Внешняя политика Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Организация дипломатической деятельности неотделима от внешнеполитической функции государства. Зарождение государственности даже в такие «непросвещенные» времена, как IX-X веках отечественной истории, неизбежно предполагает с первых же шагов древней Руси на международной арене существование определенных организационных внешнеполитических начал, конкретных дипломатических средств, методов, форм, приемов, свойственных не только уровню развития данного государства, но и в известной степени международной практике своего времени.

Содержание

1. Зарождение дипломатической системы древней Руси
2. Формирование и развитие внешнеполитических отношений:
2.1. Роль князя Игоря, воеводы Олега в формировании внешнеполитических отношениях.
2.2. Роль Ольги в формировании дипломатических отношениях.
2.3. Политика Святослава. Независимость Руси.
2.4. Политическая деятельность Владимира сына Святослава.
3. Внешняя политика Руси времен Ярослава Мудрого.

Работа содержит 1 файл

внешняя политика древней руси.docx

— 42.74 Кб (Скачать)

М. А. Оболенский связал воедино два исторических факта — посольство Ольги в Константинополь и русскую миссию к Оттону I. Он считал, что основная цель этих поездок — домогательство руссами цесарского титула, и, поскольку Ольгу постигла неудача в Византии, она обратилась через два года по этому же поводу на Запад. Так родилась версия о дипломатической игре Ольги с Византией и Западом. Ольга обратилась к Оттону I лишь после охлаждения отношений между Русью и Византией, что отразилось, согласно летописи, в переговорах императорских послов в Киеве и в негативных оценках Руси Константином VII Багрянородным в его сочинениях. На Западе Ольга искала не религиозных контактов, а связей государственных, поэтому и направила послов не к папе, а к германскому королю.   Попытки   же   Оттона   I   навязать   епископство   руссам встретили с их стороны резкое сопротивление и обусловили неудачу Адальберта. Адальберт кроме миссионерских целей имел и политические расчеты. 

Ольга вела с  Византией переговоры по торговым и  политическим вопросам, обещала императору выслать дары и дать «воев», что  нашло отражение в союзных  действиях Святослава.

В общем плане  развития древнерусской дипломатической  практики следует рассматривать  и политические контакты Руси с Хазарией, народами Северного Кавказа, с печенегами, а также попытки добиться мирных урегулирований после русских походов  в Закавказье в первой половине Х  века.  

 Вместе с  тем для киевской правящей  верхушки становится очевидным,  что дальнейшая решительная борьба  за реализацию этих внешнеполитических  направлений сопряжена с борьбой  против Хазарского каганата, обострением  соперничества с Византией, новыми  войнами, поисками союзников на Западе и Востоке, новой дипломатической активностью. Правительство Ольги не ставило перед собой решение подобных задач. Эту нелегкую государственную миссию взяло на свои плечи киевское правительство молодого Святослава.  

2.3. Политика Святослава. Независимость Руси.          

Дипломатия Святослава опиралась на предшествующие внешнеполитические успехи древней Руси, синтезировала  накопленный внешнеполитический опыт и в этом плане являла собой  новый качественный этап.

Молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, летом 964 года начал поход против хазар. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии — Итиля.

Союзниками Святослава в походе 964—965 годов выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

В осажденном городе евреям бежать было некуда, потому они вышли сражаться со Святославом и были разбиты наголову. Уцелевшие бежали "черными" землями к Тереку и спрятались в Дагестане. Святослав пришел и на Терек. Там стоял второй большой город хазарских евреев — Семендер. Семендер имел четырехугольную цитадель, но она не спасла город. Святослав разгромил Семендер и, забрав у населения лошадей, волов, телеги, двинулся через Дон на Русь. Уже по дороге домой он взял еще одну хазарскую крепость — Саркел, находившуюся около нынешней станицы Цимлянской. Саркел был построен византийцами в период их короткой дружбы с Хазарией. В Саркеле Святослав встретил гарнизон, состоявший из наемных кочевников. Князь одержал победу, разрушил крепость, а город переименовал в Белую Вежу. Там в дальнейшем поселились выходцы из Черниговской земли. Взятием Саркела завершился победоносный поход Святослава на Хазарию.

В результате похода 964—965 годов Святослав исключил из сферы влияния еврейской общины Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но не все военно-политические задачи были решены. На Кубани, в северном Крыму, в Тьмутаракани еврейское население под именем хазар по-прежнему удерживало свои главенствующие позиции и сохраняло финансовое влияние. Однако основным достижением похода, бесспорно, явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость.

Результаты похода 964—965 годов не могли не поднять  авторитет Руси в глазах византийского  союзника, который старался всеми  силами привлечь Святослава к решению  внешнеполитических проблем империи. Византийскому правительству требовался человек для переговоров со Святославом. Выбор пал на византийского дипломата, сына стратига херсонесской фемы (области), Калокира. Калокир был человек столь же энергичный, сколь и честолюбивый. Язык славян и их нравы он знал хорошо, ибо встречался с ними в Херсонесе, а будучи византийским офицером, плечом к плечу со славяно-русами сражался в Сирии против мусульман.

В Киеве Калокир  заключил выгодный для Византии договор, по которому русы обязались принудить  к покорности Болгарское царство. Но честолюбивый посол втайне мечтал об императорской короне. Он решил опереться на войско русов и, свергнув старого императора Никифора II Фоку, захватить власть в Константинополе.

Выполняя договор, русы высадились в устье Дуная, разбили  болгарского царя Петра и овладели Болгарией. Планы Калокира стали  сбываться: князь славяно-русов Святослав  стал ему другом; в коротком переходе от Константинополя стояли русские  дружины; подошли к нему и союзники — печенеги.

К несчастью  Калокира, его замысел открылся еще  при Фоке. Иоанн Цимисхий, захвативший  с помощью императрицы Феофано  власть и безжалостно казнивший  старого императора Фоку, оказался способным и деятельным полководцем. Новый базилевс бросил на Святослава и Калокира созданные его предшественником отличные войска. Кроме того, еще Фока успел распорядиться, чтобы союзники Византии — левобережные печенеги — напали на Киев. Поэтому Святославу пришлось оставить Болгарию и устремиться на Русь спасать собственную столицу, свою старую мать и детей. Но когда он подоспел к Киеву, война уже завершилась, не начавшись. Пришедшие с севера войска воеводы Претича остановили печенегов. Их хан обменялся с Претичем оружием и, заключив мир, ушел в приднепровские степи.

Святослав, бросивший  все в Болгарии, обнаружил, что  в Киеве он совсем не ко двору. Там  крепла христианская община, и ее не устраивал князь-язычник. Сам Святослав  не жаловал христиан, да и вообще ему было "не любо сидеть в Киеве". Ольга просила сына не покидать ее. Но старая княгиня скоро умерла, и Святослав поспешил вернуться  в Болгарию, где ситуация также изменилась не в его пользу.

Византийцы вышли  на равнину Северной Болгарии и захватили  город Преславу (Преслав). Болгары  быстро перешли на сторону греков: русы уже разочаровали их насилиями  и жестокостью. Успевший покинуть Преславу отряд русов вместе с Калокиром  ушел на Дунай в город Переяславец. Печенеги тоже оставили Святослава. Покинутый  союзниками, он с небольшой дружиной противостоял теперь и византийским войскам, и восставшей Болгарии.

Весной 971 года Цимисхий, прервав притворные переговоры со Святославом, подошел к Переяславцу с лучшими войсками империи. Одновременно в Дунай вошла греческая эскадра из 300 кораблей. Переяславец пал после трехдневного штурма, и наступил последний акт трагедии. Русы не могли воевать "в чистом поле" из-за отсутствия конницы и заперлись в городе Доростол. Греки обложили эту небольшую крепость со всех сторон. Русы приняли бой, они сражались героически: в пешем строю атаковали византийцев, и только удар латной конницы спас Цимисхия от поражения. Большие потери с обеих сторон и голод в русском стане подтолкнули противников к переговорам. Грекам не нужна была жизнь Святослава и его дружины. Они согласились дать русам уйти. Святослав за это обещал отступиться от Болгарии.

Святослав не пошел  к столице, а расположил обессиленное ранами, лишениями и переходом  войско на Березани. Во время мучительной, голодной зимы 971-972 годов в войске Святослава произошел раскол. Русы-язычники обвинили в поражении русов-христиан, входивших в дружину. Были замучены и убиты все дружинники-христиане, среди погибших оказался и родственник Святослава Улеб. В Киеве не могли не знать о кровавых событиях на Березани. Киевские христиане, составлявшие большую и влиятельную общину, поняли, что их ждет, когда Святослав с ожесточенной дружиной войдет в собственную столицу.

Весной 972 года русы с Березани двинулись к Киеву. У  днепровских порогов русов ожидали левобережные печенеги.  В короткой битве дружина Святослава была полностью истреблена, и печенежский хан Куря обзавелся чашей, сделанной из черепа князя.

В гибели князя  и его войска были заинтересованы киевские христиане, во главе которых стоял старший сын Святослава Ярополк.

Итак, с гибелью  князя-язычника Киевская Русь стала  превращаться в тихую и спокойную  державу, где христианское учение приобретало все больше сторонников.

Пошло это во вред или на пользу Руси? Если бы Святослав  восторжествовал, он превратил бы Киев в базу разбойничьих набегов. Святослав  враждовал бы с племенами, обкладываемыми данью, и с христианами, обычно казнимыми  им. В итоге у киевского князя  не осталось бы друзей.

Со смертью  Святослава военно-языческая партия в Киеве ослабла. Сила и влияние  стали переходить к христианам, и  это вызвало эмиграцию части  русов из Киевской державы.

Русы великолепно  знали дорогу на Запад. Туда они и  направились, как только их вынудила к этому ситуация. Византии были очень нужны воины для борьбы с мусульманами. Русов-наемников  ждали сражения с войсками халифата на восточных границах Византийской империи.

Направившиеся в "Андалус" — Испанию —  были хорошо знакомы с саблями и стрелами берберов и предпочли напасть на христианскую Галисию (область в Испании). Их первыми "подвигами" стали разорение побережья, сожжение монастырей и убийства священников. Три года они свирепствовали в этой земле. Край пришел в запустение. Наконец герцогу Гонсало Санчесу удалось собрать войска и разбить захватчиков. Русы погрузились на корабли, уплыли, и... больше о них не известно ничего.

Скорее всего, остатки этого буйного племени покоятся на дне Атлантического океана. С гибелью этого отряда русов была окончательно перевернута страница истории, повествовавшая о взаимоотношениях древних славян с русами.

В IX—X веков эти  два народа иногда враждовали друг с другом, а иногда вступали в тесный контакт. Контакт между славянами и русами более всего был характерен для Киева, где господствовали "русы-славянофилы". Там-то и сложилась славяно-русская этническая общность. Сближение русов и славян было настолько тесным, что русы передали славянам и свое имя, и своих князей. Земля полян стала называться Русью. Но древний конфликт славян и русов сменился другим, не менее кровавым и тяжелым. 

2.4.  Политическая деятельность Владимира сына Святослава.

Возглавивший  после смерти княгини Ольги Киев и киевскую христианскую общину Ярополк Святославич был связан договорами с Константинополем и печенегами. На севере, в Новгороде, христианству противостоял балто-скандинавский культ Перуна, бога обновленной языческой религии. И хотя Киев оставался языческим городом, культ Перуна, принесенный с берегов Балтийского моря, киевлянам вовсе не был симпатичен. Славяне верили в Хорса — Солнце, почитали женское божество Мокошь, небесного Дажьбога, скотьего бога Волоса. Как всякие боги, славянские тоже требовали почитания, но не человеческих жертв. Совсем другим был культ Перуна, с приходом которого земля обагрилась кровью жертв. Ненависть киевлян к культу и поклонникам Перуна  обострилась.   Случаи   человеческих  жертв   только подталкивали многих к крещению.

В столь острой ситуации столкновение полярных мировоззрений было неизбежным. Началась долгая и упорная борьба Ярополка со сторонниками Перуна, которых возглавлял сводный брат Ярополка Владимир, сын наложницы Святослава — ключницы Малуши. Владимиру и третьему сыну Святослава — Олегу было около 15 лет, Ярополк был чуть старше. Эти юноши вряд ли могли проводить самостоятельную политику. За ними стояли опытные и влиятельные мужи, опиравшиеся на население определенных земель.

Победа печенегов  над Святославом, принесшая Ярополку власть, на какой-то период объединила Древнюю Русь. Почти все славяно-русские земли по Днепру и Новгород на севере подчинились Ярополку. Короткий набег на Овруч избавил его от младшего брата Олега — князя древлян  — и подчинил его земли Киеву. Владимир же со своим дядей Добрыней был послан в Новгород еще Святославом. После гибели Олега, боясь старшего брата, Владимир Святославич бежал в Швецию. Было достигнуто желанное единство страны. Но оно оказалось хрупким.

Владимир вернулся в Новгород как приверженец "злых" балтийских богов. Возглавив войско из варягов и новгородцев, он сначала напал на Полоцк, убил его князя Рогволода и присоединил Полоцкую землю к Новгороду. Затем последовал захват Смоленска. И вот в 980 году великим путем "из варяг в греки" Владимир подошел к Киеву.

Информация о работе Внешняя политика Древней Руси