Вклад в юридическую науку Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:10, реферат

Описание работы

Падение Западной Римской империи (476 г.) завершило период истории Древнего мира и положило начало истории средних веков. В странах Западной Европы периода раннего средневековья (V–Х вв.) постепенно складывался сословно-феодальный строй.
К IX–Х вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного массой повинностей крестьянства.

Содержание

1.Введение
2.Западная Европа в Средние века - эпоха Фомы Аквинского
3.Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского
4.Заключение
5.Использованная литература

Работа содержит 1 файл

аквински.docx

— 41.91 Кб (Скачать)

     В средние века человек был настолько  подчинен церкви и государству, что  только от дуализма духовной и светской властей что-то выигрывала его свобода: борьба церкви за политическую власть компрометировала идею неограниченности прав светских правителей, и, наоборот, отстаивание суверенности светских властей сеяло идеи хоть какого-то выхода из-под духовного диктата  церкви.

     В целом политико-правовая идеология  средневековья мало сделала для  развития идей свободы и равенства  людей. Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные  сословные иерархии. Каждая ступень  этой иерархии имела свой правовой статус, тесно привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной  структуре. Республиканский воздух городов делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных  обязанностей и ограничений. Идеи свободы  и равенства были перенесены более  всего в сферу религиозных  исканий, где мечты о преодолении  чуждой народу власти церкви и государства  принимали форму идей непосредственной власти бога.

     Демократические тенденции раннего христианства нашли развитие в идеологии ряда еретических движений средних веков. Применяя к государству и праву  тексты св. писания о равенстве  верующих перед богом, радикальные  ереси обосновывали равенство людей  перед законом и их право участвовать  в решении не только церковных, но и государственных дел.

     Как выдающийся мыслитель своего времени  Фома Аквинский не только обосновывает превосходство папской власти, но и делает это весьма изощренным образом, представив систему Аристотеля через  призму христианской философии. Этот шаг оказался значимым для католической церкви, учение Фомы завоевало догматическую нишу.

     Фома  Аквинский представляет наиболее полное и систематическое изложение  философии права средних веков.

     Государство, по Аквинскому, возникло в результате природной необходимости, так как  человек от природы существо общественное и политическое, поскольку он существо разумное (восприятие рецепции Аристотеля). Но Государство, как и природа  и все сущее, берет начало от Бога. Но созданная Богом природа обладает некоторой автономией и творческими  свойствами и такими же свойствами обладает созданное природой государство (концепция самого Фомы Аквинского). Это отличает его учение о государстве  от традиции Августина (основатель христианского  вероучения) и его последователей, согласно которой происхождение  государства ведется от грехопадения, а каждое явление природы и  общества рассматривается как результат  непосредственного вмешательства  божественного Провидения, Фома Аквинский  связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

     Таким образом, Фома Аквинский стал известен не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Аквинский Ф. О правлении государей  // Политические структуры эпохи  феодализма в Западной Европе VI - XVII вв. - Л.: Наука 1990.

2. Гараджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме. / Вопросы философии. №9 1963.

3. История  политических и правовых учений: Учебник / под ред. О.Э. Лейста - М.: 1997.

4. История  политических и правовых учений: Учебник для вузов / под ред.  В.С. Нерсесянца - М.: 1996.

5. Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут. М.: 2005.

6. Философский  словарь. Издательство политической  литературы / под редакцией И.Т.  Фролова - М.: 1986

7. Мартышин  А.И. История политических учений. М.: 1994.

Информация о работе Вклад в юридическую науку Фомы Аквинского