Автор: o*******************@list.ru, 28 Ноября 2011 в 12:01, доклад
Власть – важное явление в жизни общества. Это определяется необходимостью координировать взаимодействие множества относительно автономных участников событий. Тем более, что поведение человека в отличие от других животных практически не предопределяется генетически.
Власть – важное явление в жизни общества. Это определяется необходимостью координировать взаимодействие множества относительно автономных участников событий. Тем более, что поведение человека в отличие от других животных практически не предопределяется генетически.
Власть – возможность и способность человека оказывать влияние на поведение других людей с получением желаемого результата. Это определение общесоциологическое, оно охватывает различные виды властных отношений в обществе: экономическую власть, политическую, социальную, религиозную и другие. В курсе политологии внимание направлено, прежде всего, на политическую власть.
Она имеет следующие особенности, черты, выделяющие её среди других:
а) политическая власть – это, в конечном счёте отношения между большими группами людей;
б)
субъект политической власти имеет
приоритет в легальном
в) это принуждение является организованным и осуществляется с помощью мощного орудия, сложного инструмента – государства, с его силовыми структурами;
г) политическая власть является публичной, то есть затрагивает интересы всех членов и групп общества и влияет на их поведение;
д) универсальность – её субъект использует ресурсы, типичные и для других видов власти.
Можно говорить о структуре власти, то есть властные отношения предполагают наличие ряда явлений, элементов. Прежде всего, это агенты власти: субъект и объект. Субъект – это люди, группы людей, государственные структуры, которые оказывают властное воздействие на поведение других людей. В обыденной и научной речи часто слово «власть» употребляют в значении «субъект власти». Объект – люди, на которых оказывает властное воздействие субъект власти. Ресурсы власти – это все те средства, которыми располагает субъект власти, и которые он может использовать при воздействии на объект, добиваясь нужного его поведения. Часто выделяют три следующих основных ресурса власти (способа воздействия на объект): принуждение, убеждение, авторитет. Вообще же, арсенал средств воздействия, которыми располагает субъект государственной власти, – а это основной вариант политической власти, – очень широк и разнообразен. Все ресурсы можно объединить в четыре большие группы: принудительные (силовые) ресурсы, экономические, социальные и информационно-культурные.
Власть характеризуется порядком, способом организации её институтов и способами, приёмами её осуществления, механизмом власти.
Об
этом будет особый разговор в других
темах. Сейчас же обратим внимание на
некоторые аспекты механизма
власти, понимание которых поможет
разобраться в сложных
Если власть – это возможность добиваться от людей нужного субъекту поведения, то сам процесс воздействия на объект есть управление. Управление – сложный процесс и предполагает осуществление ряда функций (выработка и принятие решений, организация, регулирование, контроль). В управлении можно выделить уровни: непосредственное управление (воздействие на непосредственного исполнителя воли субъекта) и руководство.
Руководство политическое – деятельность основного субъекта политической власти по определению основной цели, основного направления движения, основных задач, решение кадровых вопросов, определение приоритетов, осуществление общего контроля. Субъекту руководства совсем не обязательно взаимодействовать с конечным непосредственным исполнителем. Поэтому может возникать ситуация, когда масса подчиняющихся не знает тех, кто является действительным хозяином положения, а последний не хочет, чтобы его знали как основного субъекта власти. Это криптократия – тайная, скрытая власть.
Об
опасности скрытой власти военно-промышленного
комплекса США говорил в 1961 году
президент Д. Эйзенхауэр, об опасности
5-й власти (власти организованной преступности)
в Украине говорил в 1994 году президент
Л. Кучма. С другой стороны, возможность
распределения функций управления, делегирование основным
субъектам власти властных полномочий,
делает осуществимым принцип народовластия.
Если знания и навыки позволяют массе
людей принимать решения со знанием дела,
решать основные кадровые вопросы (на
выборах), то благодаря развитому демократическому
механизму можно осуществлять контроль
над теми, кому поручено управлять государством.
Литература: