Власть в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………...........……..3
1. Возникновение и сущность власти………………………………………......4
2. Понятие, структура и агенты власти……………………………………....…6
2.1. Субъект и объект власти…………………………………….......…........6
2.2. Природа подчинения……………………………………………….........8
3. Механизмы осуществления политической власти и её особенности……..11
3.1. Понятие ресурсов власти. Типы ресурсов……………………...…..….11
3.2. Виды власти……………………...………………………………….…...14
4. Соотношение властей в обществе…………………………………………...27
5. Принцип разделения властей…………………………………………….…..19
Заключение………………………………………………………………….……23
Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Политология - Власть в обществе.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

       ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И

       ЭКОНОМИКИ»

       Кафедра «История и политология» 
 

       РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ» 
 
 
 

       на  тему: «Власть в обществе» 
 
 
 
 

                    Выполнил(а): Студент(ка) 2-го курса

                специальности 350400 Ф.И.О. Проверил(а): доц. Ф.И.О. 

Санкт- Петербург 2011 
СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………...........……..3 

1. Возникновение и сущность власти………………………………………......4 

2. Понятие, структура и агенты власти……………………………………....…6 

   2.1. Субъект и объект власти…………………………………….......…........6

   2.2. Природа подчинения……………………………………………….........8 

3. Механизмы осуществления политической власти и её особенности……..11 

   3.1. Понятие ресурсов власти. Типы ресурсов……………………...…..….11

   3.2. Виды власти……………………...………………………………….…...14 

4. Соотношение властей в обществе…………………………………………...27 

5. Принцип разделения властей…………………………………………….…..19 

Заключение………………………………………………………………….……23 

Список  литературы………………………………………………………………25

 

       Введение

       Понятие власти является одним из центральных  в политологии. Оно дает ключ к  пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее  значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

       Разгадка  феномена власти, приращение всякого  нового знания о природе власти и  механизмах властвования является едва ли не самой главной задачей политологии. То, что древнегреческое «архее», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение – первоначало или первопричина, по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

       Власть  появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима, прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно-родовая форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти территориальной обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.

       Целью данной работы является рассмотрение особенностей политической власти, механизмов её осуществления; изучение понятия «ресурс власти» и видов власти, а также будет затронут вопрос соотношение властей в обществе и принципы разделения властей.

 

        1. Возникновение и сущность власти

       Власть  служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни  любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

       Великий древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384 - 322 до н. э.) в своей работе «Политика» утверждал, что «Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа… Во всяком живом существе, прежде всего, можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж».

       Во  все времена политическая наука  считала неразрывными политику и  власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что  объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. «Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть», - известная формула М. Вебера.

       Существует  множество определений власти. Приведем некоторые из них: власть – 1) это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения; 2) это политическое господство над людьми; 3) это система государственных органов; 4) это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями; 5) это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.

       Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В». Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).

       Однако  предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.

       Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

       Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения. Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так, же как и только на позитивных стимулах.

       В Конституции Российской Федерации утверждается, что «...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...». Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

       Современная политологическая наука знает несколько  подходов к исследованию проблем  власти. Главным в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентрирования власти.

 

        2. Понятие, структура и агенты власти

       Власть  — одно из фундаментальных начал  общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения  людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве — в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

       В научной литературе существуют разнообразные  определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления.

       2.1. Субъект и объект власти

       Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает  активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

       Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал  рядом качеств. Прежде всего, это  желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях  или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

       Помимо  желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами.

       Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

       Отражением  первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят  о решениях власти, о действиях  властей и т.п., подразумевая под  властью управленческие органы.

       Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение  объекта власти, указываются или  подразумеваются поощрение и  наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.

       Власть  никогда не является свойством или  отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а не социальный феномен.

       Власть  всегда двустороннее, асимметричное, с  доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

       Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного  сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

       2.2. Природа подчинения

       Мотивация подчинения достаточно сложна. Она  может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния — более широкой, чем власть, категории, характеризующей как властное, так и более слабое и менее эффективное воздействие субъекта на объект.

Информация о работе Власть в обществе