Власть в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.). Понятие власти является одним из центральных в политологии. Необходимо отличать власть от влияния, т.е. способности субъекта тем или иным образом воздействовать на объект. Это отличие проявляется в нескольких основных моментах:
Во - первых, власть отличается от влияния более высокой силой воздействия и способностью добиться подчинения - действительно, мы ежедневно и ежечасно испытываем самые разнообразные влияния и воздействия, но далеко не каждое из них нас себе подчиняет;
Во - вторых, власть - это не просто воздействие на кого - то или что - то, а способность добиться изменения кого - то или чего - то (т.е. объекта).
В третьих, существенным отличием власти от влияния является ее способность накладывать санкции, т.е. наказания за неисполнение ее воли.

Содержание

Введение. (стр.3)
1.Сущность политической власти. (стр.4)
2. Понятие политической власти. (стр.5)
3. Понятие ресурсов власти. (стр.7)
4. Виды власти. (стр.8)
5. Особенности политической власти. (стр.10)
6. Принцип разделения властей. (стр.11)
7. Соотношение властей в обществе. (стр.13)
Заключение. (стр.14)
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

политология реферат.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

  Базовым элементом существования и функционирования любой власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ. Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

  Легитимность  может проявляться, например, как  в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

  Проблема  легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в  управлении государством. Неспособность  системы обеспечить такое участие  подрывает её легитимность.

Признаками  падения легитимности власти являются:

  1. Рост степени принуждения;
  2. Ограничение прав и свобод;
  3. Запрещение политических партий и независимой прессы;
  4. Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;
  5. Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти;

   Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные  перевороты – открытые формы недовольства режимом.

   В науку понятие “легитимность  власти” впервые было введено  Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности  политической власти:

  • в соответствии с традицией (монархия);
  • харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля);
  • рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

 

5.Особенности политической власти.  

  Власть - это отношение между людьми, при котором один из них (субъект власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в силу того, что он этим обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания, которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.

  Таким образом, для возникновения властных отношений требуется, во - первых, наличие  как минимум двоих взаимодействующих  друг с другом людей, и, во - вторых, наличия  неравенства между ними в распределении ресурсов.

  Власть, властные отношения существуют везде, в рамках любого устойчивого объединения  людей: в семье, в неформальных группах, в производственных коллективах, в  разного рода организациях и учреждениях - она неизбежно возникает, так  как даже в малом человеческом коллективе существует необходимость в управлении и в поддержании порядка, а также имеет место естественное неравенство его членов, предрасполагающее одних к доминированию и к господству, а других, к подчинению.

  Власть, действующая в масштабах государства или какого - либо его подразделения (учреждения) или территориальной единицы (провинция, штат, область, город, и т.д.) становится политической властью.

  Власть  вообще - одна из самых спорных и  неоднозначных категорий как  политической, так и социально - философской науки.

 

6.Принцип разделения властей.

  В обществе можно выделить следующие  группы:

  1. Группы власти (государственной, партийной и хозяйственной) разного уровня (высший, средний, низший или общесоюзный - республиканский - региональный - местный);
  2. Группы, связанные по роду своей деятельности с престижными отраслями и ведомствами (Министерство обороны и ВПК, сфера элитных услуг, жилищно-коммунальное хозяйство);
  3. Хозяйственные руководители (менеджеры) разного ранга (руководители объединений, предприятий и их подразделений);
  4. Группы интеллигенции различного профиля (технические и научные работники, работники учреждений культуры);
  5. Группы, занятые в сфере семейной экономики и индивидуальной трудовой деятельности;
  6. Деклассированные элементы (бомжи, алкоголики, преступники, и т.д.).
 

   В современной России можно условно  выделить пять основных социальных групп: 

  1. Административная  элита: сохранившая свои позиции  партхозноменклатура “первого”  и “второго” эшелонов, сросшаяся  с новой политической элитой (пошедшие во власть российские “демократы”);
  2. Рабочие, разделяющиеся на группы по отраслевой принадлежности, квалификации (грубый физический труд либо высокотехнологичное наукоемкое производство) и уровню дохода (процветающие либо депрессивные отрасли);
  3. Интеллигенция, подразделяющаяся по различным критериям на несколько групп (элитная столичная и преимущественно люмпенизированная провинциальная);
  4. Предприниматели, банкиры, менеджеры и др.;
  5. Сельское хозяйство: работники коллективных хозяйств (ООО, ЗАО  и фермеры).
 

   В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация  и контроль.

  1. Руководство – деятельность, состоящая в определении общих направлений деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);
  2. Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля, за общим состоянием дел, в этих сферах;
  3. Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);
  4. Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально – бюрократическим) правилам поведения;
  5. Контроль – осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений.

   Вместе  с тем следует помнить, что  вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления.

 

7. Соотношение властей  в обществе.

  Политическая  власть характеризуется рядом отличительных  признаков: легальностью в использовании  силы в пределах государства; верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам; моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны.

  В рыночном,  демократическом обществе существует, как известно, много  независимых собственников, социальных фондов, многообразие ресурсов и т.п.. Политическая власть и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

  Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей  при командной роли политики наблюдается  в тоталитарный государствах. Демократический  же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

 

Заключение. 

  Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).

  В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными  субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

  Воля  к власти у одних дополняется  потребностью других присоединиться к  властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

  Политический  порядок включает структурные и  системные элементы. Здесь важно  исследовать проблемы политического  господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического неравенства; механизмы  правления в рамках различных государств.

  Политология в одинаковой степени изучает  как существующий порядок власти, где доминируют постоянные, неизменные величины, так и политический процесс, где доминируют переменные величины. 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы:

  1. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. – Москва,

 2000.

  1. Чиркин В.Е. Современное государство. – Москва, 2001.
  2. Крадин Н.Н. Политическая антропология. – Москва, 2001.
  3. Макарин А.В. Бюрократия в системе политической власти. – С-Пб., 2000.
  4. Интернет ресурс «Википедия».

Информация о работе Власть в обществе