Власть как социально-политический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:14, реферат

Описание работы

Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношение власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряжённость. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации.

Содержание

Введение
Происхождение и сущность власти. Политическая власть
Структура власти
Типология власти
Легитимность политической власти
Соотношение политической и государственной власти.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

власть как феномен.docx

— 34.29 Кб (Скачать)

            К субъектам политической власти относятся:

  • Социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путём бунта, восстания, революции, гражданского неповиновения, создания органов власти «снизу»;
  • Государство;
  • Политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные – опосредованное.
  • Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определяющее. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоёв, группировок, существующих в обществе;
  • Групповое и индивидуальное лидерство;
  • Личная власть;
  • Отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;
  • Толпа. Она может брать власть в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, тёмные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии.

      Власть  всегда представляет собой взаимовоздействие  субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Объектами  власти могут выступать конкретные люди, государственные органы власти, общественные организации, общественные проблемы, этнические общности, социальные группы, классы.

            Власть управляет  делами общества и государства на разных уровнях:

  • Макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций;
  • Среднем уровне («мезоуровне»), который образуют учреждения рационального, областного и районного масштабов;
  • Микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление.

    К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести  следующие:

  • Поддержание общественного порядка и стабильности;
  • Выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
  • Достижение общественного согласия (консенсуса);
  • Принуждение во имя социально значимых целей и сохранение стабильности;
  • Управление делами общества.

      Источниками власти является её законность, авторитет, умение властвовать, материальные возможности, существующие традиции, страх поданных и сила власти.

      В качестве ресурсов власти рассматриваются  потенциальные основания власти, т.е. те средства воздействия на подвластных, которые могут быть использованы для усиления, дееспособности власти, либо для достижения определённых политических целей. Согласно Р. Далю, ресурсы власти представляют собой «всё то, что  индивиды или группы могут использовать для влияния на других».

      В политической науке принято выделять экономические, социальные,  юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, её ресурсы.

      Экономические основания власти составляют господствующие формы собственности, обмен валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные  ресурсы, золотой запас страны, устойчивость национальной валюты, объём запасов  жизненно важных материальных ценностей  и т.п. Социальные основания власти – это те слои и группы населения, на которые власть опирается. Юридические  основания власти есть та совокупность законов, других нормативных актов, на которых власть сформирована и  на которые она опирается в  своей практической деятельности. Административно-силовые  основания власти образуют учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность  страны, её внутреннюю и внешнюю  безопасность. Культурно-информационные основания власти включают в себя совокупность учреждений, сохраняющих  и накапливающих культурные ценности и информационный потенциал страны. Некоторые авторы в качестве самостоятельных  или дополнительных ресурсов власти называют также убеждения, чувства (особенно национальные и религиозные), язык. Приведённый перечень не является исчерпывающим. Власть может иметь  под собой самые различные  основания и использовать всевозможные средства.

      Типология власти

    Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут использоваться в качестве оснований ее типологий.

    Одной из наиболее содержательных классификаций  власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на:

  • экономическую;
  • социальную;
  • духовно-информационную;
  • принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно);
  • политическую в широком, собственном значении этого слова.

    В зависимости от субъектов, власть делится  на:

  • государственную;
  • партийную;
  • профсоюзную;
  • армейскую;
  • семейную и т.п.

    По  широте распространения выделяются:

  • мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);
  • макроуровень - центральные органы государства;
  • мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) 
  • микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

    Возможна  классификация власти по функциям ее органов, например:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

    По  способам взаимодействия субъекта и  объекта власти:

  • демократическая;
  • авторитарная;
  • тоталитарная.

    Сильной властью называют власть, которая  управляет страной, применяя в том числе и методы принуждения.

    О кризисе власти можно говорить, когда  имеет место неспособность решать стоящие перед обществом и  государством проблемы, что приводит к политическим кризисам.  
 
 
 

      Легитимность  политической власти 

      Легитимность  власти – это общественное признание  законов существующей власти, доверие  к ней граждан, их согласие подчиняться  её установкам и требованиям.

      Источниками легитимности выступают:

    • Традиции;
    • Успех в решении проблем;
    • Нравственные качества представителей власти;
    • Власть утверждается в результате законных процедур – выборов без махинаций.

      Различают три типа легитимности власти:

    • Традиционная легитимность основывается на авторитете традиций и обычаев;
    • Харизматичная легитимность основывается на личных достижениях одарённого политического лидера;
    • Рационально-правовая легитимность, где граждане доверяют устройству государства и законам, принятыми этой власть.

  Традиционная  власть основана вере в священный  характер норм, обычаев, традиций, которые  рассматривается как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так  принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без  общественных изменений. Люди вновь  и вновь воспроизводят отношения  власти и подчинения на протяжении многих  поколений. Традиционная власть была характерна для древних восточных  империй, для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах.

  В модернизирующемся обществе распространён  харизматичный тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, которыми обладает лидер; по сути, это сверхчеловек с особыми качествами. . Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна, Шарля де Голля, Гитлера, Рузвельта, Черчилля. Исторически харизматичная власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, Гитлировский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Харизматический тип властвования зачастую развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях.

  Легальность власти основывается на признании юридических  норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные  законом процедуры. Для обоснования  своей власти элита обращается к  действующему законодательству, которое  предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в  рамках закона, ограничение сферы  деятельности государства.

  Рационально-правовая или легальная легимитивность характерна для демократических государств. Она предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доступ к политическим институтам всем слоям населения, доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.

Учёные  выделяют и другие виды легитимности:

  • Этническую легитимность;
  • «Согласие под угрозой насилия»;
  • Основана на апатии населения;
  • Прагматическая (в обмен на обещания благ);
  • Идеологическая (пропаганда определённых представлений о власти и социальной действительности);
  • Патриотическая (гордость человека за свою страну и её политику);
  • Технократическая (политика рассматривается как ремесло, требующее технических знаний и опыта).

   В наше время те или иные государства  переживают кризис легитимности, что  проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это  зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств полититической элиты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Соотношение политической и государственной  власти

      В политической литературе наряду с понятием «политическая власть» широко используется также понятие «государственная власть».

      Государственная власть - самая мощная из форм проявления политической власти. Если политическая власть реализуется с помощью  совокупности средств влияния, то государственная власть реализуется посредством монопольного права государства издавать обязательные для всего населения законы, организационно-управленческих органов, специального аппарата принуждения, а также с помощью особого слоя лиц – профессиональных управленцев.

      Таким образом, политическая власть неразрывно связана с государством, исторически  она появляется вместе с ним. Длительное время политическая власть правомерно отождествлялась с государственной. Однако усложнение структуры общества в ходе его исторического развития повлекло за собой и усложнение механизма и форм проявления политической власти. Государственная власть, с одной стороны, есть одна из форм политической власти, она есть главное средство обеспечения господства одних социально-политических сил над другими, а с другой – она может выделиться среди других форм власти анализироваться как специфический социально-политический феномен, который функционирует по особым закономерностям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

     Таким образом, власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Власть появилась с возникновением человеческого общества и сопутствовала  его развитию, что нашло отражение  в различных учениях о власти.

Информация о работе Власть как социально-политический феномен