Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 01:40, курсовая работа
Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».
ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………………….2
ВЛАСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ……………………………...3
ПРИРОДА ВЛАСТИ………………………………….....………………..5
ВИДЫ ВЛАСТИ………………………………………….……………….7
СТРУКТУРА ВЛАСТИ…………………………………………………..9
СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ………………………...……………...11
СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ………………………..………………12
РЕСУРСЫ И ФОРМЫ ВЛАСТИ……………………….………………13
ЛЕГЕТИМНОСТЬ ВЛАСТИ……………………………………………15
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………………………………..17
ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ И СООТНОШЕНИЕ……………..……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….
1) экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть представители бизнес - элиты);
2)
социальная власть (на уровне
самой государственной власти - ее
способность повышать и
3)
информационная власть (контроль
за производством и
4)
принудительная (силовая) власть (специальные
институты принуждения в
5)
правовая власть (опора самой
государственной власти на
В зависимости от субъектов, власть делится на:
классовую;
партийную;
народную;
президентскую;
парламентскую.
По степени институционализации выделяется
правительственная,
школьная,
городская власть и др.;
По количественному признаку:
единоличная (монократическая),
олигархическая (власть одной группы),
полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
По социальному типу правления:
монархическая,
республиканская.
По режиму правления:
демократическая;
авторитарная.
тоталитарная;
бюрократическая.
По широте распространения выделяются:
мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
макроуровень - центральные органы государства;
мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)
микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по функциям ее органов, например:
законодательная;
исполнительная;
судебная.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДРУГИХ
ВЛАСТЕЙ
Политическая
власть характеризуется рядом
легальностью в использовании силы в пределах государства;
верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их;
публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам;
моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;
многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:
1) Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);
2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах;
3) Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);
4) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально – бюрократическим) правилам поведения;
5)
Контроль – осуществляемое
СТРУКТУРА
ВЛАСТИ
СУБЬЕКТ
И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект. А также средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу 1999г.).
Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.
Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".
Масштабы
отношения объекта к субъекту
властвования простираются от ожесточенного
сопротивления, борьбы на уничтожение
до добровольного, воспринимаемого
с радостью повиновения. Качества объекта
политического властвования определяются,
прежде всего, политической культурой
населения.
РЕСУРСЫ
И ФОРМЫ ВЛАСТИ
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека определенных ценностей, в том числе и жизни (оружие, карательные органы в целом).
В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как:
страх,
интерес,
убеждение.
Спецификой политической власти является то, что она взаимодействует с экономикой, социальной, военной и другими формами власти. Политика является регулятором других сфер общественной жизни, а эффективность ее осуществления связана с уровнем развития этих сфер общественной жизни.
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и обычно связанных с ним социальных привилегий, с одной стороны, и исполнительской деятельности, с другой. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации.
Власть
существует и функционирует не только
в разных сферах общества, "но и на
трех уровнях его социальной структуры:
общественном, охватывающем наиболее
сложные социальные и политические отношения;
публичном или ассоциативном, объединяющем
коллективы и отношения в них (общественные
организации, союзы, производственные
и иные коллективы), и личном (частном,
приватном), в малых группах. Совокупность
всех этих уровней и форм власти образует
общую структуру политической власти,
которая имеет пирамидальное строение.
В ее основании - общество в целом, ближе
к основанию — господствующие силы (классы,
партии либо просто группы единомышленников),
определяющие политику и формирование
власти. На вершине - реальная или формальная
власть - правительство, президент, парламент
(руководство меньших размеров).
ЛЕГЕТИМНОСТЬ
ВЛАСТИ
Легитимность власти - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.
Типы легитимности власти:
Легальный - власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства.
Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.
Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс.