Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 16:26, контрольная работа
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять.
1.Введение.
2. Содержание власти.
3.Происхождение власти
4. Понятие легитимности и принцип деления власти
5.Заключение
6.Литература.
Власть:
содержание, происхождение,
понятие легитимности
власти.
План:
1.Введение.
2. Содержание власти.
3.Происхождение власти
4. Понятие легитимности и принцип деления власти
5.Заключение
6.Литература.
1.Введение.
Под властью понимается способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия. Концепция власти занимает центральное место в политической науке. Любая власть - это право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять. Концентрированным выражением власти является отношение господства и подчинения, любых форм взаимодействия субъектов властных отношений.
Власть представляет организованную деятельность людей, направленную на согласование противоречивых индивидуальных или групповых интересов и воли посредством их подчинения формируемой единой общественной или групповой воле. Без власти в том или ином ее проявлении - племенного вождя над соплеменниками, пророка над последователями его учения, лидеров общественных организаций над рядовыми членами, государства и его органов над гражданами и т.д. - ни одна из общностей не могла бы существовать. Термин "власть" имеет много разных толкований. В одном случае он может обозначать индивида, облеченного властью, в другом - орган власти, в третьем - право и возможность распоряжаться, ограничивать свободу путем навязывание воли либо силу, обеспечивающую подчинение деятельности подвластных лиц и т.д.
Власть - это: способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существенно воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств - авторитета, воли, права, принуждения, а также ресурсов;
механизм осуществления решений, принятых каким-то лицом или группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе;
производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от индивидуальных факторов;
система властных органов;
лица,
облеченные соответствующими государственными,
административными
знание-власть и коммуникационная власть - комплексные факторы власти, особенно в условиях информационной эпохи.
Власть
складывается и существует в различных
областях человеческой жизни, проявляется
в различных формах. Ее классифицируют
по источникам подчинения или отношения
социального объекта к субъекту
(сила, принуждение, побуждение, убеждение,
манипуляция, авторитет, сотрудничество).
2.Содержание
власти.
По характеру применения выделяют власть демократическая, авторитарную, тоталитарную, деспотическую, бюрократическая и др.
По объекту власти можно выделить такие ее разновидности, как личная, партийная, общественная и др. Власть бывает индивидуальная и коллективная, явная и неявная.
По своему объему выступает как семейная, национальная, международная и др.
По сфере проявления власть подразделяется на политическую и неполитическую (морального авторитета, экономического или информационного господства, физического насилия и др.)
Основные разновидности власти: политическая, экономическая, военная. духовная, семейная. Особое место в этой иерархии занимает политическая власть. Она характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных общественных организаций, этнонациональных отношений и др.
Политическая власть представляет собой систему институционально закрепленных социально-политических отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов с учетом своих интересов. Политическая власть характеризуется реальной возможностью субъекта проводить свою волю, выраженную в политике.
Власть включает директивный, функциональный и коммуникативный аспекты.
Директивная составляющая, т.е. власть как принуждение к исполнению воли приказывающего, как правило, считается основной. Директивное управление представляет распределение ресурсов насилия и прав на их использования.
Функциональное измерение власти состоит в ее понимании как способности и умения реализовать функцию общественного управления на практике - поддерживать и развивать политическую систему, формировать цели и программы ее деятельности, осуществлять соответствующий контроль. Развитие властного функционализма ведет к разграничению полномочий и специализации власти.
Коммуникативный аспект власти обусловлен тем, что ее отправление идет путем общения с использованием нормативного языка, понятного обеим сторонам данного общественного отношения. При коммуникативном понимании власти акцент часто делается на сотрудничество и согласование действий.
Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Концептуальные подходы к интерпретации политической власти с известной долей условности можно разделить на два основных класса. Во-первых, это атрибутивно-субстациональные теории власти, трактующие власть как атрибут, качественное свойство влияния субъекта. Во-вторых, это реляционные концепции, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на том или ином коммуникативном уровнях.
Итак,
в политической науке выделяются
следующие направления
бихевиористское (поведенческое): власть - особый тип поведения людей, основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;
инструменталистское, воздействующее: власть - возможность использование определенных средств, в частности насилия;
структуралистское: власть - особый род отношений между управляющими и управляемыми, иерархический срез;
функционалистское: власть - способность мобилизовать ресурсы общества для достижения целей, признанных обществом;
конфликтное: власть - возможность принятия субъективных решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях;
телеологическое: власть - это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;
коммуникативное: власть - феномен, определяемый характером и направленностью коммуникативных потоков, деятельностью средств массовой информации и коммуникации.
Источник
власти заключается в существующих в существующих
общественных отношениях, структура которых
оказывает решающее воздействие на сущность
и характер власти, на функционирование
системы социального управления как в
обществе в целом, так и в составляющих
его общностях.
3.Происхождение
власти
Власть появилась
с возникновением человеческого
общества и сопутствовала его
развитию, что нашло отражение
в различных учениях о власти.
