в документах Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В текст акта был включен ряд принципов международного общения, получивших международное признание как Кодекс мирного сосуществования. К ним относятся отказ от войны как средства решения спорных вопросов между государствами; равноправие, взаимопонимание и доверие между государствами, учет интересов друг друга, невмешательство во внутренние дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран, развитие экономического и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды, добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных договоров и др.

     Принципы  приоритета во внешней политике общечеловеческих ценностей и интересов и принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем относятся к принципам первого уровня.

     Ко  второму уровню принципов внешней  политики относятся принципы, отражающие государственные интересы, их доктринальные  внешнеполитические и военные установки.

     Внешнеполитические  принципы демократических и миролюбивых государств направлены на избавление человечества от войн и военных конфликтов, на предоставление народам права самим выбирать пути своего развития, отвечающие их национальным интересам и традициям.

     Внешняя политика любого государства получает конкретизацию в его внешних функциях — основных направлениях реализации исходных политических принципов. Необходимость осуществления внешних функций и их объем определяются не столько внутренними потребностями государств, сколько особенностями международной обстановки, т. е. факторами внешнего характера.

     Каждая  внешняя функция, как и любая  внутренняя функция государства, представляет собой сложное комплексное образование, складывающееся из большого числа более  узких направлений и сторон деятельности, которые можно квалифицировать по субъекту и объекту политики, регионам, целям и т.д. Так, критерий субъекта позволяет более детально проанализировать внутреннюю структуру любой рассматриваемой функции, ибо не могут быть одинаковыми отношения к странам, которые проводят дружественную и открыто враждебную политику.

     По  содержанию в каждой функции можно  выделить различные виды международного сотрудничества, а именно: политическое, экономическое, научно-техническое, военное и т.д., которые в то же время постоянно видоизменяются в зависимости от складывающейся международной обстановки и положения внутри самих государств.

     Внешнеполитические  отношения чрезвычайно многообразны и их нельзя вместить в несколько функций, тем более что они могут переплетаться с глобальными, общечеловеческими проблемами, и тогда возникают отношения, в которых совместно участвуют все народы мира. Это придает внешней политике особую значимость в обеспечении жизнедеятельности государства и его связи с другими странами мира.

     Важнейшим средством проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов внешних сношений по защите прав и интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организации и учреждений. Издавна с интересами государства за рубежом связана и деятельность органов внешней разведки.

     В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем - утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождения путей гармонизации интересов различных государств.

     На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, т.е. совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене.

     Формирование международных отношений происходит под воздействием следующих факторов:

  • достижений общественно-политических наук;
  • складывающейся мировой экономической и политической ситуации;
  • баланса военно-стратегических сил;
  • деятельности международных организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и др.);
  • влияния отдельных государств;
  • состояния природной среды, сырьевых и природных ресурсов.
 
  1. Глобальные  проблемы современности, их влияние на международные отношения.

     Глобальные  проблемы современности – это  совокупность наиболее острых мировых  проблем, решение которых требует  массового осмысления и объединения  усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий характер, что обусловлено растущей целостностью современного мира.

     По  мере развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, в том числе и планетарного характера. Но это была предыстория глобальных проблем. В полной мере они проявились во второй половине XX в., а точнее, на рубеже веков и тысячелетий. Никогда прежде человечество не возрастало количественно в 2.5 раза при жизни только одного поколения, в результате чего ныне наблюдается небывалый «демографический» пресс. Бурное развитие промышленности и сельского хозяйства привело к увеличению мощи воздействия на природу (изъятие огромного количества ресурсов и возвращение в природу отходов). НТР, глобализация мировой экономики, накопление огромных запасов оружия массового уничтожения и т.д. — вот причины появления глобальных проблем.

Информация о работе Внешняя политика и международные отношения