На ранней степени своего развития
политические воззрения в целом
ещё не успели выделиться в относительно
самостоятельную область человеческого
знания и представляли собой элемент целостного
мифологического мировоззрения. В мифах
древних народов господствует представление
о божественном происхождении существующих
отношений власти и порядка. Согласно
этим мифам, космос в отличии от хаоса,
выражаясь греческой терминологией, упорядочен
присутствием и усилием богов, земные
же порядки - часть мирового, космического
порядка.
Вместе с тем, в
древней мифологии различно решается
и освещается вопрос о способе и характере
связи божественного начала с земными
отношениями. Например, по древнекитайскому
мифу, власть имеет божественное происхождение,
но единственной точкой связи с небесными
силами является китайский император,
являясь одновременно сыном неба и отцом
своего народа.
В
соответствии с религиозно-мифологическими
воззрениями древних египтян
и греков боги, являясь источником
власти правителя, продолжают оставаться
первоначальными правителями и
законодателями, верша земные дела.
Божественный характер власти, правила
поведения, законы - всё это по тогдашним
воззрениям соответствовало божественному
порядку справедливости, получившего
позднее формулировку как "теория естественного
права".
Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти. В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.), в Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.
Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.). Для древнегреческой политической мысли было характерно анализировать различные формы государственного устройства. Так, для Платона идеальное государство как правление лучших и благородных - аристократическое государство. Самой же правильной формой государства по Аристотелю является полития, в котором большинство правит в интересах общей пользы. Полития - "средняя" форма государства, и "средний" элемент в ней доминирует во всём: в правах - целеустремлённость, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.
В Древней Руси проблемы единовластия князя, социальной базы его власти находят освещение в наиболее известных литературных источниках, как "Повесть временных лет", "Новгородская летопись", "Русская правда" и др.
Важной
проблемой более позднего времени
была борьба за верховность власти между
церковной властью и светской. Отрицание
божественного, сверхприродного происхождения
власти, святости её институтов, низведение
их до уровней земных, обыденно-житейских
дел, до "грешной" природы человека
выступала для мыслителей Возрождения
как оружие в борьбе за автономизацию
социально-политического процесса, входило
в комплекс основных идей гуманизма. Так,
Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) стремился отделить
реальную политическую деятельность от
религиозных оснований, исследовал всласть
как отношение властвующих и подвластных,
её устройство, учреждение законов. Симпатии
Н. Макиавелли на стороне умеренной республики,
или "смешанной" формы государства,
которая сочетает демократический, аристократический
и монархический элементы власти и является
более прочной по сравнению с "простыми"
формами.
К вопросам
власти, её источникам обращались представители
западноевропейской мысли Т. Гоббс (1588
- 1679 гг.) и Д. Локк (1632 - 1704 гг.). Власть государства
по Гоббсу есть следствие общественного
договора, который раз и навсегда ограничивает
гибельное стремление людей к осуществлению
своей индивидуальной власти. Это власть,
отчуждаемая от "естественного человека"
и приобретающая самостоятельное существование,
продукт не природных, а сознательных
человеческих установлений. Идею общественного
договора принимал и Ж.-Ж. Руссо, наделяя,
однако, властью, не единоличного государя-суверена,
а народную ассоциацию выражающую общую
волю всего народа как равнодействующую
частных воль людей. Д. Локк, в отличие
от Гоббса, рассматривал власть как средство
к обеспечению такого гражданского состояния,
которое в наибольшей мере соответствует
естественной природе человека.
Большую роль в развитии учения о власти
сыграл Ш. Монтескье (1685 - 1775 гг.). В его книге
"О духе законов" была сформулирована
идея разделения властей, развиваемая
в теорию, обосновывающую принципы законности,
политической свободы и придания роли
праву истинного регулятора взаимоотношений
между государством и гражданами.
Своеобразие в анализе проблемы власти
обнаруживается И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля,
русских мыслителей А. Герцена, Н. Чернышевского,
В. Соловьёва, Н. Бердяева и др.
Кроме того, уже в раннюю эпоху истории
политической мысли была замечена и обратная
сторона феномена власти. Аристотель,
а позднее и Монтескье, указывал на опасность
злоупотребления властью лиц, ею наделённых,
использования ими властных возможностей
для своей частной пользы, а не для общего
блага.
Современные концепции власти можно классифицировать
по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные
подходы к интерпретации политической
власти, с известной долей условности
и относительности, можно разделить при
самом общем логико-гносеологическом
анализе на два больших класса:
атрибутивно-субстанциональные, трактующие
власть как атрибут, субстанциональное
свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный
"предмет" или "вещь";
реляционные, описывающие власть как социальное
отношение или взаимодействие на элементарном
и на сложном коммуникативном уровнях.
Атрибутивно-субстанциальные подходы
к осмыслению власти, в свою очередь, можно
подразделить на: потенциально-волевые,
инструментально-силовые и структурно-функциональные.
Информация о работе Власть: содержание, происхождение, понятие легитимности власти